Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 24.11.2013г. Притча о милосердном самарянине
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 24.11.2013г. Притча о милосердном самарянине

От Луки Святое благовествование, глава 10 (25-37).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Среди множества толкований сегодняшней притчи, которую мы неоднократно уже слышали, есть толкование святителя Иоанна Златоуста. Оно говорит о том, что Христос был тем самым добрым самарянином, который взял на свои плечи заботу и попечение о человеке, побитом разбойниками и умирающем на краю дороги. В переносном смысле интерпретируя эту притчу, мы говорим также о том, что в лице этого побитого, ограбленного и израненного, несчастного человека, мы должны видеть все человечество, всех людей, которые путешествуя из Иерусалима, то есть из рая, в Иерихон, то есть вниз, на землю, претерпевали различные беды, поражения духовные и телесные, лежали на краю жизни и смерти. Никто и ничто не смогло им помочь: ни ветхозаветные законы, которые говорили о временном, а не вечном, ни какая-то их праведность, ни какие-то их действия (а левиты в притче - это образ действия, они помогали совершать богослужения: убирали в церкви, переносили с места на место различную утварь, и т.д.). Не помогло все это ветхозаветным людям. Помог Тот, кого Ветхий Завет посчитал изгоем, не своим, а чужим.

Вспомним, как к Христу относились Его современники: «Ты учишь тому, чего не говорил Моисей; ты говоришь о том, о чем не написано в законе…» И таким образом, они не могли понять, как же можно этого человека считать праведником, если он не следует букве закона. Но Христос воскрешал умерших, исцелял больных, возвращал зрение слепым. Он творил чудеса, которые современники совершить не могли. Вот это и было удивительно. Вот таким человеком был этот Пришелец: свой среди чужих и чужой среди своих. Если мы сопоставим земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа с образом Его действия, и с тем, как относились к самарянам, то так же отнеслись и к Нему. Но от самарян просто отворачивались, не общались, не подавали куска хлеба, и награждали человеческим презрением, то куда более грубо и, более несправедливо отнеслись ко Христу. Его оболгали, осудили, распяли, умертвили. В конце концов, довели Его жизнь до той точки, когда Он на кресте взмолился Богу в отчаянии: «Боже, Боже мой, почто Ты меня оставил?» Вот до такой степени довели Человека! А в результате мы видим, что самую большую награду получило человечество именно в результате этой Жертвы, которую Господь совершил по отношению к нам.

Поэтому, сегодня среди множества различных толкований притчи о милосердном самарянине, наверное, наиболее приемлемым и близким для нас, христиан, является именно это толкование святителя Иоанна Златоуста, где он говорит о том, как мы должны относиться к тому, что предлагает нам Христос. А Он в этой притче говорит нам о том, что ближний человеку не тот, кого мы считаем им: родственник, или какой-то благодетель; нет, это тот человек, который нуждается, тот, к которому нужно подойти и помочь. И если ты не можешь дать ему денег, дай ему пищу. Если не можешь дать пищу, дай ему воды. Если ты не можешь дать воды, говорит святитель, то помолись за него, потому что это уж возможно всякому. Вот на что должна простираться милость человеческая и к чему движения нашего сердца должны быть направлены. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

24 ноября 2013 года


Назад к списку