Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 11.08.2013г. О двух исцелениях
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 11.08.2013г. О двух исцелениях

От Матфея Святое благовествование, глава 9 (27-35).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение посвящено двум исцелениям, которые совершил Господь Наш Иисус Христос. Первое по отношению к слепцам, звавшим Его, кричавшим Ему вслед, просившим о том, чтобы Он совершил с ними это чудо. И когда Он зашел в дом, Он их сам призвал и спросил: «Веруете ли вы, что я могу с вами это сделать?» И когда они утвердились в том, что они действительно веруют, потому и пришли, потому и кричали, Он сказал: «Будьте здравы, но смотрите, никому не говорите о том, что с вами сделал Господь».

Далее позвали Его к человеку, одержимому лютым бесом. И подобно тому, как и много раз до этого, Господь усмирил злую силу, и этот бесноватый немой стал здрав и заговорил. И далее в Евангелии сказано, что фарисеи, которые были свидетелями этого великого чуда, вместо того, чтобы прославить Бога сказали: «Этот человек силой Вельзевула – князя бесовского творит чудеса». И не уверовали в Него.

Вот краткое чтение, которое Церковь почему-то нам предписала в этот воскресный день. А мы знаем, что ничего случайного не бывает, и подобно тому, как дом строится человеком для того, чтобы в нем жить, так и то, что мы называем домостроительством спасения человеческого рода, тоже складывается из маленьких каких-то фрагментов, как из кирпичиков, на которые обращая внимание, Церковь нам говорит: «Вот, смотрите, это очень важно, это существенно в нашей жизни». И вот, мы должны поразмышлять немножко, хотя бы чуть-чуть, о том, что же стоит за каждой мыслью сегодняшнего чтения, за каждым словом, которое произносит Господь. Потому что Евангелие - это не просто повествование, это еще и очень глубокая мысль, призывающая нас задуматься над своей духовной жизнью, над тем, что происходит на глубине ее, когда мы проживаем какие-то события. Переживания того, что происходит вокруг нас, лежат в глубине души и они, наверное, и определяют наши поступки и действия, и, в конце концов, и нашу последнюю участь, то, что мы называем Царством Небесным, или отсутствием его в нашем сердце.

И вот, в сегодняшнем Евангелии сказано, что эти люди, слепые, они ведь не видели мира. Так и душа наша слепа, она очень часто не может отличить правду от заблуждения, истину от лжи. Она как в потемках крадется по этому миру, натыкаясь на что-то, делая ошибки, падая, поднимаясь вновь, продолжая идти. И вот если бы мы знали, что кто-то может нам сказать о нашем пути, кто-то может подсказать, что нам нужно сделать в том или ином конкретном важном случае, мы бы, наверное, так же кричали, как эти слепые люди, которые сидели у дороги. Кричали, не видя, куда они кричат. В темноту, потому что слепой не видит, у него глаза потемнены. Кричали бы и просили: «Открой нам эту истину! Сделай нас зрячими духовно, чтобы мы не ошибались, чтобы мы правильно поступали, чтобы каждый наш поступок вел нас к той цели, самой главной». Мы называем это счастьем, а в церковном лексиконе, в церковном языке это называется блаженством. Чтобы мы стремились к нему, чтобы мы знали, что именно эта, а не иная дорога, правильная. И Господь говорит нам: «Вы, верите ли, что Я могу это сделать?» И от ответа на этот вопрос зависит наша зрячесть. Если мы говорим: «Да, мы верим», и пускай наши глаза темны, но Ты то, Господи, есть свет! Ты как свет ведешь нас по жизни и каждое Твое слово должно быть светом нашим, каждое Твое действие должно быть примером. И если это будет так, то мы будем идти в этом свете, мы будем держаться правильного курса. И может быть исцеление и не наступит мгновенно, как для этих людей, но оно когда-нибудь сделает свое дело и мы как корабль в тумане, выходя из него, увидим маяк. И этим маяком будет слово Божие. Этим маяком может быть святость какого-нибудь другого человека, который нам подскажет и укажет. Но этот свет будет отблеском того Христова света, который явствует нам из той веры, которую этот святой человек имеет. Так и в нашей жизни.

Но вот Господь говорит: «Идите и молчите, никому не говорите». Это тоже очень важное слово, над которым следует задуматься. Некоторым, как мы видим, Господь запрещает говорить о чуде. А другим говорит: «Иди к людям и скажи, что Господь с тобой сотворил». Мы обращаем внимание в Евангелии на разные случаи исцеления и видим, что в каждом конкретном случае различные советы дает Господь. Почему же на этот раз запретил?

Святые отцы по-разному говорят. Одни говорят, чтобы до времени (на первом году Его служения) фарисеи не взяли Христа под стражу, не убили, потому что еще не завершилось то дело, ради которого Он пришел. А Он должен был проповедовать три с половиной года. И, получается, что еще не пришло Его время пострадать. С другой стороны, такой замечательный проповедник как митрополит Антоний Сурожский, дает очень интересное толкование. Он говорит, что часто, и, как правило, всегда, говоря словами одной поэтессы: «Как Бог не может не творить, иначе б Он любовью не был, так не могу не говорить о крыльях, что уносят в Небо», то есть человек, который получил какой-то опыт чуда, не может об этом молчать. Он, как правило, идет и кричит об этом на всех углах. Но вот это чудо, оно еще не стало смыслом жизни этого человека. Ему нужно укорениться в этом двумя способами: во-первых – смирением, во-вторых – благодарностью. И митрополит Антоний указывает на Божию Матерь. Кто-кто, а уж Она среди людей была свидетелем огромного количества чудес, начиная с Ее детства и заканчивая Ее славным успением. И вот Она никогда об этих чудесах не звенела, как можно сказать, не говорила о них. Сказано в Евангелии: «Все что было, и плохое, и хорошее, Она слагала в Своем сердце». И вот это – образ того, как должен человек подходить к чуду. Он должен со смирением его принимать. И ни в коем случае не думать в себе, что вот я такой, особенный, и что Господь мне это чудо подал. А вот есть огромное количество людей, которые к этому чуду не были причастны и никогда не были участниками божественных чудес. И это становится основанием для гордости и, в конце концов, духовной гибели человека. Потому Господь и запрещает: «Не говорите, пока нет в вас этого смирения».

Да, действительно, Бог избирает себе служителей. И каждый из нас, стоящих здесь, знает это, что не мы пришли ко Христу, а Он нас к Себе привел. В какой-то момент Он нам дал это понимание, что нам нужно идти по этому пути. И мы идем, и мы стремимся воплотить все самое лучшее, что завещал нам Господь в своей жизни. Не знаем почему, но именно так судил Господь именно в нашей жизни. Но это тайна, и эту тайну нужно хранить, пока она не вырастет в цветок смирения. А с ругой стороны - в цветок благодарности. Потому что когда человек думает о том, насколько он недостоин этого посещения Божия, то страх перерастает в величайшую благодарность. Мы действительно благодарим Бога, потому что наши силы – ничто перед той любовью, которую проявляет Господь к каждому из нас. Не можем мы заслужить эту любовь. Мы можем ее вымолить, либо просто ждать, как ждет земля спасительной влаги, дождя, чтобы произрастить какие-то плоды. Вот об этом сегодняшнее чтение. Оно, конечно нас должно затронуть. Оно, естественно соотносится с различными сторонами духовной жизни каждого из нас. Будем об этом размышлять, будем стремиться к этому, и будем благодарить Бога со смирением и любовью за все то, что Он творит для нас в этой временной жизни, и за то, что уготовал в вечной. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

11 августа 2013 года


Назад к списку