Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 29.04.2012г. - Неделя Св. Жен-Мироносиц
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 29.04.2012г. - Неделя Св. Жен-Мироносиц

Untitled Document

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Продолжая Пасхальный цикл храмовых Богослужений, Неделя Св. Жен-Мироносиц включает в себя воспоминание о тех наиболее преданных и верных людях, которые показали свою веру и свою любовь по отношению к Господу Нашему Иисусу Христу. И потому Церковь отдельно посвящает им воскресный день, указывая и напоминая нам, как это важно было в тот момент, когда Господь находился под стражей, когда Он был унижен, оплеван, избит, когда над Ним нависла смерть, и когда все, испугавшись, бежали, оставив Его одного, нашлись люди, которые не побоялись быть с Ним вместе. Говоря все, мы ведь имеем в виду не ту небольшую группу учеников, на которую, наверное, и возлагалась главная надежда. Однако, остались только те люди, которые в течение Его проповеднической деятельности были незаметны, находились в тени. Это женщины, имена которых нам известны из Священного Писания: Мария Магдалина, из которой Он изгнал семь бесов и исцелил, таким образом, от страшного и тяжелого недуга; Мария Иаковлева, Саломия – сродница Христа по плоти через Пресвятую Богородицу; Иоанна; Марфа и Мария – сестры Лазаря; Мария Клеопова; Сусанна. Они были Его последними сторонниками, теми, кто пережил с Ним последние часы Его земной жизни и на Голгофе, несмотря на то, что отвернулись такие, казалось бы, несокрушимые и верные ученики как Петр, который испугался и убежал, а потом во дворе первосвященника трижды ответил вопрошавшим его, что он вообще не знает Христа. И даже после всего этого, жены-мироносицы все равно остались верными.

В истории Церкви на протяжении всех тысячелетий, столетий ее существования на земле, именно женщины оказывают решающее значение. Именно они возлагают на свои хрупкие плечи попечение о Церкви, о Святыне, о храмах, о Богослужении, о всем том, что завещал нам Господь. В то время, как мужчины, как правило, оказываются неверны, оказываются слабы перед лицом опасностей, перед лицом гибели. А женщины этой гибели не бояться.

Есть некоторая богословская мысль по этому поводу, которая отправляет наше внимание к первым строчкам Священного Писания, где сказано, что, когда Бог творил человека, Он Адама создал из земли, затем вдохнул в него дыхание жизни. А вот жену ему он создал из ребра Адама, обложил его плотью, и возникла женщина. Святые отцы говорят по этому поводу, что Адам был создан из внешнего, он был создан из какой-то уже имеющейся материи, - из земли. А Ева – это чадо внутреннее, то есть из - нутри Адама была она создана. Поэтому, она более углублена, она более глубокая по своему содержанию. Это с одной стороны. А с другой, Адам был сначала создан, а потом введен в Рай, а Ева родилась уже в Раю и первые впечатления своей жизни она, естественно, получила, увидев прекрасное дивное райское место. И, наверное, в какой-то мере это наложило отпечаток на женскую природу, и служит до наших дней причиной того, что именно женщины настолько верны, настолько преданы Христу, даже более чем мужчины.

Но, в оправдание мужчин можно сказать следующее. Не только женщин сегодня почитает Церковь, но и двух святых мужей – Иосифа и Никодима. Эти люди принадлежали к ведущему слою тогдашнего иудейского общества, к Синедриону, то есть входили в число правителей и духовных, и в какой-то мере светских, которые оказывали влияние на людей. Но в момент суда, о котором в Евангелии не сказано, но в предании сохранилось, в тот момент они возмутились против приговора и были изгнаны из Синедриона. Тогда они не побоялись стать предателями по отношению к своей собственной вере, к своей собственной религии, потому что посчитали, что если они выберут свою религиозную традицию и восстанут против Христа, то они, таким образом, погрешат против истины и нанесут рану, прежде всего, своей душе. Поэтому они этим выбором совершили, действительно, целый переворот в своей жизни. С одной стороны – они предатели своим соплеменникам, предатели по отношению к традиции, религиозной структуре. С другой стороны, они предпочли остаться с Христом, а не с той, кажущейся человеческой правдой, которая тогда их окружала, потому что знали, что Христос – это Бог, который стал человеком, что Христос - это и есть та Правда, которой они должны послужить всем своим сердцем, всей душей. Вот эти два человека восстали и против первосвященников – как представителей официальной религиозной власти, и против книжников – как представителей высокой интеллектуальной культуры и науки, и против старцев, к которым люди приходили советоваться и брали у них все необходимые предписания. Против всех этих людей восстали эти двое. И они послужили Христу всем тем, чем они могли ему послужить. При жизни они были сокровенны, но после смерти Христа они решили, что, хватит уже бояться, что надо этот страх преодолеть, и показать своё человеческое достоинство.

И вот мы видим, Иосиф из Аримафеи пришел к Пилату, попросил тело Христа. Когда ему отдали это тело, измученное и исстрадавшееся на кресте, он положил его в своей собственной могиле, в том гробу, в котором еще никто не был похоронен, который хранил для себя.

И вот туда положили тело Христа. И купили они благовонного масла, купили плащаницу, и совершили обряд омовения умершего человека, вместе с Пресвятой Богородицей, вместе с теми женами. Почему и называем мы их мироносицы, потому что они это миро принесли ко гробу. Плащаница же эта сохранилась чудесным образом и до наших дней. Ее можно увидеть в городе Турине (Италия), в кафедральном соборе находится ее подлинник. Это тот самый плат, который был положен на плиту помазания, к которому прикасались руки Божией Матери, к которому прикасались святые мироносицы, Иосиф с Никодимом, плат который облегал тело Возлюбленного Господа Нашего Иисуса Христа. По всему христианскому западу сейчас распространяются копии плащаницы. И в России, в Санкт-Петербурге, в Исаакиевском соборе есть ее копия.
Все это сказано к вещей славе, сегодня почитаемых нами жен-мироносиц и святых мужей. Какое же мы имеем отношение к ним? Конечно, вы знаете, что чем больше человек совершает грехов, тем дальше он стоит от благодати Божией. И, поэтому так необходимо сегодня сказать о человеке и привести пример этих святых жен и мужей, проникнуться этим благоговейным чувством, стать единым с мыслями с теми женами, с теми немногими мужами которые послужили Господу всем тем, чем они могли Ему послужить.

Христос воскресе! – Воистину воскресе!

Протоиерей Владислав Шмидт

29 апреля 2012 года


Назад к списку