Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 13.05.2012г. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 13.05.2012г. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Untitled Document

От Иоанна Святое благовествование, глава 4 (5-42).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день называется в церковном календаре Неделей о самаряныне.

В Евангелии от Иоанна, рассказывается о том, как у колодца возле самарийского города Сихарь Господь встретил в полдень женщину - самарянку, пришедшую набрать в глубоком колодце воды. Это было в то время, когда ученики пошли в город купить пищи, а Он ждал их возвращения. И Господь попросил ее, чтобы она и Ему тоже дала попить. Она удивилась этой просьбе, потому, что догадалась по Его одежде, что Он, должно быть иудей, а самаряне с иудеями не общались. И вражда эта между ними доходила до того, что, даже кувшин, из которого попьет иудей, считался оскверненным, и пить из него самярянину было уже нельзя. И вот эта женщина говорит Ему: «Я не могу тебе дать попить, ведь я же отношусь к другой вере, нежели Ты». Хотя, самаряне-то ведь тоже верили в Единого Бога, но считали, что поклоняться ему нужно на горе Гаризим.

Ранее, когда иудеи были захвачены в плен, вавилонский царь разрушил Иерусалимский храм, а самаряне, т. е. люди, переселившиеся из других мест, построили вместо того храма другой. А когда потом, вернувшиеся из плена иудеи восстановили свой прежний храм, то оказалось, что теперь существует два храма. Один – на горе Гаризим, а другой, вновь восстановленный – в Иерусалиме.

Мы знаем, что в Ветхом Завете было сказано, что Дом Божий один, и он в Иерусалиме. Тогда иудеи предприняли все попытки, чтобы убедить языческих царей разрушить тот храм на горе, который построили самаряне. И вот с этого момента началась рознь, как бы мы сейчас сказали, межрелигиозная и межнациональная. Люди друг друга не понимали и считали друг друга скверными, отворачивались друг от друга. Одним словом, возникло то, что обличал и с чем боролся Господь Наш Иисус Христос, когда жил на земле. Он говорил о том, что перед Богом нет разницы, какой национальности человек. И пусть, может быть, даже, он и верит по-другому, но принимать его нужно, любить его нужно, как единственного перед Богом, потому что, такого человека никогда не было и не будет во веки веков. Так относился Господь ко всем людям. И вот Он говорит этой женщине: «Если бы ты знала, если бы могла себе представить, Кто просит у тебя воду, ты бы сама просила у Меня, и Я дал бы тебе воду живую, дающую жизнь вечную». И вот, мы по Евангельскому тексту понимаем, что в сознании этой женщины что-то поменялось, она тут же заинтересовалась этими словами. Какую же такую воду Он может ей дать?!

Скорее всего, она уже с первых слов догадалась, что речь идет не о материальном, и поэтому спросила: «У Тебя даже почерпнуть нечем, какую же воду Ты можешь мне дать?» И Господь ей ответил: «Я говорю о той воде, которая может возродить человека, которая может сделать его вечным». И тогда стала она Ему задавать совсем иные вопросы, касающиеся Вечной жизни. Она спросила Его: «Мы всю жизнь молимся на горе, а вы говорите, что нужно молиться в Иерусалиме, а как должно на самом деле?»

«Хотя спасение и из Иерусалима, но придет время, и уже настало», - говорит Господь, - «что каждый истинный поклонник будет кланяться в духе и в истине». Он хотел подчеркнуть некую очень важную особенность христианской веры, - что такое Дух, и что такое Истина. И, конечно, в Евангелии Он дальше это не объясняет, но мы, живущие в Церкви Христовой, мы должны выявить из опыта своей жизни: что такое Дух, и что такое Истина.

Прежде всего, о Духе сказано, что Дух – дышит, где хочет. И мы глас его слышим, но не знаем, откуда приходит и куда идет. Здесь говориться о Господе, о Боге, о Духовной Сущности, о Том, Который является и нашей частью, с одной стороны. С другой стороны - внешне нас поддерживает. Это тот самый Дух, о котором псалмопевец сказал: «Послеши Духа Твоего, и созиждутся... отъимеши дух Твой, и исчезнут, и в персть свою возвратятся». То есть это та Животворящая Сила, Начало всего. Еще до сотворения мира Дух Божий носился над водой, над этим еще хаосом, организованным и несотворенным. И Он хотел приложить свою творческую силу, чтобы это все возникло и появился мир. Вот о чем говорит Господь. Т. е. истинный поклонник - тот, который хочет достичь до Господа, тот, кто желает своим голосом возвыситься до Небес. Он должен быть причастным Богу, он должен быть, как бы, соединенным во единой струе с Самим Господом, и тогда это все возможно, потому, что только человеческими силами рассчитывать на то, что вот на этой горе мы построим храм, и вот этот храм, в силу того, что мы что-то заслужили перед Богом, и будет тем местом, с которого можно докричаться. Нет! Ничего подобного. Если человек не смириться, если не поймет, что без Бога он никто и ничто, никакой голос не будет услышан…

Вспомним Моисея, который вел свой народ через пустыню. Когда он услышал, что за его спиной лязгает оружие, мчится конница, которая вот-вот их всех настигнет и сотрет с лица земли; а они стоят перед морем: впереди - вода, позади – пустыня, и неминуемая гибель… Что делать?! И вот он в себе сказал: «Господи, мы – прах и пепел, но помилуй нас, не дай умереть ни старикам, ни детям, ни женщинам, которые в наших рядах!» Он вслух ничего не произносил, он молчал, но его мысль, его молитва, его сердечный вопль достигал до Неба. И вот, сказано в Библии, Господь обратился к Моисею и сказал: «Что ты кричишь на ухо мое? Я оглох от твоего крика». Вот, что такое духом и истиной обратиться к Богу. Почувствовать себя без Его помощи просто никем. И вот тогда, все возможно. А истина, это - Сам Христос.

Христос всегда говорил о Себе как о Сыне Божьем. Но какой же смысл вкладывал Он в эти слова? Что значит быть сыном Божьим?

Каждый человек, в какой-то степени, тоже сын Божий. Потому что все мы потомки одного корня – Адама. И вот, если мы проследим все эти нити, то все они сходятся к одному человеку, вернее к двоим - к Адаму и Еве. А их сотворил Бог. У них не было родителей. Они были сотворены рукам Божьими, если можно так сказать. Они были созданы в том месте, куда доступ для нас пока еще закрыт. Но там произошла первая жизнь, там - все начала нашего существования, и мы тоже сыны Божии. Об этом знали еще во времена Христа, когда упрекали Его, что Он называет себя Сыном Божиим. А Он им говорил: «Вы почитайте в Писании, там сказано, что мы чада Божии все». И в какой-то степени это так. Но, Господь вкладывал особый смысл, Он говорил: «Я сын человеческий». И очень много таких моментов есть, когда Он указывая на себя говорит и о сыне Божием. Одновременно: Сын человеческий и Сын Божий. А в другом месте Он говорит: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь, и кто хочет последовать за Мной, пусть возьмет крест своей жизни и будет вслед мне идти». И действительно, тот Путь, Истина и Жизнь и есть Христос.

Каждый человек, который в этом убежден, который не просто путем умозаключений к этому пришел, а понял, что выше Христа, святее Его личности, чище Его образа на этой грешной земле не рождалось человека, тот понимает, что только Ему можно верить, только Ему можно доверять и за Ним идти. Поэтому поклонник, который обращается к Богу, он обращается к Нему через Христа, он говорит о том, что Христос открыл ему это видение духовного мира. И тогда все становиться на свои места, и тогда понимает человек, что Богочеловек - Иисус Христос в своей природе соединил два естества: бренное и небесное. И вот тут мы становимся чадами Божиими не только по благодати, но и по существу, по той природе, в которую вошел Господь наш Иисус Христос. И поэтому, когда мы причащаемся, мы становимся едиными со Христом, с Его Божественной Природой. Когда мы молимся, то ум и сердце наши возносятся к Престолу Божию, и там происходит то главное соединение, которое является очищением нашего сердца. Все мысленное переходит в материальное. Не случайно существует такая мудрая мысль, что дух творит себе формы. Действительно, каков дух в человеке, таковы и формы.

И вот эта женщина, которую сегодня мы вспоминаем, она была, как сказано, грешницей. Потому, что когда Господь ее спросил о муже, то оказалось, что у нее пять мужей было, и тот, за которым она была в тот момент, законным мужем ей не являлся. Но, подумать только, такая простая и грешная женщина. Но когда она узнала о спасительной истине, то она отложила все свои дела, она не стеснялась своей греховности, а она поняла, что может быть, вот он наступил тот самый момент, который позволит ей прикоснуться к спасению, который будет тем началом, от которого можно отсчитывать свое приближение к Богу. И так оно и стало, и предание сохранило нам ее имя, ее звали Фотина, она была проповедницей слова Божиего и тоже потрудилась во славу Святой Церкви, во имя проповеди Евангелия. И началом этого стала беседа у колодца, которая действительно не только ее одну, но и всех горожан, которых она привела, с которыми поделилась, сделала последователями Господа Нашего Иисуса Христа, еще до проповеди апостольской, еще во время Его земной жизни и Его проповедничества в святой стране Палестине.

Поздравляю всех с Праздником. Именинниц – с Днем Ангела, потому что Фотина, это значит - свет, и чем больше света, тем прекраснее наш мир. И пускай ваш свет, свет всех, кто носит имя христианин, наполняет этот мир, и приближает всех нас к Богу.

Христос воскресе! – Воистину воскресе!

Протоиерей Владислав Шмидт

13 мая 2012 года



Назад к списку