Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 20.01.2013г. Второй день по Крещении. Проповедь покаяния.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 20.01.2013г. Второй день по Крещении. Проповедь покаяния.

От Матфея Святое благовествование, глава 4 (12-17).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, во второй день по Крещении, мы слушали краткое Евангельское повествование. В прежние годы я задумывался над тем, что трудно говорить проповедь на тему Евангелия, когда и так ясно, из текста, о чём идёт речь, и нет нужды в толковании. Но по мере взросления понимаешь, насколько Евангелие, - универсальная книга. Не случайно святитель Иоанн Златоуст говорил: «Сколько там слов, столько и тайн».

И вот, сегодняшнее чтение заключает в себе следующее: Христос узнал, что Иоанн Предтеча взят под стражу. А я вам говорил вчера, что жизнь Иоанна Предтечи была связана только с тем, что он должен был указать на Спасителя, на Мессию. И все! И вот этот человек жил только ради этого одного момента, только ради дня Богоявления, когда Христос пришел на Иордан, перед тем, как окончательно ступить на стезю Своего жертвенного служения. Сразу же после этого, Иоанн был взят под стражу и заключен в темницу, а потом казнён.  Узнав об этом, Христос удалился из Иудеи в Галилею. Не остался в Назарете, а поселился в городе Капернаум. В городе, который находился также на берегу Тивериадского озера. Там, где о Христе знали, но не так непосредственно, как в Назарете. Почему? Да потому что в Назарете, в городе детства Иисуса, все говорили Ему: «Врачу, исцелися сам! Мы же знаем тебя с детства. Какой же ты пророк?» И это очень часто бывает в нашей жизни. Если человека знают с детства, считают, что знают все его слабости и все его, может быть, жизненные неудачи, и с трудом ему доверяют. Поэтому Христос поселился в городке рядом, в Капернауме, где Он впервые в синагоге говорил о Себе, что Он и есть Призванный Мессия. И вот, в этом городе сбылось, говорит евангелист Матвей, пророчество Исайи пророка, который писал: «Земля Завулоня, земля Нефалимля, Галилея языков, Свет Вечный воссиял в ваших землях. Людям, которые сидели во тьме, открылось озарение». И Христос, говорит дальше Евангелист, выйдя на свою проповедь, начал ее следующими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Ну что вот здесь можно сказать? Как бы скользя по тексту отрывка, практически то, что я вам только что сказал. Но на самом деле в каждом слове заключена великая истина. Во-первых, о Предтече, который был взят под стражу. Вы знаете, не многим людям выпала честь быть провозвестниками Христа Господа. И ожидать Его, и непосредственно коснуться Его своими руками. Но этот человек воплотил в себе все. Он был и тем, который узнал Христа еще будучи во чреве, когда Матерь Божья посетила свою тетку Елизавету. И уже, будучи после Благовещения извещенной, что Она станет Матерью Бога. И он взыгрался во чреве своей матери, а она исполнилась Духа Свята, как сказано, и стала пророчествовать. И Иоанн Предтеча жил в пустыне, всю свою жизнь был великим аскетом. Ничего мирского не коснулась его душа. Он был, как сказано в Евангелии, гласом вопиющего в пустыне. То есть от человека остался только голос, который должен был звучать, который должен был проникнуть в самое сердце слышащих. Но самое страшное было потом, когда его посадили в темницу, и он послал двух своих учеников с вопросом к Христу: «Ты ли тот Мессия, или мы другого должны ожидать?» То есть, все-таки, несмотря на свое пророческое величие, он был человеком. И как каждому человеку ему было свойственно сомневаться. И вот, действительно была бы трагедия жизни, если бы он посвятил Иисусу всю свою жизнь, а Он бы оказался не Мессией. И для того чтобы увериться, по своей человеческой слабости он посылает этих учеников. Они подходят и спрашивают. А Христос, замечательно ответил, Он не сказал: «Да, я – Мессия!», а Он сказал: «Пойдите и посмотрите, и передайте Иоанну - слепые прозирают, хромые ходят, мертвые воскресают». «И блажен», - сказал Господь, - «кто не усомнится о Мне». Вот что передал Христос своему брату. И это утешило Иоанна. И перед тем как склонить свою голову под усекающий меч, он был удостоверен, что не напрасно сложилась его судьба, не напрасно он жил в таких лишениях, в таких скитаниях, в одиночестве и иногда даже в борении с человеческой слабостью, но, тем не менее, он не напрасно жил, ибо он жил ради Бога, пришедшего в мир.

Второй момент – языческая земля Галилея. Это земная родина нашего Спасителя. Я думаю, тех, кто был на Святой Земле, туда возили, и каждый почувствовал этот контраст между выжженной солнцем Иудеей и благоухающей садами, цветущей, пышущей природой Галилеей. Это, действительно замечательное место, где великие благодатные струи, и природные, и духовные источаются постоянно и до наших дней. И вот в этой земле суждено было жить Господу. Большое пресное озеро, наполненное рыбой, люди живущие плодами своих трудов: садами и рыбной ловлей, они благословляли Господа. Господь сам был одним из них. Он был плотником. Но Он же и ловил рыбу с учениками, и Он же срывал колосья, которые тогда благоухали там в этой земле, ел плоды садов, пил воду колодцев. И Христос, когда воскрес из мертвых, прежде всего сказал своим ученикам, тоже галилеянам: «Идите в Галилею, идите на свою родину, потому что это близкая вам земля, это то, что вас сможет утешить, пока Меня не будет, но там вы Меня встретите». Вот, это очень важный момент, и вот именно здесь, в этой земле, воссиял свет. Почему евангелист Матфей называет её «Галилеей  язычников»? Да потому что долгое время считалось так: чем дальше колено Израилево отстоит от Иерусалимского храма, тем больше языческих влияний и веяний среди его населения, среди его народа присутствует. Поэтому, собственно говоря, так оно и было. Между Иудеей и Галилеей пролегала земля Самарии. А самаряне, это люди, которые веровали, но не так же, как иудеи. У них был в свое время собственный храм, который был разрушен иудеями же, и считалось, что самаряне – это люди второго сорта. Тем же самым были иудеи для самарян. Не было между ними близости, хотя, это народы, живущие практически рядом  длительное время и даже родственные по крови. Но историческая судьба их сложилась так, что в свое время население Самарии было переселено Навуходоносором в Вавилон, а здесь были поселены те язычники, идолопоклонники, которые жили там в Междуречье. Они смешались с остатками местного населения и, в результате, возник такой народ.  Вот этот народ отделял Галилею от  Иудеи, и поэтому это тоже имело свое воздействие, сказалось как-то в поколениях. Люди немножко больше себе позволяли, чем это положено по закону Моисея, но, тем не менее, каждый год приходили на Пасху в Иерусалимский храм, чтобы принести жертвы Богу. Вот для них воссиял свет. В переносном смысле можно сказать, что Господь явился в той обезбоженной среде, которая потеряла всякий ориентир истины, которая совершенно заблудилась в своих человеческих домыслах. И действительно, если мы посмотрим на ту среду, в которой Господь начал проповедовать, мы увидим, что простые люди веровали во что угодно, даже в ворожбу, гадания и магию. А высшие слои общества, например, саддукеи, вообще ставили под вопрос существование ангелов, существование загробного мира, и представляли Бога как некое пантеистическое существо, то есть природно-надмирное, космическое, и этот вопрос о Боге, как о Личности - тоже был вопросом дискуссий. А если мы возьмем другое направление иудейства – фарисейство, увидим, что они мало говорили о Боге, в основном они говорили о законе, о том, как нужно угодить Богу. И создали кроме заповедей Моисея еще огромное количество предписаний, которых ко временам Христа насчитывалось 613, а далее фарисеи составили огромную книгу Талмуд, которая легла в основу современного Иудаизма. Если мы откроем ее, то ничего толкового не поймем, потому что там, перемешаны предписания, связанные с пищевыми запретами и толкованиями каких-то фонетических звуков из Священного Писания. И не случайно люди говорят: «Здесь ничего не разберешь, это полная талмудистика». И действительно так, а это началось еще в то время. И конечно, простой человек не имел доступа к спасительным познаниям о мире своей души. Потому, такая открытая проповедь, такая, действительно развернутая картина духовного мира, которую мы видим в Евангелии, она уникальна по своей сути, потому что ничего подобного людям не могли предложить все эти лжеучителя. Были еще зилоты, которые говорили, что вся беда иудейского народа в том, что они находятся под властью римлян, поэтому нужно браться за оружие и освободить себя, свою страну от иноземного владычества и уж тогда мы все заживём счастливо. Они брались за оружие, и римляне приходили и несколько раз уничтожали город Иерусалим, а последний раз император Адриан в середине II века сравнял Иерусалим с землей, велел его распахать, засеять солью и переименовать в Элия Капитолина. Но, Иерусалим бессмертен. Со временем он вновь возродился, потому что здесь проповедовал, и здесь принял смерть за грехи всего мира и здесь воскрес Господь наш Иисус Христос.

Еще одна важная тема сегодняшнего чтения, - это то, чему учил Христос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Слово покаяние нам, в общем-то, известно, потому что когда наступают посты, и с амвона и на богослужении в храме люди слышат призыв к покаянию и думают о том, что нужно хотя бы один раз за весь пост подойти к исповеди, принести свои грехи, и это, мол, называется покаянием. Но на самом деле, смысл слова, которое говорит Христос, не в этом, да и такого Таинства ещё не было тогда установлено. Слово покаяние дошло до нас в переводе через греческий язык. Но греческий, наверное, наиболее полно передаёт его смысл. Это не просто исповедь, это не просто осознание своей греховности, а это - духовный переворот. Μετανόια (метаноия) переводится с греческого, как изменение. Это значит - переделать себя, изменить себя, стать другим человеком. И вот об этом говорит Христос. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» А приблизилось оно каким образом? Оно еще не пришло, оно только дало о себе знать, как солнце, которое встает, и каждое утро мы видим: осветляется край неба, горизонт озаряется лучами ещё невидимого солнца. Это значит, что оно приблизилось. Так и здесь. Еще нет Царства Небесного, но Христос говорит о его приближении. О том, что взойдет оно скоро. Но для того, чтобы быть достойными гражданами это Царства, нужно изменить себя. Нужно научиться по другому видеть  окружающий мир. И вот тут мы должны спросить: «А как это сделать?», «Что может сделать нас достойными гражданами Небесного Царства?». Очень много можно говорить на эту тему, она неисчерпаема, как Божия Премудрость. Но в Евангелии есть один такой отрывок, который с моей точки зрения, как раз и свидетельствует о том, каким образом должен жить человек. Это отрывок о Страшном Суде. И вот там есть такой очень важный, какой-то даже неожиданный, момент. Когда придет Сын Человеческий для того, чтобы судить народы всей земли, Он не будет спрашивать каждого из нас: «какие догматы ты исповедовал?», «сколько раз ты причащался или исповедовался?», «исполнял ли молитвенное правило и соблюдал ли посты?» какие-то такие подобные вещи, нет. Он будет спрашивать: «А накормил ли ты Меня, когда Я испытывал голод? Посетил ли ты Меня, когда Я болел? Или, может быть, Я был в темнице и ты ко Мне пришел?» Тогда люди на пороге открывающейся вечной своей участи, спросят: «Когда Господи? Ведь Ты жил всего 33 года, а мы жили в разное время бытия этого мира?» И вот тогда Господь им ответит: «Если вы не посетили ближнего своего, нуждающегося, просто человека, того, кто страдал, кто с замиранием сердца искал любви, ласки, сострадания, просто душевного тепла, то вы ничего не сделали и для Меня». Оказывается, и до Рождества Христова и после, были люди, указывая на которых можно было бы сказать: «Вот, здесь Христос». А если Христос, то значит и Царство Небесное. Вот оно приблизилось, вот оно еще не пришло, но уже приблизилось. И для того, чтобы быть его достойным нужно иметь милосердие, нужно иметь любовь, нужно иметь сострадание не только к человеку, а вообще к любому живому существу. Я говорю, что до Христа такие люди были и творили добро и не считали себя благодетелями человечества, а, напротив, самыми ничтожными из жителей земли. Но Бог принимал их в такие места, нет не райского блаженства, а «лона Аврамова», где они ждали времени, когда падут «вереи ада» и они смогут прикоснуться к престолу Господню. Вот пришел Господь Иисус Христос на землю – и это время приблизилось. А совершилось Небесное Царство в день Славного Христова Воскресения. И ещё о чём стоило бы подумать, это о том, почему мы так много внимания уделяем правильности нашей веры, её истинности, её соответствию открытого нам в Евангелии, так много мы трудимся над своим благочестием, и почему Христос, обращаясь к людям, к нам, в день Страшного Суда, ничего подобного не спрашивает?  Наверное потому, что и догматы, и каноны, и благочестивая христианская жизнь, сам её строй и уклад – есть только средства, которые помогают достичь такой мировоззренческой высоты, такого видения смысла своего бытия, такого понимания, если хотите, своего места в мироздании, когда в самой природе человека воцаряется благословенный покой. Это то о чём говорит Христос: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас». Но начало всему этому полагает покаяние – та переделка себя, порой мучительная и страшная, но необходимая для обретения человеком образа Христова.  И вот тогда, конечно, человек может считать, что постепенно его жизнь начинает меняться. Но если он начинает так считать, то уже что-то не так. Потому что, вы же знаете, что смирение никогда не видит себя смиренным. «Если смирение видит себя смиренным, то это не смирение, а гордость», - говорит святой Игнатий Брянчанинов. И это очень важный момент. Просто для других мы будем меняться, для Господа мы будем другими – чистыми, светлыми, божьими. Вот это и называется покаянием, а не то, что мы просто приходим на исповедь, и произносим её – сухую, чёткую, всегда об одном и том же, как доклад о проделанной работе.

Этот призыв Христа к покаянию в корне отличается от такого же призыва, который произносил Иоанн Предтеча. Иоанн Предтеча тоже говорил о покаянии. Но это покаяние заключалось только во временном омовении, очищении от своих грехов, но не об  изменении себя, потому что собственными силами человеку это сделать невозможно – только силой и благодатью Живого Бога.  Вот и вторая сторона.

И мы видим, как  совсем маленький отрывок, как будто бы такой простой и ясный, как будто бы лишенный всяческой динамики действия, а, тем не менее, сколько он может принести пользы, если человек подумает над ним, и как из некой бездны премудрости, извлечет целую вереницу христианских истин. Пускай Господь Бог нам поможет, и укрепит, и вразумит.

Поздравляю вас с Воскресным днем, а причастников с причастием Святых Христовых Таин, желаю чтобы они послужили нам во исцеление души и тела. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

20 января 2013 года


Назад к списку