Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 23.12.2012г. Об исцелении десяти прокаженных.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 23.12.2012г. Об исцелении десяти прокаженных.

От Луки Святое благовествование, глава 17 (12-19).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в коротком отрывке из Евангелия от Луки мы слышали о том, как Господь исцелил от проказы десятерых мужчин, которые издали, на расстоянии молили его об этом, просили, кричали, потому что понимали, что близко подойти нельзя. А болезнь эта, распространенная в то время на востоке, передавалась очень легко, на расстоянии, как говорится сегодня в научной медицине, воздушно-капельным путем. Таких людей изолировали от общества, содержали в специальных местах, а если этого было сделать невозможно, то они ходили вот такими вереницами, объединяясь друг с другом, и просили подаяние, издали звоня в колокольчик, чтобы люди знали, что приближаться к ним нельзя.

И вот они издалека попросили Господа об исцелении. И Он им сказал: «Идите в храм в Иерусалим и покажитесь там священникам». И они пошли. И когда они шли по дороге, не доходя еще до храма, они вдруг почувствовали, что с них сошла эта проказа. Затянулись трещины на теле, ткани, кожные покровы восстановились, тело стало здоровым, чистым, свежим, как будто вернулась молодость. И вот девять из них продолжили свой путь в Иерусалим, а один вернулся и, опять же, издали стал кричать: «Господи, благодарю Тебя! Слава Тебе, что Ты пришел в мир и исцелил нас!» И это был самарянин, говорит Святое Евангелие. И когда он подошел к Господу, тот его спросил: «А где же остальные девять, почему они не вернулись? Ну что же, иди в мире, вера твоя спасла тебя.» Вот маленькое Евангельское повествование, но сколько там заложено очень важных истин, для нас, людей, которые пытаются осуществить христианскую жизнь.

Есть, конечно, аллегорическое толкование, о том, что, скажем, под этими прокаженными людьми вообще нужно понимать всех наследников Адама по плоти. Потому что в Адаме повредилась человеческая природа и, в какой-то степени, каждый из нас несет эту прокаженность на себе. И если толковать дальше, в этом же смысле, то, получает настоящее исцеление, а не просто выздоровление (здесь существует разница) только тот человек, который умеет благодарить и благодарит Бога сразу.

Но хотелось бы, сказать о том, что мы даже в прямом понимании этого текста чувствуем, как мы должны поступать в тех или иных ситуациях. Например, при молитве нам очень часто кажется, что уже в силу того, что мы взяли в руки молитвослов, приблизились к иконам, зажгли свечу или лампаду, Господь должен нас слышать. Нет, на самом деле, каждый должен в этот самый момент помнить, о том, что грехи – это проказа, это то, что разъедает наш духовно-телесный организм, и прежде всего, конечно, душу. Потому что именно грехи препятствуют правильному пониманию окружающего мира и своего поведения в этом мире. Все это отдаляет нас от Бога, и мы в какой-то степени являемся теми неприкасаемыми, которые не имеют права подойти к величайшей святыне – Господу и обратиться к Нему. И прокаженные это видели и понимали, поэтому издали кричали, на расстоянии. Так и мы должны медленно приближаться к Богу, и пристально вглядываться: достойны ли мы этого приближения, достойны ли мы того, чтобы быть услышанными?

Когда мы ходим по различным инстанциям, и идем, например, к какому-то большому начальнику, от которого может быть зависит что-то очень важное в нашей жизни, вот тогда мы думаем: хочет ли он меня слушать или нет? Будет ли он милосерден и снисходителен к моей просьбе, или это будет для него просто «гласом вопиющего в пустыне», и я буду одним из посетителей, которые уже давно надоели. Вот подобное чувство, наверное, испытывали прокаженные по отношению к Господу. Каждый из нас, когда мы что-то просим у другого, при этом как бы оценивает того, кого собирается просить, и думаем, будет ли он прислушиваться к нашей просьбе, действительно ли он имеет какой-то интерес к нам, и к тому положению и состоянию, которое мы сейчас испытываем.

Если говорить о прокаженных, о людях, просивших исцеление, имели ли они веру в то, что Бог может их исцелить? Веру в то, что Он имеет такую любовь к ним, которая бы позволила им преодолеть свою болезнь. И это тоже очень важно, потому что всякий раз, когда мы просим Господа, есть элемент сомнения, что просьба наша не будет услышана, потому что опыт нам подсказывает, что просьбы великого множества людей так и остаются без ответа. И это как бы дает нам возможность усомниться в том, что Бог нас любит. Но этого не сделали прокаженные. И поэтому не случайно, Господь, даже не прикасаясь к ним, на расстоянии сказал: «Идите в Иерусалим! Идите. Вы еще в своих болезнях, еще проказа на вашем теле, но вы идите». И они послушались и пошли. Другой человек сказал бы: «Нет, я не пойду. Что ж мне идти в Иерусалим, если меня туда не пустят, тем более в храм, в таком моем болезненном состоянии». А вот они не усомнились и пошли, и по дороге получили исцеление. Поэтому как они, так и мы должны поступать.

Да, мы не достойны идти к Господу. Мы не достойны приблизиться к Его Святому храму, мы не достойны принять Причастие. Некоторые говорят: «Вот я должна достойно подготовиться и поэтому сейчас причащаться не буду». Так вот, - никогда человек не может достойно подготовиться в том смысле, в каком мы действительно расцениваем величину этой огромной, всеобъемлющей Святыни Животворящего Тела и Крови Господа Нашего Иисуса Христа. Но движение вперед, это очень важно. Вера в то, что Господь может совершить со мной это чудо, играет решающее значение в дальнейшем совершении этого чуда. Поэтому на это и указывает сегодняшний евангельский рассказ.

Третье очень важное, и, наверное, самое главное, что должен вынести для себя человек из этого события, которое было на самом деле, когда Господь проповедовал и жил на земле, - это благодарность. Ведь нам интересно то, о чем мы просим, только до момента его получения. Когда мы получаем просимое, материальное или духовное, то сразу же забываем об этом. Уже нет объекта всех волнений, трудов, приложения наших сил. Это все уходит в прошлое. А что же остается? Должна оставаться благодарность. Потому что благодарность это то, что в какой-то степени выделяет человека из всего животного мира. Хотя, мы знаем, что очень многие представители животного мира, например, собаки, или львы, на которых указывает священное писание, имели благодарность. В частности, было два знаменитых льва, о которых сохранились повествования в жития святых. Это лев святого Герасима и лев Иеронима Стридонского. Эти святые были пустынниками, жили практически в одно время (с разницей в 50 лет) и оба помогли животным исцелиться. Один вынул занозу из лапы, а другой своими молитвами вернул льву способность ходить. Потом оба льва с огромной благодарностью относились к этим людям, помогали им, спасали от разбойников и диких зверей исполняли работы в монастыре. А лев св. Герасима умер от тоски на могиле своего хозяина. Вот такие случаи бывали. Но больше всего, конечно, чувство благодарности свойственно человеку.

Мы должны всегда благодарить. Благодарить мы должны своих родителей. Я знаю одного человека, он сирота, которого бросила мать, а отца своего он вообще никогда не видел, да и собственно говоря, он и мать свою не знал, потому, что всю жизнь прожил в приюте. Так вот он сказал: «Я так благодарен своей матери, что она меня родила, и что благодаря ей, я увидел мир!» А я подумал тогда, как он может быть ей благодарен, если она его бросила и он ее не знал? С человеческой точки зрения она поступила подло и нехорошо, и ее не за что благодарить. Но он ей благодарен! Действительно, какую нужно иметь христианскую душу, чтобы понять, что есть нечто такое, что, возможно от нее лично и не зависело? Но она его родила, и это послужило причиной того, что человек так радуется и так благодарен, и молится за нее, и желает ей всякого добра. Это очень редко случается в нашей жизни.

Так вот, мы должны благодарить своих родителей, что они открыли нам дорогу в этот мир, что они захотели, чтобы у них были дети, и эти дети пришли, и эти дети – мы, и этот мир, в котором мы живем, каким-то образом нас предуготовляет к Вечной жизни. А Вечная жизнь, - это, в будущем соединение, с Господом. А что может быть выше и прекраснее, чем соединение с Богом – источником всего мироздания? Это действительно важно и за это нужно благодарить.

Мы благодарим еще тех людей, которые помогают нам преодолевать нашу греховность, которые помогают нам жить в этом мире. Мы благодарим и старших и младших. Благодарим тех, которые, может быть, считаются нашими врагами, но своими действиями они свидетельствуют о наших же недостатках. Потому что, если и есть какие-то распри в нашей жизни, то это только от того, что мы не умеем построить эту жизнь правильно, что мы возбуждаем против себя недобрые чувства, а этого не должно быть у христианина. У христианина все должно быть растворено любовью и всепрощением, а если этого нет, то это, конечно, плохо и не по-христиански. И это нам свидетельствует о том, что необходимо трудиться дальше, не покладая рук двигаться по пути духовной жизни. Вся наша жизнь должна стать благодарением. Не случайно слово Евхаристия в переводе с греческого – «благодарение», а это не что иное, как Божественная Литургия, за которой мы возносим Тело и Кровь Господа. Это являет себя здесь как результат благодарения, как совокупность всей Церкви, о которой Господь сказал: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее».

Действительно, Церковь есть Тело и Кровь Христова. И это и есть то благодарение, которое мы должны в себе воспитать. Мы должны быть благодарны Господу за то, что он возродил нас в таинстве Святого Крещения, что благодаря этому обновлению нашей души, мы имеем возможность прикоснуться к Господу в других таинствах: миропомазания, покаяния, причащения Святых Христовых Таин. Что мы можем пособороваться и попросить Господа об исцелении души, что, мы вступая в брак, также просим, чтобы Господь взял руки брачующихся, соединил на веки вечные друг с другом, это – великая благодать, за это нужно благодарить. Мы едим Тело и Кровь Христову, мы становимся с Ним заедино. Мы едим просто хлеб жизни, который посылает нам Господь. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», - просим об этом Господа. И за это тоже нужно благодарить. И плохо поступают те, кто забывает об этом, кто после вкушения пищи, как ни в чем не бывало, идут дальше. На самом деле, чтобы этот хлеб лег нам на стол, кто-то встал в 3 часа ночи и шел по тёмным улицам на окраины городов, чтобы трудиться в цехах хлебных заводов, а до этого добрые люди выращивали этот колос, и тоже не спали, и тоже горевали, если случался неурожай. Подумаем об этом, как это важно, сколько труда заложено в каждую крошку хлеба, который мы так часто просто выбрасываем вон. А за него нужно благодарить! То есть вся наша жизнь должна превратиться в благодарность Богу. Что бы мы ни делали, куда бы мы ни шли. Если мы идем или едем по дороге, то кто-то эту дорогу строил, если мы садимся в транспорт, то кто-то эти поезда, автобусы, маршрутки делал, и тоже вкладывал частицу своего труда. Мы живем в домах, эти дома тоже созидали люди. И их может быть уже нет в живых. Но мы живем под этими крышами и должны просить и молиться о них. Когда-то в свое время святой Макарий молился за язычников, которые раньше до него жили в его пещере, и благодарил их за то, что они устроили это обиталище. Вот каким нужно быть человеком, каким нужно быть христианином, чтобы все это чувствовать, понимать и осуществлять в своей жизни. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

23 декабря 2012 года


Назад к списку