Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 27.10.2013г. Притча о сеятеле и семенах
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 27.10.2013г. Притча о сеятеле и семенах

От Луки Святое благовествование, глава 8 (5-15).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слушали Евангельскую притчу о сеятеле, в которой Господь нам показывает, как бывает в разных ситуациях нашей жизни. Он приводит пример сеятеля, посевающего семена будущего урожая. Так, семя, упавшее при дороге, было уничтожено проходящими людьми или проезжавшими повозками. Оно погибло и не принесло плода. Другое семя упало в терние, а сорняки всегда более выносливые, потому что первыми забирают из почвы все полезные вещества, и терние взошло, погубив этот маленький полезный росток. Еще одно попало на камень и, не имея корня, засохло. А четвертое семя попало в добрую почву и принесло свой сторичный плод.

Заканчивая эту краткую притчу, Господь сказал так: «Кто имеет уши, тот услышит». И, действительно, есть такие моменты в нашей жизни, когда нам, может быть, лучше какое-то время и не понимать о чем идет речь, чего же от нас хочет Господь. Потому что когда мы осознали, поняли и для нас прояснилось то, о чем нам говорилось в иносказательной форме, и то как это важно для нас, во много раз возрастает ответственность за неисполнение того или иного указания Божия, той или иной заповеди.

Апостолы, будучи людьми простыми и неискушенными в книгах, собственно неграмотными, спросили: «Господи, а вообще, о чем Ты только что сказал?» И Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а прочим - в притчах. А вы им расскажете». И начал объяснять апостолам, о чем идет речь.

Он в аллегорической форме рассказал эту притчу, а потом дал ее толкование. Толкование следующее. Слово, это и есть семя, которое господин, хозяин, человек, а под ним нужно понимать Самого Бога, сеет без числа в этом мире, разбрасывает его в землю. А земля это, собственно что? Это – сердце человеческое. Состояние того или иного сердца характеризует собою ту или иную почву, куда упало зерно, это семя, то есть Слово Божие. Вот, мы читаем Евангелие постоянно, много лет подряд. Вроде бы все понятно и двадцать раз уже слышано. Но часто бывает так,  что иногда мы, всё же, открываем для себя что-то новое. Мы читаем, взгляд наш скользит по тексту, но вдруг какое-то место нас может захватить, может каким-то образом нас всколыхнуть, даже удивить, подвигнуть на какой-то нравственный поступок. Вот именно какое-то место, то которое мы раньше не замечали, оно вдруг для нас открывается в новом прочтении. Вот оно Слово Божие, вот оно дает первый росток. Так же и здесь.

То семя, которое упало при пути, говорит о том, что есть люди, которые воспринимают слово, возгораются ответной любовью, ответным желанием. Но суета, а дорога – это символ постоянного хождения, постоянной переменчивости жизни, вот эта вот суета человека отвлекает. Человек думает и говорит себе: «Ну как же, у тебя есть дети, для них тоже нужно что-то сделать. У тебя есть потребность в пище, в питье, в одежде. И это тоже важно». И человек начинает увлекаться этим чрезмерно, забывая о том, что нужно растить Слово, нужно из этого Слова сделать целое Царство Небесное, тайна которого сокрыта здесь, на земле, но за постоянной суетностью все время оставляется человеком в стороне. И Слово гибнет, похищенное нашим невниманием, суетой, пустословием…

Зерно, упавшее на камень, говорит о том, что есть люди, у которых сердца подобны камню. Они могут нагреться от какого-то воздействия. Как, например, камень от солнца, так и сердце человеческое может нагреться от чьей-то любви. Но внутреннего тепла они не имеют, своей самодостаточной жизни у них нет. Они могут быть увлечены чьим-то примером, но когда им надоест, они ищут других идолов, чтобы им поклониться. Вот такие сердца. Может быть, на какой-то краткий момент, это Слово и прорастет, но сердце неглубокое, твердое… Пропадает корень, засыхает. Погибает Слово, данное Богом человеку, не принеся плода.

А другие принимают слово, и, вроде бы, оно прорастает. Но у этих людей есть пороки, привязанности греховные, которым они предают большее значение инее могут от них отказаться. Это и есть терние, это и есть сорняки. Их нужно вырывать с корнем. А человек говорит: «Нет, пускай все в моем саду растет. И доброе семя и злое». Но природа жизни такова, что зло наиболее пронырливо, наиболее хищно к человеческой душе. Оно духовно ухватчиво и уводит человека от спасения в погибель. Вот это образ терния.

Ну а добрая почва, о которой все мы мечтаем, но которую мы не имеем, к сожалению, она приносит плод сторичный, как сказано. То есть из одного зерна вырастают сотни. И способно оно нас восхитить в Царство Небесное.

«Что же нам нужно делать?», - спросит каждый из нас, - «Как нам жить, чтобы слово приносило плоды?» Апостол Павел говорил в своем послании о том, что «вера происходит от слышания, а слышание от Слова Божия»( Рим.10:17) . Он также дает нам образ Слова, которое дает нам веру, а без веры невозможно спастись. Без веры, как сказано в Священном Писании, невозможно угодить Богу(Евр.11:6). Если у человека нет веры, ничто не сможет оживить его душу. Ничто не сможет растопить ледяное сердце человека, чтобы оно было восприимчиво к добру, к любви, к благодати, к духовной жизни. Вот что такое вера. И Слово Божие способно эту веру воспламенить.

Святые отцы говорят: «Нужно молиться». Иногда, кажется, что слова, которые мы произносим в молитве, бессмысленны. Мы повторяем их каждый раз, иногда даже невнимательно произносим, и, кажется, что нет в этом никакого толку для нас. Лучше кратенько, где-нибудь наскоро, прочитать и этим удовлетворить наш молитвенный труд. Но не об этом идет речь. Молитва должна быть самой жизнью человека, когда он размышляет о своей судьбе, о смысле проживаемых им дней и часов, о сути тех дел, которые он совершает.  Молитва сопутствует размышлениям человека о своих близких, о том, что может быть ждет его за порогом дома, или по возвращении с работы. Человек должен предавать себя в волю Божию, в руки Божии, зная, что сам по себе он ничего доброго совершить не может. Каждый прожитый нами миг, есть дар Божий человеку, который он должен использовать, и принести опять же тот плод. Поэтому молитва, это не какой-то одновременный акт - утром и вечером стать у икон помолится, нет, это постоянное общение с Богом, постоянное обращение ума человеческого к Господу так, чтобы быть единым целым с Ним. И вот, авва Дорофей пишет: «Если человек научится так молиться, то Бог будет близ при его дверях». То есть, при том сердце, которое как почва должно прорастить семя жизни, семя вечности.

Вторая и очень сильная поддержка человеку в том, чтобы взрастить Слово, это само Слово – Священное Писание, Святое Евангелие. Не случайно мы на службе выносим эту Великую Книгу, обрамленную в такие драгоценные ризы, чтобы подчеркнуть, насколько важно это в нашей жизни. Ведь мы - христиане. В Евангелии сказано не о чем-нибудь, а о Христе, о Том, к Кому должно быть обращено наше сердце. Мы должны помнить о том, что Господь Наш Иисус Христос, который пришел на землю, принял наш человеческий облик и природу, спас нас от греха, обещал нам свою дружбу. «Я не называю вас рабами, я называю вас друзьями» (Ин. 15:15), - говорит Он своим апостолам, а в их лице и всем христианам. Он обещал нам такую крепость, такую поддержку, такую близость между Собой и нами, что в ней должна родиться не рабская покорность а радость братских уз. Поэтому, как же нам не испытывать такую великую благодарность к Господу и не лелеять Его образ в своем сердце? Это тоже будет тем мощным действием, которое способно размягчить нашу твердость, нашу каменность сердечную.

Еще существует Святое Причастие и другие великие Таинства. Казалось бы, это чудо, чудо, которое совершается каждый раз на Божественной Литургии. Это чудо, которое мы воспринимаем как должное. А ведь, на самом деле оно совершается по великой любви Божией к человеческому роду, к каждому из нас. Чудо, которое нам ничего не стоило, но очень многого стоило Господу Нашему Иисусу Христу: Его страдания, Его мученическая смерть на кресте, Его отверженность и даже богооставленность. Чудо было заслужено Господом, не нами, но мы его получаем по Его великой любви к нам. Когда мы об этом думаем, это способно нас всколыхнуть. Слово, которое обращено к нашему сердцу, должно укорениться в нас, сделать почву нашего сердца доброй для принятия семени, для взращения плодов.

Недавно совершенно случайно посмотрел фильм, который называется «Орда», снят в 2012-м году. Изначальное название киноленты «Святитель Алексий». Речь идет о нашем святом митрополите Алексие, о чуде, которое он совершил в Золотой Орде, исцелив мать хана Дженебека. Нам кажется, что святым было просто творить чудеса. На самом деле, наверное, правы создатели этого фильма, которые показали, что святые мало чем отличаются от многих из нас в повседневной жизни. Такие же были как мы, люди, которые совершенно не надеялись на какое-то спасение. Стремились к Богу, молились; как могли, несли свой жизненный крест, страдали всеми возможными болезнями, умирали; и потом только люди, очнувшись, причисляли хи к лику святых.

Так вот, у святителя Алексия уже на закате его жизни, когда он уже был глубоким старцем, случилось вот что. В Орде, под игом которой находилась тогда Русь, ослепла мать хана. Хан испробовал все доступные ему методы, приглашал всех возможных чародеев, лекарей, но ничего не помогало вернуть зрение его матери. И вот узнал он, что есть великий «колдун» на Руси, который творит чудеса. Тогда хан отправляет своих послов в Москву к князю Дмитрию и говорит: «Если не придет этот «колдун», то мы тебе отрубим голову и сожжем весь город». Когда послы  приехали в Москву, весь город молится в церквах. «Где же люди?», - удивлялись варвары, - «Кругом: пустые дворы, одни собаки бегают…» А люди стояли в храмах. Такое было время, время тяжелое, время бесконечной жестокости, время жутких испытаний. Если можно себе представить такой страшный терроризм, то таким вот дном терроризма и была вот эта Орда. У человека могли отобрать не только его имущество, но и саму жизнь; замучить на его глазах его родных: детей, стариков, убить просто так, ни за что, из желания потешиться.  Такое было время…

И вот люди молились, все собирались в храмах в воскресный день. Ханские слуги заехали прямо на лошадях в церковь и святитель Алексий понял, что силой тут ничего не сделаешь. Тогда он стал на колени и сказал: «Господь наш, Ты говорил в Своем Евангелии, о том, что кто вознесется, того Господь смирит, а кто смирится, того Господь вознесет!» Они поняли, что это о них сказано, и вышли из церкви. Они сказали князю: «Если не придет этот твой «колдун», то будет вам всем смерть». И святитель Алексий поехал, хоть был уже в преклонных годах. Он понимал, что ему нужно было совершить чудо для спасения многих. И он молился над больной ханшей и день, и два , и больше… Но ничего не произошло. Тогда старика стали истязать, бить, сняли с него всю одежду и нагим выгнали в степь. Уйти он был не в состоянии. Тогда его заставили работать: собирать навоз – лепешки, которыми топили очаг. Для того, чтобы усилить его муки, хан приказал каждый день убивать по одному человеку, из русских, которые работали вместе со святителем. И это продолжалось долго. Но вот, прошло еще около месяца и зрение вернулось к матери хана.

В этом фильме очень интересно показано, что чудо никогда не происходит по желанию человека. Чудо дается Богом и дается тогда, когда это действительно необходимо. Старец молился о язычнице, о женщине не христианке, которая так и осталась язычницей, и, наверное, не поняла, что это именно Христос ее исцелил. Но святитель Алексий прошел все круги ада, которые прошел Сам Господь. И вот, когда эта мука стала совсем невыносимой для него, тогда, Господь, видя его терпение, любовь и страдания, дал это чудо. И это очень важно, потому что когда мы молимся, мы тоже, в какой-то степени, просим о чуде, о маленьком или о большом. Но мы должны знать, какой ценой это чудо достается. Поэтому желаю нам всем в этот день готовить свое сердце к Слову, которое должно возрастить в нашей жизни небесный сад – Царство Небесное, Царство Христово. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

27 октября 2013 года


Назад к списку