Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 02.12.2012г. Притча о безумном богаче.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 02.12.2012г. Притча о безумном богаче.

От Луки Святое благовествование, глава 12 (16-21).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вот уже несколько воскресных дней мы читаем отрывки из Евангелия, которые посвящены человеческому умиранию. То нашему вниманию была предложена история о том, как Господь воскресил отроковицу, дочь Иаира, в другой раз мы читали о смерти богатого человека и смерти Лазаря, и их загробной участи. Прошлое воскресенье тоже в какой-то степени было посвящено смерти и страданиям. Правда, человек ток не умер, а был только избит и изранен. По милости Божией он только потому и не погиб, что ему был послан добрый самарянин. И вот сегодня мы опять сталкиваемся с вопросом жизни и смерти. Притча эта маленькая, совсем крошечная, о том, как лежит человек и перед сном размышляет: «Вот столько в этом году было собрано урожая, что даже под навесами места для него нет. Я, наверное, сделаю себе новые житницы, соберу туда вот это все богатство, весь этот достаток. Как здорово и хорошо, что в этом году такой урожай! И вот после этого, когда я все это сделаю, я скажу себе: Душа, ешь, пей, веселись, ни о чем не заботься, потому что много богатства на много лет собрано у тебя под этими крышами». И тут ему является Господь. Вот действительно – чудо! Не каждому человеку вот так Божий глас раздается. А у него – такая благодать. И можно даже в какой-то степени человеку позавидовать. И вот Бог ему говорит: «А знаешь, наверное в эту ночь тебе придется расставаться с этим миром, с этой жизнью, вообще со всем, что ты тут скопил, и с этим зерном в мешках, в том числе».

Господь подводит черту под этой моралью: «Вот так поступает всякий человек, который не в Бога богатеет, а собирает богатство для себя». И вот, это очень важно, - что же значит богатеть в Бога? Понятно, что нужно быть милосердным, нужно исполнять заповеди, нужно стяжать то, что мы называем добродетелями: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Но все-таки чего-то не хватает. Просто сказать: «Живи по заповедям», но этого мало. А как это все в реальной жизни исполнить? Ведь бывает так, что человек в силу своей немощи чего-то не может исполнить. Или есть такое понятие как духовная привязанность. Ну, например, человек не может не осуждать. И в принципе, сразу прекратить осуждать для него сложно. Он не может не обижаться, не отвечать грубостью на грубость. Обратите внимание, как часто мы не можем себя сдержать в слове. А что уже говорить о какой-то там высокой степени милосердия, или безгневия, как бы мы сказали. Очень сложно. Но, кое-что, конечно, из этой притчи мы можем для себя усвоить.

Владимир Соловьев – великий философ и поэт, у него есть строки, которые звучат так: «Смерть и время царят на земле, - ты владыками их не зови…» Действительно, смерть и время. И особенно сейчас мы это будем чувствовать, когда с каждым днем все ближе и ближе будем приближаться, подходить к концу этого нашего года, будем ждать новый год. И кое-кто уже его ждет. Мы живем в теплом месте, а где-то уже лежит снег и люди, идя по этому снегу, предвкушают новогодний вечер, когда будут бить часы, и все соберутся за столом, в своих семьях, позовут, может быть, друзей. И какое-то неосознанное чувство, с одной стороны грусти, с другой стороны – ожидания наполняет человеческую душу, наше сердце, то, что мы называем нашим сознанием. И так каждый год. Это особенно ощущается в предновогодние дни, когда люди готовятся. Грусть, потому что уходит жизнь. Еще один год ушел в вечность, его уже не вернуть. А новый год, непонятно что нам несет, и, наверняка, до конца этого года кто-то не доживет, из близких, из знакомых, из друзей, соседей, не важно, но опыт того, что человеческая жизнь конечна, всегда дает о себе знать именно тогда, когда мы вспоминаем о времени. «Смерть и время царят на земле…»

Другой поэт, Гейне произнес интересные слова когда-то, он сказал: «Мы все время спрашиваем, спрашиваем, до тех пор, пока ком глины не заткнет нам горло. Но разве это ответ?» Действительно, это не ответ. Человек ждет чего-то высшего, ему нужно осознание какого-то большего смысла своего существования, сверхбытийного, если хотите, не ограничивающегося этой жизнью. Не только о житницах и хлебах надо думать, не только о том, как сказал этот безумный богач: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

Действительно, не только в этом смысл. Мы думаем, что все то, что мы собираем, останется нашим детям, но это очень просто опровергнуть. Потому что очень часто дети либо разоряют имения своих родителей, либо делают так, что если допустить, что этот умерший придет и посмотрит, что же случилось с его имуществом, он останется крайне недоволен. Поэтому не надо себя утешать, что все останется детям. Нет, ничего не останется. Все будет растрачено, и все будет уже в другом виде. И самое главное – мне то что?! Я что от этого получу, если все это останется кому-то? Зачем тогда собирать? И, тем не менее – собираем. И, тем не менее – не осознанно творим. Почему?

Ответ прост. Иоанн Златоуст говорит: «Человеку трудно согласиться, что он смертен. Потому что он создан бессмертным. Потому что в его сознании изначально заложено, еще до грехопадения прародителей, что люди должны были жить вечно. Поэтому о смерти очень часто не думают». И самое страшное, видеть, когда совершают похороны неверующие люди. Для них увидеть мертвеца – это страшная вещь, это безумие, это отчаяние, это ужасный крик на кладбище. Если верующего человека отправляют в вечную жизнь с надеждой, то в представлении человека не верующего, конечно, это уже все, это полное расставание и прекращение всякого бытия.

Так почему же мы не должны звать и смерть, и время своими владыками? Почему, если опыт нашей жизни, наша конечность здесь на земле постоянно напоминают нам об этом. Уходят из жизни самые дорогие люди, спокойно ли мы к этому относимся, или нет, но, тем не менее, соглашаемся. Почему мы не должны звать владыками смерть и время, ведь они присутствуют в нашей жизни? И далее, тот же Соловьев продолжает эти две строчки: «Все, кружась, исчезает во мгле, неподвижно лишь солнце любви!»

Действительно, солнце любви - это то, ради чего призван быть человек. И вот примером этой победы любви над смертью для нас является Воскресение Христово. Его крестные муки и последующая смерть, а потом - воскресение. Действительно, то, что совершил Господь на кресте, было плодом великой любви Бога к людям. Это было завершением всей ветхозаветной истории, когда люди ждали Спасителя, и Он пришел. И когда Он пришел, ставши полностью по своей природе человеком, таким как мы, одним из нас; нашим братом, нашим другом, старшим, или младшим, не важно, смотря кто Его тогда и как воспринимал; соратником, Тем, Который и по природе был един с нами, воспринял на Себя все то, что суждено было воспринять человеку. И вот Он из великой любви к людям отдал себя на поругание, на смерть, на страшные предсмертные мучения и умер. И вот, когда Он умер и отдал свою человеческую душу в руки смерти, вот той, которая является, как мы говорим, «владычицей на земле», вот в этот момент смерть хотела Его поглотить, хотела «освоить» Его так, как «осваивала» она все прочие человеческие души. Вот в этот момент как раз произошло поглощение смерти любовью.

Иоанн Златоуст по этому поводу очень интересно пишет: «Диавол приразися», то есть, обманулся. Он думал, что это - обычный человек. Но когда он попытался вонзить свои смертные зубы в душу Христа, то эти зубы были сломлены. Потому что эта душа оказалась душей Богочеловека, соединенною по своей природе с Богом. И вот, таким образом, эта великая любовь и этот кенозис (самоуничижение) Христа, через которое Он прошел, стала причиной того, что смерть была побеждена. А побежденная смерть, таким образом, превратилась в гроб Бога Живого, Живоносный Гроб. И этот гроб стал причиной того Света Пасхального, который мы до сих пор с вами воспеваем. Икона Воскресения Христова – это на самом деле изображение сошествия Христа во гроб. Если внимательно приглядеться, то мы увидим, что там изображен именно тот момент, когда Воскресший Христос сходит в гроб и берет за руку Адама, и этим, действительно великим своим актом  любви, воскрешает его и всех праведных, которые там находились. Так вот, верующий в Христа человек, уже не причастен смерти. Тот, кто стремиться к Богу, тот, кто любит Бога и ближнего, тот уже идет по совсем иному пути, не по тому, которым идут все прочие люди, не знающие, не стремящиеся, не думающие о вечности. Это человек «окликнутый Богом в толпе». Он думает о том, как бы ухватывая эти ризы Воскресшего Господа, он устремляется в Вечную жизнь.

Поэтому о сегодняшнем чтении можно тоже сказать, что тот безумный человек, который думал, что все корениться на земле, что все на земле и замыкается, и что житницы - есть источник какого-то благосостояния, на самом деле с этим всем расстался. А что было там, не понятно. Наверное, там была какая-то золотая комната, в которой все блестело и сияло, а человек этот, живя в этой комнате, и не сто и не двести, а может быть и тысячелетия, то есть всю сою вечность, в конце концов, стал воспринимать для себя это место как муку. Потому что, к чему человек навык, то он и получает. Есть такая притча в Древнем Патерике, которая повествует о том, как умерли два человека, богатый и бедный. В один день Господь призвал их в вечные обители, и богатый стал требовать, говоря: «К чему я привык, хочу и здесь тоже иметь!»

- Хорошо, - сказал апостол Петр, и поселил его в таких вот хоромах, наподобие тех, в которых он жил на земле.

И вот начинают идти года, он не чувствует их, но понимает, что тяжело все время жить в одном и том же месте, наслаждаться одним и тем же видом из окна, все это монотонно и изо дня в день его изматывает. И вот, он, наконец требует Петра к ответу и говорит: «Что ты превратил мою жизнь в какую-то рутину, мне нужно другое!»

- Но, ты же хотел дворец, золотую посуду. Вот тебе все то, к чему ты привык на земле. Ничего уже изменить не возможно. Ты это просил, ты к этому привык, это и получай.

И он спрашивает святого Петра: «А куда же ты меня поместил? Неужели это и есть мой рай?»

- Нет, - говорит Петр, - это не рай, а ад на самом деле.

И вот однажды Петр приоткрыл двери в Вечные селения, смотрит богач, - а там, на престоле сидит Господь, и лика Его не видно от сияющего света. А спиной к богачу сидит тот бедняк, который умер вместе с ним и оказался на суде. Сидит он на маленькой скамеечке. И спрашивает богач: «А это кто?»

- А это тот бедняк, - говорит апостол Петр.

- И что же он попросил?

- А он ничего не просил, он сказал: «Я хотел бы только быть там, где сидит Господь на престоле, а вокруг Него двенадцать апостолов. Я хотел бы на маленькой низенькой скамеечке сидеть рядом и радоваться с Богом, радоваться тому, что я вместе с Ним».

Вот еще один простой пример и еще одна простая притча, показывающая, к чему должен стремиться человек. И, наверное, это правильно, потому что если человек и обладает какой-то вечностью, то это благодаря заслугам Господа Нашего Иисуса Христа. К Нему же надо стремиться, Его же исповедовать, Его любить. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

02 декабря 2012 года

 


Назад к списку