Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 13.10.2013г. Нагорная проповедь
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 13.10.2013г. Нагорная проповедь

От Луки Святое благовествование, глава 6 (31-36).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы читали отрывок из Святого Евангелия, совсем небольшой, но он ко многому обязывает христианина. Вот мы живем церковной жизнью, причащаемся, ходим на исповедь, молимся дома, читаем духовную литературу, но вот до этих маленьких слов мы так и не доросли. О чем речь? Господь говорит: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Не творите добро в расчете на то, что потом вы это добро обратно получите». «Делайте так», - говорит Господь, - «как поступает Бог по отношению к человеку». А Он посылает дождь на милостивые и на злые, на благодатные и озлобленные, Он светит солнцем на добрых и на злых. И человек должен так жить, потому что Господь являет ему в этом Cвой пример. А если мы заглянем в свою жизнь, то поймем, что ничего этого у нас нет.

Господь обращается к нам словами Нагорной проповеди, призывает нас в Царство Небесное. А Царство Небесное, это такое место, где нет никакого зла и во всем присутствует любовь к Богу и любовь к человеку. Человек должен вырасти в эту меру. Это Царство нельзя завоевать, его нельзя купить за деньги, его невозможно каким-то образом присвоить себе так, как мы присваиваем этот материальный мир. Его можно только вымолить у Бога, его можно вырастить в себе подобно тому, как выращивает дерево, как выращивают красивый цветок. Эти отношения рождаются, как рождается ребенок. Как из ничего Господь сотворил землю, так и Царство Небесное вырастает из этого «ничего», это «ничего» - смирение человеческой души. Поэтому сегодня это Слово, обращенное к нам, должно нам напомнить, что мы живем, думаем, стремимся к чему-то, рассчитываем, имеем надежду, а на самом деле еще не начали даже этот христианский путь. Потому что эту мудрость знали еще и до Христа. И Будда об этом говорил, и Конфуций. И толкователи Ветхого Завета, фарисеи, тоже об этом писали, учили, но, как и мы не доросли. Но дальше Господь говорит еще о более высоком служении христианина. Он говорит о том, что христианин – это человек, у которого нет врагов. Он говорит: «Любите врагов ваших». А раз – любите, значит относитесь так же, как относитесь к самим себе. Вы думаете, что человек, озлобленный против вас, является вашим врагом? На самом деле, это человек, который страдает от греха, который допустил в сою душу раздражение, неприязнь, гнев по отношению ко всему окружающему. Ему нужно просто объяснить, что мы все такие же страдающие люди, как и он сам и достойны всяческой жалости. И если эта жалость будет жить в его сердце, то родится после нее и любовь. Поэтому Господь и призывает нас: «Любите врагов своих и благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас, и будете сынами Царства Небесного». Казалось бы, так просто. Но на самом деле, совсем не просто. Человеческой гордости тяжело перешагнуть через себя. И вот мы влачимся, идем и переносим из года в год, от чтения к чтению печаль о непрожитой жизни во Христе.  А ведь этот маленький отрывок каждый год читается. И всякий раз запинаешься об его, как об какой-то высоченный порог, и не можешь перейти. Думаешь, когда же Господь даст тебе силы так любить своих ближних, чтобы душу можно было положить за них. И это действительно реалии того, чем мы живем.

Будем же просить у Господа Его Божественной Благодати и молиться о том, чтобы то, что нам невозможно, было бы возможно Ему в нашей жизни. А мы должны трудиться. «Каким образом?», - спросит каждый из нас.

Святые отцы, например Иоанн Лествичник, говорил о том, что когда ты хочешь сделать доброе дело своему брату, который враждует против тебя, ты чувствуешь, что кто-то стоит между тобой и этим братом. Ты думаешь, это бес. Нет, это не бес, это – твоя гордость, это – твой эгоизм, который не дает тебе возможности приблизиться, потому что себя ты поставляешь выше его. И вот, ты должен сказать этому гнусному, эгоистическому, которое стоит между тобой и братом твоим: «Отойди от меня, не мешай мне, я должен быть рядом с ним, я должен быть ему помощником. Мы вместе должны спастись». И Господь нам в этом помогает. И тогда увидите, как это движение постепенно расчистит путь, связывающий двух христиан, двух любящих людей. Будем же просить у Господа, молиться, уповать на Его милость, вставать и вновь идти по пути христианской жизни. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

13 октября 2013 года


Назад к списку