Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Памяти Анны Абрамовны Галиченко старейшего музейного сотрудника и крупного специалиста в области краеведения
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Памяти Анны Абрамовны Галиченко старейшего музейного сотрудника и крупного специалиста в области краеведения

23 Сентябрь 2021

Настоятель и причт нашего храма скорбит о кончине 16 сентября сего года старейшего музейного сотрудника Алупкинского Воронцовского дворцово-паркового музея-заповедника, возглавлявшего в 1983—1993 научную работу в музее, крупного специалиста в области краеведения Анны Абрамовны Галиченко. Благодаря её кропотливой работе в архивах, благодаря личным контактам с потомками дворянских родов, проживающих за рубежом, вернулись в историю Крыма забытые имена владельцев крымских усадеб конца XIX — начала XX века. Благодаря А.А. Галиченко увековечены имена безвинно погибших в годы братоубийственной смуты в 1920—1921-е в Большой Ялте.

Анна Абрамовна родилась 31 июля 1938 года в семье военнослужащего Абрама Викторовича и его жены Зои Николаевны Жигаревых в городе Великие Луки недалеко от Пскова. Спустя два года после её рождения умерла мать и воспитанием сироты занялась родственница Надежда Фёдоровна Павлова. В Победном 1945 году Анна поступила в 644-ю школу Куйбышевского района города Москвы и в 1955 году её окончила. Развитие туберкулёза приводит к перемене климата. В 1955-м Анна Жигарева приезжает в Крым и поступает в Симферопольское медицинское училище на акушерское отделение. Позже переезжает в Симеиз и работает медсестрой в санатории имени П.И. Баранова. В 1960-м выходит замуж за врача рентгенолога санатория имени Н.А. Семашко красивого, образованного и обаятельного, но тоже больного туберкулёзом Михаила Ивановича Галиченко (1926—1963). Меняет фамилию и работает в детском санатории «Пионер». Муж — выпускник школы снайперов, участник Великой Отечественной войны. Счастливый брак оказался недолгим, через три года муж умер. Анна Абрамовна Галиченко, полная сил и энергии, ищет полного применения своих сил и таланта. Она учит французский язык и думает о поступлении в Институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Поступает на курсы экскурсоводов в Алупкинский дворец-музей и в течение 26 лет (1975—2003) плодотворно работает в музее. Её увлекает история создания Воронцовского парка и, поступив на искусствоведческое отделение Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, пишет диплом «Алупкинский парк и его место в искусстве романтизма 30—40-х гг. XIX». Диплом содержал богатый историко-культурный материал и множество научных открытий.

Большое внимание уделяла экспозиционно-выставочной деятельности, пополняла коллекцию музея лучшими образцами прикладного искусства эпохи романтизма. Приобрела уникальный музыкальный инструмент, находящийся в экспозиции Бильярдной. Сумела убедить профессора Никитского сада Виталия Николаевича Голубева именно в Алупкинский музей передать свою коллекцию живописи и графики представителей художественных школ почти всего XX века, насчитывающую более 200 уникальных произведений и получившую широкую известность как «Дар профессора В.Н. Голубева».

Анна Абрамовна Галиченко активно включилась в создание экспозиции Массандровского дворца Александра III в Массандровском филиале музея-заповедника (1991 г.).

В 1989 году А.А. Галиченко как официальное лицо музея принимала в дар 52 произведения Народного художника Украины Я.А. Басова, более 50 лет проживавшего в Алупке и посвятившего нашему городу много холстов и акварелей.

В том же богатом на события 1989 при участии Анны Абрамовны известный коллекционер и большой патриот России барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн, проживающий в княжестве Лихтенштейн на вилле «Аскания-Нова», передал в дар музею парадный портрет Светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического кисти неизвестного мастера живописи (тип Левицкого).

Благодаря личным качествам и высокому профессионализму, в Алупку и Ялту стали совершать визиты потомки Михаила Семёновича Воронцова из Франции и США: Мария Илларионовна Воронцова-Дашкова, Александр Илларионович Воронцов-Дашков, а также потомки Апраксиных, Веригиных, Вяземских, Можайских, Мальцовых, Щербатовых… Начиная с 1997 года, они стали собираться на месте массовых расстрелов (декабрь 1920— март 1921) в Багреевке под Ялтой, где в 2005 году была возведена на средства потомков русских эмигрантов часовня в память о погибших. В соавторстве с Л.М. Абраменко вышла книга «Под сенью Ай-Петри. Ялта в омуте истории 1920—1921 гг.».

По приглашению иностранных гостей А.А. Галиченко побывала в Париже и привезла оттуда в дар музею фамильный архив семьи Комстадиусов, бывших владельцев имения «Мурад-Авур» (Мисхор). По приглашению известного американского искусствоведа, исследователя русского авангарда Джона Боулта, она посетила США. Занимаясь историей создания Воронцовского парка, стала собирать сведения о старшем садовнике Карле Кебахе и в Германии вышла её статья на немецком языке, иллюстрированная фотографиями. Занимаясь историей разведения в Крыму роз, вернула из небытия имя ботаника Жака Десмета, отца художницы-копииста Луизы Дессеме.

На протяжении нескольких лет Анна Абрамовна Галиченко углублённо занималась историей усадеб и жизнью их владельцев.  Созданный ею сборник  «Старинные усадьбы Крыма» красочно живописует историю создания, расцвета и послереволюционного бытования лучших усадеб: Алупка, Гаспра, Мисхор, Лимена, Мухолатка, Мшатка, Олеиз, Новый Кучук-Кой. Эту книгу смело можно назвать Энциклопедией Южнобережного крымоведения. Особенно волновал Анну Абрамовну уникальный уголок Южного берега Крыма, где проявили свой талант художники, скульпторы, архитекторы — имение «Новый Кучук-Кой», о котором не много знали краеведы. Книга «Старинные усадьбы Крыма» в 2008 году Ассоциацией книгоиздателей Санкт-Петербурга признана «Лучшей книгой русского зарубежного издательства».   

Галиченко стояла у истоков проведения в музее научных конференций «Пилигримы Крыма», «Воронцовы и русское дворянство: между Западом и Востоком», «Мир усадебной культуры». 

Анна Абрамовна Галиченко внимательно следила за кадровой политикой в музее, за пополнением коллектива молодыми перспективными сотрудниками, направляя их учиться в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина для получения профессии искусствоведа.

Огромная работа была сделана Анной Абрамовной для открытия, благоустроения и исторического обоснования закрытых и  разрушенных в годы безбожия православных  святынь. Ею были подготовлены исторические справки по храмам, позже открытым и восстановленным  в Алупке, Мисхоре, Кореизе, Симеизе, Массандре. Её трудами произошло перезахоронение останков иеромонаха Никандра, флотского священника и настоятеля храма св. Михаила Архангела в Алупке. Именно она стояла у истоков и была главным инициатором строительства часовни во имя Курской Коренной иконы Превсятой Богородицы в Багреевке. В планах ее была большая и трудная работа по канонизации расстрелянного там протоиерея Константина Агеева.  

Безусловно, Анна Абрамовна была яркой личностью, среди её знакомых были известные кинематографисты: Андрей Тарковский, Жанна Прохоренко, Артур Макаров. Она же скрашивала последние дни жизни известной актрисы и педагога Тамары Макаровой. Многие знакомые актёры принимали участие в фильме «Последний шанс из тысячи», съемки которого проходили в Симеизе и на старой Севастопольской шоссейной дороге.

Отпевание Анны Абрамовны Галиченко состоялось 22 сентября в храме св. Михаила Архангела г. Алупки и  похоронена она  на Симеизском кладбище в одной ограде с мужем.

 

Настоятель храма свт. Иоанна Златоуста

протоиерей Владислав Шмидт



назад к списку новостей