Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 18.03.2012г. Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 18.03.2012г. Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная.

Untitled Document

От Марка Святое благовествование, глава 8 (34-38) – глава 9 (1).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Третья неделя Великого спасительного поста, Святой Четыредесятницы предполагает духовное поклонение Кресту Господню. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Христос нам ничего не передал в чувственном образе. Все, что мы видим в Церкви, должно наполниться духовным содержанием, глубоким смыслом, понимание которого способно нашу душу ободрить, способно воскресить в ней самые святые и божественные чувства. Все передано духовно, все передано возвышенно. И поэтому, взирая сегодня на распятие Господа Нашего Иисуса Христа, мы, конечно же должны преисполниться чувствами и проникнуться тем великим, действительно возвышенным состоянием духа - благодарностью. Потому, что духовное поклонение Кресту – это, прежде всего благодарность Господу за ту Великую Жертву, которую Он совершил ради нас и нашего ради спасения. Бог стал человеком для того, чтобы человека сделать Богом, как говорит святитель Василий Великий. Действительно, до воплощения Христова на земле между жизнью людей здесь на земле и Божественной Благодатью и Богом, Миром Горним была стена, непроходимая и непроницаемая. Мы называем Горний Мир Небом, в том отношении, что оно не здесь, оно не причастно к этому миру, оно нетварно, и не потому, что Бог где-то на каких-то облаках пребывает, нет, это тот духовный мир, который может человек открыть, понять, проникнуть в него, но может он быть для него и тайной от века затворенной, то есть никогда он не поймет и не проникнется этим чувством. Так вот, между Богом и человеком была тайна. И потому Христос пришел в мир, как сказано в Священном Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, чтобы мир этот спасти, чтобы он не погиб». И вот мы видим те благодатные деяния, которые Господь во время своей земной жизни совершал: исцелял больных, воскрешал умерших, помогал находящимся в беде, совершал такие вещи, которые никто из людей, пожалуй, за всю человеческую историю не мог сделать. Создал Церковь Свою, призвал апостолов, открыл им тайны Царства Небесного. И мы видим, что когда подошло исполнение тому времени, которое было назначено в пророческих книгах, книгах Ветхого Завета о жертве за грехи людей, то Он стал этой Жертвой, Он взошел на Крест и Свою человеческую жизнь принес Он как жертву за грехи всех людей. Конечно, не место и не время сейчас входить в тонкости богословия, но это очень важно, потому что каждый человек может нас, христиан спросить: «Ну, хорошо, ваш Спаситель, как вы говорите, был распят на Кресте. А какое это может иметь отношение к вам, если он жил две тысячи лет или более тому назад?» Мы же живем сейчас и мы должны это понять, разумом постичь, сейчас проникнуться этим. Какое мы имеем отношение к той Жертве, которую когда-то совершил Господь? И Церковь отвечает на это следующими словами: в личности Христа было две природы, Божественная и человеческая. Более ни один из живущих на земле людей не смог соединить в своей ипостаси таким образом два естества. Кого бы мы не взяли, ни один провозвестник любой другой религии, будь то Моисей, если это Ветхий Завет, или Будда, который жил в Индии, или Мухаммед, который жил уже после Христа. Они были только пророками, они учили, наставляли, открывали какое-то новое знание, но не так как поступает Христос наш Учитель, или как мы говорим Спаситель. Он приходит не для того, чтобы только научить, а Он приходит для того, чтобы исцелить человека. И вот когда в Нем, в этом Сыне Божьем соединяются две природы Божественная и человеческая, вот в этом вот состоянии человеческая природа, которая годами погибала, умирала, была необходимость ее каким-то образом поднять и воскресить. И вот в Нем Самом, во Христе, эти две природы соединились и Божественная исцелила человеческую. Мы говорим, во Христе не было греха. И действительно это так, потому что там, где Бог, там не может быть греха. Святы отцы на Халкидонском соборе, который проходил в пятом веке, применили такую богословскую формулу, что две природы соединились нераздельно, неразлучно, неслитно и неизменно. Вот таким образом.

И это есть тоже образ нашей веры. Мы веруем, что во Христе это произошло. Но более того, мы еще говорим, что этого мало, что Он был распят на Кресте. То есть, что вот это человечество, живущее в нем, все-таки носило на себе образ той измены, которая в Адаме совершилась. Адам изменил Богу. Он не послушался Его, и человек сам себя спасти не мог. Поэтому Бог становиться человеком для того, чтобы искупить этот грех, для того чтобы исцелить его в человеке и показать чего же стоит действительно человеческая правда. А она, как мы увидим, в дни Страстной Недели, когда будем вспоминать всю эту историю: Его взятие под стражу, пленение, тот неправедный суд у Пилата, все то, что произошло в каждый день земной жизни Иисуса Христа, когда начнется отсчет последних Его дней, она, эта правда человеческая немногого стоила. Мы увидим, что все предали, все разбежались, ни один человек, кроме Пресвятой Богородицы и любимого ученика - Иоанна Богослова, никто не остался верным. И в этом сказалась действительно греховность человеческой природы. И только потом, когда Дух Святой был послан на апостолов, они получили это укрепление, им был сообщен Великий Дар стоять в вере, свидетельствовать об этой вере, и распространить ее на всю землю. А тогда в день распятия все оставили Его, все отвернулись. И этим Господь нам показывает, что не надейтесь люди на себя, никогда не обещайте Богу, как апостол Петр, что, куда бы Ты ни пошел, туда и я пойду. Потому, что Господь, видя переменчивое человеческое сердце, тогда еще ему сказал, что трижды не пропоет петух, а ты от Меня отречешься трижды. И вот это все произошло. Поэтому духовное поклонение - это не только благодарность, это еще и терпение, и несение своего креста. Это такое состояние, когда человек пытается взять на себя грехи кого-то, какие-то духовные его недостатки, и не обращать на них внимание. Знать, что он служит этому человеку, который, может быть, поносит его и говорит, что ему не нужна эта помощь; но служит ему так, как служил бы Христос ему, и как Он служит действительно.

Поклонение Кресту - это прощение обид, которые нам приносят наши ближние, те люди, которые живут вокруг нас. Потому, что в Евангелии сказано, что если вы хотите быть совершенными, то вы должны молиться за своих врагов. По этому поводу святитель Дмитрий Ростовский пишет: «Если скажут, что сейчас в наше время не бывает чудес, то не верьте этому, потому, что знаю, есть среди христиан те люди, которые молятся о своих врагах, а это – чудо». Это действительно чудо в том полуязыческом мире, в котором мы живем. Поэтому, если мы задумаемся в своей жизни, легко ли нам молиться о врагах, то поймем, что это должно совершаться от всего сердца от всей души, и чтобы действительно это было произволением человеческой природы. Мы такое редко найдем, но оно бывает, и потому в христианстве пребывает состояние чуда.

И конечно, духовное поклонение кресту это чувство смирения, это не просто смиренничение, как бы сказали мы, а это – смирение, истинное понимание того, что без Бога мы не в состоянии достичь чего бы то ни было. В Древнем Патерике есть такой рассказ, об одном монахе, который пришел к колодцу и там сидел старец. И вот старец вдруг изумился, увидев над головой этого монаха веяние Духа Святого, сказано в этой книге. То есть он увидел, что лицо его сияет. Этому молодому монаху было всего двадцать лет, а старцу - больше восьмидесяти. И вот Господь повелел этому старцу спросить монаха, каким образом он проводит свою духовную жизнь, духовную брань. Он спросил. А тот ему ответил: «Разве я должен говорить тебе о моей жизни, ты должен меня научить, ты опытный, ты старше меня и дольше живешь в пустыни». И старец ему сказал: «Есть Некто, Кто повелел мне, чтобы я спросил именно тебя, а так, я бы и не спросил». И тогда монах ему показал как надо себя вести, он снял со своей головы клобук, бросил его на землю и стал топтать, говоря, что если не будешь под ногами у всего мира, как вот эта моя наметка, то не спасешься. И это принесло старцу великую пользу, потому что это и есть настоящее смирение, когда человек почитает себя хуже всех и недостойнее всех, и тогда он строит свою жизнь совсем по другому образу.

Ну и конечно духовное поклонение Кресту – это борьба со своими страстями, как мы говорим, с теми нашими поступками, которые приносят нам страдания, потому что страсть, - это и есть страдание. И если человек не борется со своими желаниями, которые явно греховны, а иногда бывают и тайно, то он не живет по-христиански, он живет по-язычески, и ничего общего с Жертвой Христовой, Его спасительными страданиями не имеет. Но если он хочет быть искупленным этой Христовой кровью, он должен в максимально близкое состояние приблизиться к тому евангельскому образу, который открывает нам Господь.

Никогда Господь не говорил своим последователям, что если вы будете христианами, то вы здесь на земле достигнете каких-то совершенств. Он наоборот сказал, что вы в этом мире скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир. А воздаяние, которое ждет христиан, оно не земного, не материального происхождения. И не случайно, в сегодняшнем Евангелии Господь говорит, если кто внимательно слышал последнюю фразу, что есть среди от вас, стоящих здесь, то, которые, которые прежде конца мира, уже в этой жизни вкусят дары Царствия Небесного. Вот, о чем идет речь. То есть это те святые, о которых мы читаем в житиях, удивляемся и думаем: «Какие сказки, как это красиво, но, наверное, недостижимо». Но это, действительно проявление того стояния, когда еще в этой жизни человек видит и вкушает дары Небесного Царствия, он живет в этом мире, он вкушает его плоды, и для него не важно, что совершается вокруг. Может быть, здесь все рушится и падает, но его душа пред Престолом Божиим и Сам Господь, святые Ангелы посылают ему свою пищу. Вот что такое духовное поклонение Кресту. Конечно, это и благодарность, конечно, это и следование Кресту, это терпение и несение своей жизненной доли так, как завещал нам Господь. Но это, конечно же, прежде всего, путь в Царствие Небесное. Пускай же Господь нам поможет, укрепит, наставит, вразумит и дарует Свою Спасительную Благодать, чтобы она вела нас по этому пути, по которому Господь прошел и пронес Свой Спасительный Крест. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

18 марта 2012 года


Назад к списку