Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 17.03.2013г. Начало ВЕЛИКОГО ПОСТА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 17.03.2013г. Начало ВЕЛИКОГО ПОСТА

От Матфея Святое благовествование, глава 6 (14-19).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Рече Господь в сегодняшнем Евангелии: «Если вы прощаете ближним вашим их согрешения, то и Господь – Отец Ваш Небесный простит вам согрешения ваши. Если нет, то не простит». И находясь на пороге Великого поста, Церковь нам предлагает задуматься над тем, зачем нужны эти 40 дней Великого поста, 7 дней Страстной недели. Зачем нам вообще это нужно? Ведь многие люди прекрасно без этого обходятся. Но, тем не менее, мы – православные христиане, люди, которым кажется, что они любят Христа, каждый год соблюдают этот Великий пост в числе других постов, и какое-то особое значение вкладывают в эту подготовку ко дню Великой Пасхи Христовой. И считают, что это имеет очень большое значение в их жизни. И действительно, Церковь сегодня нам напоминает, что же нас ждет. К чему мы устремляемся, зачем нам это воздержание, которое мы называем постом, почему оно такое строгое, и мы согласны с этим. И должны спросить себя, готовы ли мы нести этот подвиг поста в течение этих дней, и для чего это нам нужно, в конце концов?

И если по порядку все это изложить, то перед нами простирается следующая перспектива. Пост был установлен еще в Раю до грехопадения, до того момента, когда Адам пал, и его природа сокрушилась. Когда он из цельного, святого, всеведущего, очень совершенного существа превратился в падшее, греховное, в котором все чувства перемешались, в котором враждовало и тело и душа, в котором сила воли ослабла настолько, что он уже не принадлежал себе и влачил жалкое существование, и не мог жить с Богом в Раю. А пост был дан, когда он был еще совершенным. Зачем ему это было нужно? Господь предусмотрел, что этот пост будет служить тем воспитательным началом, которое должно было Адама, пусть и созданного безгрешным, но еще младенца не развитого духовно, превратить в такого друга Божия, который бы был с Ним заедино, который бы был таким, каким потом на земле родился Христос – Господь наш и Спаситель. То есть Адам не сохранил этого своего достоинства. Почему? Потому что не уберег поста. И вот каждый раз, когда мы подходим к любому посту, мы вспоминаем это. Ведь Адаму, совершенному, ему, который знал существо всей твари, который, когда привели к нему Еву, узнал в ней свою жену (когда ее создавали, он спал и не ведал о том). И вот, он не уберег пост, не сохранил его.

И вот сегодня мы, падшие, грешные, дерзаем ступить на стезю Великого поста. И одно только укрепляет нас, что с нами Бог, что с нами Господь, Который тоже, будучи Человеком, приобщился к этому воздержанию. Вы помните, 40 дней в пустыне Он не ел и не пил, и когда Он, наконец, взалкал, к Нему приблизился диавол и стал Его искушать. И далее, победив искушения, Господь ступил на этот свой путь служения нашему спасению, и в течение всех этих трех с половиной лет проповеди Он соблюдал все те законы, которые необходимы были тогда, и даны были каждому человеку. Он также соблюдал пост. И мы, призывая Имя Божие, сегодня все-таки дерзаем ступить на этот путь, мы просим, чтобы Господь нас укрепил. И во имя всего святого, что когда-то было заложено Богом в мире, и квинтэссенцией которого был наш праотец Адам, мы устремляемся по этому пути, потому что венчает его Пасха Христова, когда Господь воскрес из мертвых, и, таким образом, явил собой второго Адама. Если в первом, как говорит апостол Павел, все умерли, то во втором все ожили, воскресли, и поэтому Великий пост, это и есть тот путь от смерти к жизни, от умирания, к воскресению.  Мы это знаем, мы в этом уверены, потому что веруем в Господа Нашего Иисуса Христа.

В течение поста Церковь предписывает нам воздержание. Она предписывает нам еще и молитву. Потому что пост и молитва – это два крыла, по которым человек устремляется к спасению. Зачем нам нужна молитва? Наше православное богословие говорит о том, что молитва - это возношение человеческого ума и сердца к Богу. Но это не просто чтение  молитвословий, хотя это тоже молитвенный труд и его нельзя сбрасывать со счетов. Если у человека не молится душа, то он должен все равно себя принуждать, хотя бы к этому молитвенному труду. Не нужно ждать каких-то особых состояний, каких-то особых откровений, когда, действительно мы захотим молиться. Нет, нужно принуждать себя к этой молитве, потому что молитвенный навык дается годами. Некоторые люди всю жизнь положили, чтобы научиться хотя бы из глубины своего сердца сказать одно слово: «Господи!», и Господь его услышит. Христианство – это религия диалога, а не монолога. Там не только Господь говорит свои заповеди, и они тонут в нашей греховности,  нет, есть ответ человека на эти заповеди, его внимание к Богу, его любовь, его стремление уподобиться тому святому, что было заложено в душу человека при его сотворении. И, действительно, когда человек молится, он тоже ждет ответа, он тоже ждет, чтобы Господь явил ему из каких-то событий его жизни, из каких-то случаев, может быть совершенно не относящихся к делу: услышана ли его молитва, принят ли этот вопль от земли, из сердца, от любви человеческой? И это тоже важно и к этому нас призывает Церковь в дни Великого поста.

Пост нас не только должен очистить, но и с другой стороны, он должен нас наполнить. И вот это наполнение подразумевает наше молитвенное стояние, наше устремление ума и сердца в вышний мир, в тот мир, который нас любит, который видит нас такими, какими мы есть на самом деле. Потому что друг друга мы видим в совершенно ином виде, в другом свете, чем есть на самом деле. Мы как в искаженном зеркале, как через близорукие очки видим самих себя и друг друга совершенно неадекватно. Но Бог видит нас такими, как мы есть. И мы знаем, что это видение прекрасно. И к этому призывает Он нас, чтобы и мы также смотрели друг на друга, а не через эти искаженные линзы, и увидели, насколько прекрасен Божий замысел о каждой человеческой душе. И это есть тот призыв, который сегодня вечером мы будем слушать, призыв о прощении, потому что без прощения, без отпущения  грехов, друг перед другом, мы не можем просить прощения наших грехов у Бога. Потому что, как вопрошал апостол: «Как ты можешь любить Бога, которого ты не видишь, и ненавидеть ближнего, который рядом с тобой?». Прежде чем приступить к Богу невидимому, но любимому нами, мы должны простить ближнего, видимого и нелюбимого. Потому что через него только, как через дверь, мы можем войти в это покаяние, в это прощение, в эту молитву, в этот пост. А дальше Господь говорит в Нагорной проповеди, часть которой мы слушали сегодня, что «если ты хочешь поститься, то делай это не так, как поступают фарисеи», лицемеры, которые делают постные лица, унылые, печальные, которые хотят перед людьми показать, что они постятся. Но Бог видит все, Бог видит сердце. Поэтому, когда ты постишься, умой свое лицо, помажь себя маслом, чтобы радостным взором привлекать к себе людей. «И Отец твой, видящий тайно», - говорит Господь, - «воздаст тебе явно». Это действительно очень важный аспект поста.

Тем, кто действительно соблюдает правила Великого поста (кому позволяет здоровье),  знают, как тяжело первые три дня Великого поста ничего не вкушать до Литургии Преждеосвященных Даров, когда ты ждешь этого причастия, чтобы хоть что-то положить в рот. Но это «что-то», - это Великая Святыня. Это то, ради чего Господь – Творец мира пришел на эту землю. Ради этого причастия Святых Христовых Таин, у нас здесь на земле и утверждается Церковь. И Церковь в онтологическом её понимании, и храм, непосредственно вот в этом месте. Если бы не Святое Причастие, то не было бы нужды в храмах. Это такая Святыня, коснуться которой хотят ангелы, но они бесплотны и не могут этого сделать. Святые говорят, что ангелы страдают от того, что не могут прикоснуться к Причастию Тела и Крови. А мы, люди, получаем эту великую Благодать.

Причастие Святых Христовых Таин подразумевает подготовку. Это не какое-то такое вкушение, которое должно нас укрепить или, как нам говорят: «причастись на всякий случай». «На всякий случай» не бывает. Потому что, как пишет апостол Павел, можно причаститься и себе в осуждение. «От того», - говорит, - «вы страдаете и болеете, и многие умирают, что причащаетесь недостойно». Поэтому пост нам даден для того, чтобы душа и тело наши подготовились к достойному причастию. Чтобы подойдя к Господу, мы действительно почувствовали, что эта Его сила, эта мощь Его Животворящего Тела и Крови, стала и нашей силой и нашей мощью.

В одном из гимнов, которые написал Симеон Новый богослов, есть такие слова: «Вот я пришел после причастия в мою келью. Я сел на кровать. И я, старик, смотрю на свои руки и я вижу, что это руки Господа, которого я только что причастился. Я смотрю на эти морщины, и для меня их нету, потому что в них наполнены живоносные токи Христа. Я вижу, что это все страдающее и тленное, оно наполнено победоносным и нетленным образом моего Господа. И я удивляюсь, я поражаюсь, как Господь присутствует во всем этом, как я, немощный человек, могу быть носителем целого мира Божественных начал». Вот так относился святой к причастию Святых Христовых Таин. И далее он пишет, каким должен быть человек  бережным, осторожным, чтобы не растратить эту благодать. Чтобы пронести ее по всей своей жизни, чтобы она ввела его в райские врата. Вот как он пишет. И если мы откроем его молитву, которая предваряет нашу подготовку к принятию Святых Христовых Таин, там есть много таких действительно очень трепетных слов, обращенных к Господу, где он говорит о том, насколько человек недостоин Его причастия. И если бы действительно в человеке было любви хотя бы капелька, как он пишет, хоть часть некая, то она не могла бы утаиться от Божественного ведения. И это действительно так. Поэтому постом Церковь призывает нас к этому Источнику жизни? « со страхом Божиим и верою приступите».  Мы должны причаститься, мы должны хоть несколько раз, хотя бы один раз, но достойно подготовиться. Ведь есть целая неделя, любая из  недель Великого поста, и мы можем ее разделить на какие-то части, взять в руки духовное поучение, какие-нибудь проповеди, желательно, конечно, святых отцов, потому что там уже не может быть никаких ошибок. Найдите книгу духовных поучений Исаака Сирина или Макария Египетского. Можно почитать наставления современного и тоже святого человека Паисия Афонского, где есть множество таких вещей, которые касаются нашей современной жизни, того, как трудно выживать православному человеку в таком окружении. Но это возможно, и он рассказывает как. Любое чтение должно нас наполнить и тогда пост будет спасительным и достойным. И он явится тем временем, которое не будет потрачено напрасно.

Еще Господь сказал о сокровище. Сокровище - это то, ради чего живет человек. Это та истина, которую он лелеет в своем сердце. И вот Господь говорит: «Где будет сокровище ваше, там будет и ваше сердце». Поэтому, если сокровище наше во Христе, то и сердце должно быть наполнено Им. А если мы не знаем, Кто такой Христос и не стремимся к этому, и, читая Евангелие, мы не ищем какие-то новые события, описывающие Христа как личность, и нам это не интересно, и просто Он для нас как икона, как какой-то идеал, священный, но далекий и совершенно недостижимый, и в какой-то степени не соответствующий нашим внутренним устремлениям. Конечно, тогда ничего не будет, не будет никакого сокровища в Боге. Поэтому призыв Церкви следующий: «В эти дни и всегда вы ищите Христа». Ради Него живет человек! Потому что все Писание христоцентрично. Ветхий Завет говорит о Христе, который еще не пришел, Новый Завет, в котором мы с вами живем, говорит о Христе, который явился во плоти, который искупил наш человеческий грех, который поднял наше человеческое достоинство на высоту богочеловечества. И в этом должно заключаться устремление нашего сердца. Достичь этого богочеловечества во Христе. «Мы должны быть совершенны», - говорит Христос, - «как совершенен Отец Наш Небесный». Вот в чем смысл, вот оно сокровище. И есть такая иконка, которую дают паломникам в Иерусалиме, маленькая, бумажная, и на ней изображен Христос, который стучит в двери. И там подпись: «Се стою при дверех (имеется ввиду при дверех сердца) и стучу». Если внимательно посмотреть на эту икону, на эту дверь, то мы увидим, что на ней нет ручки снаружи, она внутри, и Господь не может ее открыть. Открыть может только человек. И вот в этом тоже состоит задача поста. Взять эту ручку и открыть, и тогда Господь зайдет. А чтобы ее взять нужно сделать над собой усилие. Мешает наш эгоизм, мешает наша устремленность к тем повседневным, как бы мы сказали насущным делам, но тленным. На самом деле они нам не нужны. Потому что, к примеру, сегодня человек здрав, и все в порядке, а завтра он на одре болезни. А еще бывает так, что Господь призовет внезапно и все эти дела останутся в небытии, а настоящее бытие, это там, где душа. Поэтому прав был святой Иоанн Дамаскин, который говорил: «Мое, это то, что я могу взять с собой после смерти». А после смерти человек может взять только свою «голую» душу, в которой заключены все добродетели. Поздравляю вас с воскресным днем, с началом Великого Поста, о котором я так много сегодня говорил, и он завершится 5 мая, накануне Дня Победы. И это будет действительно победа Христа над смертью и наша победа  во Христе над смертью. Поэтому вот этот весь период мы будем стремиться учиться молитве, еще раз постараемся возобновить в себе те силы, необходимые для вселенского преображения. И весна человеческой души, как еще называют этот Пост, она должна нас в этом наставить и укрепить.

Вот и службы в храме на следующей неделе будут совершаться ежедневно: в 7-00 – начало утренних богослужений, в 16-00 – вечерние. Первые 4 дня Великого поста на вечернем богослужении будут читаться 4 части Канона св. Андрея Критского. Литургии Преждеосвященных Даров будут совершаться в среду и пятницу.

Сегодня Прощенное Воскресенье мы совершаем вечером Чин прощения. Это традиция, которая ведется еще с незапамятных времен, еще с Египетской Фиваиды, с тех пор, когда первые монахи поселились в монастырях.  Они вечером накануне поста, собирались в храме и просили друг у друга прощения. А просили почему? Потому что не все до Пасхи доживали. Они уходили и жили в пещерках в пустыне, в каких-то развалинах, в каких-то труднодоступных местах, и подвергались страшным опасностям: могли ночью замерзнуть, погибнуть просто от того, что не хватило сил выжить, также могли погибнутьот нападения разбойников и лихих людей, от когтей и зубов диких животных или от укуса ядовитой змеи. Поэтому они прощались как прощаются на всю жизнь. Как будто бы уже и не встретятся никогда. Для них это было очень важно. И мы должны так прощаться. Потому что простить, это значит – отпустить на свободу. Это действительно такое счастье – уметь прощать, не цепляясь за какие-то частности, прощать от чистого сердца. Вот вечерняя служба этому посвящена. В конце ее звучит вся Пасхальная песня, вся кроме «Христос Воскресе», это так торжественно! Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

17 марта 2013 года


Назад к списку