Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 03.02.2013г. Евангелие о слепом.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 03.02.2013г. Евангелие о слепом.

От Луки Святое благовествование, глава 18 (35-43).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слушая Евангелие, мы должны делать выводы, которые касались бы в какой-то степени нашей духовной жизни, потому что каждое воскресное Евангельское чтение подразумевает поучение, непосредственно относящееся к каждому из нас.

Жизнь евангельская, жизнь Нового Завета продолжается до сего дня. Мы  -люди Нового Завета, люди, живущие по Рождестве Христовом. Или, как говорят светским языком, в наше время, в нашу эру. «Наша эра»,  она потому так называется, что отдана была Христом в руки христиан. Люди, которые отказались от хронологии до и после Рождества Христова, просто заменили одни слова другими: «до нашей эры» и «после нашей эры». Но это, конечно, глупо, потому что после нашей эры жил, например, император Август, но мы   не являемся его современниками! Жили многие деятели и монархи средних веков, но мы тоже не их современники.

Господь в руки христиан отдал дело по распространению Церкви на земле, потому что это эра «наша» и длится она до тех пор, пока Евангелие не будет проповедано во всем мире, то есть, как бы люди не хотели отказаться от христианства, им это не удастся. Потому что в какой-то решающий момент Бог сошел на землю и захотел сделать так, чтобы люди были Ему причастны не только духовно, но и материально, телесно. И это произошло.

И вот сегодня, когда мы говорим о чуде исцеления человека, который был слеп, и прозрел, мы должны вспомнить, что некоторые, а если говорить точнее, все вещи духовного мира для нас соотносятся так, как и для него тот мир, который его окружал. Люди, которые были рядом со слепцом из Иерихона (в Евангелии от Марка ( гл.10, ст.47 ) названо его имя – Вартимей, что значит – сын Тимея), рассказывали ему что вокруг него происходит. И он понимал, какого мира он лишен. Понимал, что он человек, который не до конца воспринимает окружающее, не может адекватно оценить себя со стороны  и понять, где же Господь поместил его. Но он знал, что Сын Давидов, то есть Мессия, когда придет, сможет сделать то, чего невозможно было сделать другим людям. И вот, узнав, что идет Иисус из Назарета, как ему сказали, он понял, что это Мессия и стал кричать и просить. И он так громко кричал! Кто не был на Востоке, не поймет, что такое нищие, что такое люди, которые просят подаяние. А если кто был, например, в Иерусалиме, или в Турции, то видел нищих, которые просят подаяние: они кричат, рвут на себе одежду, хватают проходящих мимо людей за ноги, этим они привлекают к себе такое внимание, что мимо пройти, и не подать милостыню, просто невозможно. И, наверное, такая же картина разыгралась в этом случае. И вот Господь спросил: «А что это такое? Что это за человек?»
- Вот, он – слепой, просит.

И Он подошел к нему, склонился, взял, наверное, его за руку и спросил: «Хочешь ли ты прозреть?»

- Да, - говорит, - Господи, я очень хочу!

- Ну что же, прозри. Вера твоя спасла тебя.

И он прозрел. И стал славить Бога.

Вот краткое описание и как бы вывод, что мы, действительно не видим очень многого из того, что нас окружает.

Святой Ефрем Сирин говорил о том, что человек в этом мире живущий, подобен ребенку, который находится в утробе своей матери. Он находится в темноте, но он слышит какие-то звуки, получает какие-то впечатления. Плоть матери отделяет его от окружающего мира. Он понимает, что что-то там другое происходит, но ничего не видит и очень плохо слышит, он в состоянии только через эмоции своей матери понять, что же там творится. Вот также и мы, люди живущие здесь. Мы очень многое не понимаем в духовном мире. И легче нам сказать: «Этого нет». Легче сказать, что это придумали люди, легче отказаться, уйти от этого и не обсуждать. И жить вот этой темнотой, утробной, внутренней, где тепло и куда регулярно поступает питание. Но, наступает срок, для ребенка это девять месяцев, а для нас, как сказал пророк Давид: «70 лет, аще же в силах, 80 лет». А многие уходят раньше, по разным причинам. И вот, для них как бы наступает рождение. И тогда раскрывается иной мир. Раскрывается то, на что мы закрывали глаза, на что были слепы, к чему не стремились и не хотели  знать.

Вторая слепота, и очень страшная, это то, что мы живем и не видим Бога, который присутствует ежедневно в наших делах, в тех событиях, которые с нами происходят. Потому что каждое наше слово имеет отклик в вечности. Каждое, даже в шутку сказанное слово, возвращается, материализуется и каким-то образом соотносится с жизнью произнесшего его человека. Мы этого не видим, не замечаем, но это происходит.

Третья слепота: мы не видим ближнего, потому что, как правило, человек стремится защитить свой эгоизм по отношению к другому. Человек не раскрывается до конца, он всегда что-то утаивает. Это обычно, и, казалось бы, нормально. Но человек не видит другого человека таким же, как видит самого себя. Чтобы объяснить это, можно привести следующий пример.  Когда кто-то что-то делает и нам кажется что это неправильно и плохо, мы относимся следующим образом, мы говорим: «Как он мог так поступить? Совершить тот или иной поступок? Я ему никогда этого не прощу, и если и прощу, то с очень большим трудом». А если мы сами совершим подобный поступок, каждый из нас, то мы найдем тысячу оправданий, мы найдем тысячу всяких отговорок, чтобы оправдать себя. Почему? Да потому, что мы не видим ближнего. Мы относимся друг к другу как к автоматам, как к каким-то механизмам, которые должны совершить ту или иную заданную работу. Но себя-то мы знаем лучше и понимаем, что человек не всегда механически совершает такие духовные поступки, как дружба и предательство, любовь и ненависть, добросовестность и лукавство. Стремлению послужить ближнему мешает леность, и мы себя оправдываем. Почему мы так относимся к ближнему? Да потому что не видим его, не стремимся понять. Мы слепы в этом отношении. И за это нужно просить у Господа прощение, просить у Него силы, чтобы нам прозреть.

И вот сегодня Господь говорит слепому: «Прозри, вера твоя спасла тебя». И действительно, вера способна дать человеку зрение на очень многие вещи. В последнее время популярны плакаты революционной поры и советской эпохи. Их перепечатывают и распространяют. Как-то я шел по одному из рынков Киева и увидел подобный плакат, на котором изображен идущий человек, протягивающий впереди себя руки, и написано: «Верующий - тот же слепой, везде его подстерегают овраги». И под ним разверзается нарисованная пропасть. Это плакат еще времен борьбы с религией. Тогда действительно, хотели соотнести веру со слепотой. Почему? Потому что считали, что люди верующие не думают своей головой. Ничего подобного, вера не призывает человека не думать. Более того, Христос всегда говорил, что только сознательная вера спасет человека. Не то, что он скажет одно, а внутри себя подумает по-другому, нет, именно та духовная составляющая способна человека направить к Богу и дать ему вероятность спасения. А те люди, которые поступают по привычке, по традиции, или «на всякий случай», они ничего не совершают, их нельзя назвать верующими людьми. Поэтому у Христа есть такое обращение, которое он посылает фарисеям, Он говорит: «Слепые - вожди слепых. Если слепой поведет слепого, то не оба ли упадут в яму». То есть Он говорил о том, что только зрячая вера, вера, которая видит объект своего поклонения, только она может человека привести к истине. И об этом говорит Церковь, об этом всегда должны помнить верующие люди. Не случайно святые отцы, которые своей жизнью подтвердили факт веры и ее, действительно, зрячести, если можно так сказать, они видели Бога. Мы знаем, что преподобный Серафим молился, и ему много раз являлась Пресвятая Богородица. Преподобный Сергий беседовал с ангелами, и они его учили и помогали за богослужением. Святые отцы, монахи первых веков жили в пустыне, и подолгу у них не было хлеба. Но Господь посылал им Небесных Хлеб, о котором мы даже не можем себе составить представление, то же и затворники Киево-Печерского монастыря. Это, с одной стороны кажется нам чудесами и невероятными событиями, но это была реальность их жизни, жизни людей, которые увидели Бога, и пошли за Ним. Это в какой-то степени и призыв к каждому из нас: «Прозри, вера твоя спасла тебя!» Будем же иметь эту веру, стремиться к ней, просить о ней, потому что вера в Бога, вера Богу, если хотите, это ответный наш дар на веру Бога в нас. Потому что Бог, Который создал нас, уверовал в то, что мы будем Его друзьями. И, наверное, такие же чувства мы должны отдавать Ему. Да поможет нам Господь на этом пути, и сохранит и спасет и дарует нам опору в этой временной жизни, чтобы прозреть и  родиться в вечности. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

03 февраля 2013 года


Назад к списку