Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 26.05.2013г. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 26.05.2013г. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном.

От Иоанна Святое благовествование, глава 5 (1-15).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня 4-я неделя по Пасхе «О расслабленном» и сегодня мы читаем продолжение того Евангелия, которое постоянно звучит в храме во время молебна на водоосвящение. В нем говорится о том, что в Иерусалиме была Овчая купель, которая в народе зовется «Вифезда», что в переводе с древнееврейского значит – «Дом милосердия». И в этом месте раз в году совершалось чудо: сходил Ангел Господень с Небес и вода вскипала, вспенивалась, поднималась вверх. И именно тот человек, который успевал первым войти и погрузится в воды, освященные Ангелом, получал исцеление. Эту купель, только теперь уже сухую, без воды, можно увидеть в Иерусалиме и сейчас. Люди лежали возле этой купели целый год, потому что не знали дня, когда это произойдет. В любой день в году, но только один раз, могло произойти это чудо.

Евангелист Иоанн пишет, что были слепые, глухие, сухие – «чающие движения воды». Ждали, чтобы только малое движение увидеть и прыгнуть в эту воду. Среди них был человек, который 38 лет, как сказано, пролежал на краю этой купели, будучи расслабленным. И когда Господь пришел на это место, Он избрал этого человека, потому что 38 лет, - ведь это практически целая человеческая жизнь. И провести ее в ожидании чуда, это тоже многого стоит. Господь подошел и спросил у этого несчастного, разбитого параличом человека: «Хочешь ли ты исцелиться?» Тот сказал: «Да. Но я уже сколько лет лежу здесь и у меня нет такого человека, который бы меня взял и поднес к воде. И когда сходит Ангел и возмущает воду, то всегда кто-то впереди успевает проскочить. И так 38 лет». Тогда Господь сказал: «Ну что же, бери постель свою и уходи отсюда!»  И этот человек действительно почувствовал в своем теле большую силу, встал, собрал свой одр и понес.

Ну а дальше Евангелие говорит о том, что как часто человеческое представление о религии вызывает напряжение, сталкиваясь с Божией благодатью.  Господь сделал великое благо человеку – исцелил его. И этот человек, прежде недвижимый, взял свою постель и понес. А люди, которые сделали из веры такое заскорузлое представление, земное понимание отношений между Богом и человеком, как между каким-то великим владыкой, царем и его рабами, которые мало значат в его глазах, и совершенно ничего не стоят, стали осуждать этого человека, говоря: «Как же это он работает в субботу и нарушает заповедь о том, что нужно в этот день сохранять покой и ничего не делать». И спрашивать: «Кто это тебе сказал, кто? Скажи нам его имя?» И человек этот не знал, потому что Господь скрылся и о Своем имени не сказал. А потом, через какое-то время в этой толпе Он вдруг явил Свое лицо этому исцеленному и назвал ему свое имя. Он сказал ему: «Иди, и с этих пор больше не греши. Потому что если ты согрешишь, то еще горше болезнь постигнет тебя».

Вот как бы все Евангелие и ничего сложного и таинственного нем нет, за исключением того, что очень часто и практически все толкователи, кто касался этого отрывка, говорят о том, что весь мир расслаблен грехом. И этот грех нам не дает подняться. 38 лет для одного человека, а для нас – целая жизнь. Каждый раз мы говорим себе: «Вот если бы был какой-то человек, взял бы меня и привел к Господу и сделал бы меня святым! Какой-нибудь великий старец, или молитвенник здесь на земле». Часто мы хотим чьей-то помощи. И вот, когда мы лежим, Господь каждый раз обращаясь к нам как угодно, в каких-то случаях нашей жизни, а может быть, просто через голос нашего сердца нам говорит: «Хочешь ли ты быть целым, исцеленным?» То есть, хочешь ли ты жить так, чтобы сердце твое радовалось, чтоб душа твоя пела, чтобы все твои поступки приносили тебе наслаждение, чтобы люди, с которыми ты встречаешься, были тебе самыми милыми и желанными в этой жизни? И конечно мы говорим: «Да, хотим! Но у нас ничего не получается». И Господь говорит нам в этом Евангелии: «Ну что же, сделай хоть какое-то усилие, хоть первый шаг соверши, а там уже увидишь, как сила благодати в тебя войдет, и ты последуешь дальше по этому пути». А вот на «дальше» сил уже нет. Желание есть, но нет стремления. Есть какое-то понимание добра, но сил для его осуществления мы не находим. Потому и о нас это сказано: «слепые, глухие и сухие».

Действительно, слепой человек не видит вокруг себя целый мир, он лишен этого дара. Он не видит того, что мир наполнен невидимой силой Божией, что он являет вокруг нас такие невероятные вещи, которые мы принимаем как должное, а на самом деле они происходят только потому, что Бог любит человека. Это – и тот воздух, которым мы дышим, и та вода, которую мы пьем, тот хлеб, который ложиться на наш стол, и то добро, которое мы получаем от других людей вокруг себя, все это происходит по Божьей милости по отношению к нам. Но мы слепые и этого не видим, а видим только свою гордыню. Видим только, как сказал Авва Дорофей, ту рогульку, трехножку такую, которая называется себялюбием, как ее не поверни, все равно торчек будет направлен вверх, как он пишет. И это, действительно, о нашей жизни. Видим и хотим, чтобы этому идолу все вокруг нас служили. А на самом деле мы ведь совершенно этого не достойны. С точки зрения биологии: человек - не более чем плесень на лице земли, но с точки зрения богословия: человек – образ и подобие Божие, и поэтому он Богу нужен, и интересен, и любим.

Мы глухие, потому что не слышим слово Божие, которое обращается к каждому из нас. Мы не слышим этого, действительно самого главного слова. Люди воспринимают Библию очень часто как памятник, обращенный к каким-то древним , ископаемым людям. А на самой деле Библия – это живое слово Бога, которое обращено к человеку на все тысячелетия, на всю историю человечества. Это не памятник, а это – жизнь, правило жизни, которое предписано каждому из нас. Если мы будем это правило соблюдать, то и жизнь наша выровняется и станет, действительно тем путем, который ведет к здравому образу жизни, к тому исцелению, о котором просил сегодня этот расслабленный.

А сухие мы потому, что лишены Божией благодати. Сердце бесплодно, измождено заботами века сего. Некогда взглянуть на небо, некогда улучить момент для того, чтобы обратиться с любовью к Живому Богу и прославить Его, или поблагодарить, или взмолиться о поддержке и покровительстве.

Молитва сегодняшнего дня Воскресшему Господу Нашему Иисусу Христу о том, чтобы укрепились наши расслабленные силы, чтобы окрепли наши мысли, чтобы здравой сделалась наша совесть и память. О том, чтобы Господь, который дает нам пищу временную, также, подавая нам пищу, ведущую в Жизнь вечную, подавал нам и способности воспринять ее; чтобы мы имели силы преодолеть тот грех, который живет в каждом из нас. Помоги и укрепи нас Господи! Аминь.

Христос Воскресе! – Востину Воскресе!

Протоиерей Владислав Шмидт

26 мая 2013 года

 


Назад к списку