Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 01.12.2013г. Притча о безумном богаче
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 01.12.2013г. Притча о безумном богаче

От Луки Святое Благовествование, глава 12 (16-21).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшней притче «О безумном богаче», сказано, что некий человек решил, что его богатство не вмещают уже все его помещения, и подумал, лежа в своей постели перед сном: «Сделаю хранилища для богатства и скажу своей душе: «Душа, ешь, пей и веселись, покойся». И в этот момент, когда он так подумал, ему явился Господь и сказал: «Безумный ты человек, потому что в эту же ночь тебе придется умереть». И, конечно, нам, как бы само собою просится, поосуждать сегодня этого богатого человека, а в его лице вообще всех богачей мира, которые так поступают.

Но на самом деле, жизнь намного сложнее, чем наше представление о ней. Поэтому святые отцы, толкуя эту притчу в различных интерпретациях, едины в одном, что само по себе богатство не является грехом. Бог попустил одним людям иметь больше, другим меньше, и сделал это по своей премудрости. Потому что у каждого человека, как говорит святитель Иоанн Златоуст, своя мера искушений. Кто-то более поддается зависти, кто-то гневу, кто-то лени, а на людей богатых обрушивается целый шквал: с одной стороны осуждения, потому что редко кто смирится с той мыслью, что богатство у другого нажито праведным путем, а с другой - зависти, которую всегда испытывали другие по отношению к ним. Они же, эти люди, так называемые богатые, на самом деле призваны были к тому, чтобы в течении всей своей жизни поделиться тем временным тленым богатством и с его помощью войти в Царство Небесное. Но многие, увы не устояли, и хранили тленное непонятно для чего. Они думали оставить это наследникам, детям, внукам, но для последних это богатство, полученное без труда было ещё одной возможностью весело провести время. Богатые думали, что им принадлежит их богатство, на самом деле сами принадлежали ему. Но были и другие. Примеров тому тысячи. Еще при своей жизни, святитель Иоанн Златоуст мог указать на того или иного знатного, богатого и зажиточного человека, который это тленное и временное обратил в нетление. Например, он говорит о том, как некто построил церковь на берегу моря, так что ее звон был слышен далеко идущим кораблям, и они знали, что близко берег и опасные скалы, и благодарили за то, что человек позаботился об этом. Более того, он построил церковь: там совершалась Божественная Литургия, там возносилось его имя. Он мог эти деньги растратить на себя, живя блудно, распутно, но он направил их на благое дело. Он построил красивое здание, и каждый, кто приближается к этому зданию, говорит святитель, благословляет человека, который задумал такую красоту. И, действительно, говорит он, временное, тленное, никчемное и гибельное обратилось в пользу не только этому человеку, но и всем, кто придет в этот храм и прикоснется к святыне. Каждому, кто почерпнет Благодать Божию, будет большая польза. Богатый человек давно ушел из жизни, память о нем едва теплится в человеческом роде, но храм, построенные на его средства, говорит о том, что его сердце возлюбило Бога и прославило Его в этом камне. И так же любое доброе дело, которое делает человек.

Некогда один философ, увидев, что разумного мальчика хотят продать в рабство, выкупил его за свои деньги и обучил его. Он дал ему познание мира, вывел его в люди и, в конце концов, этот человек, когда вырос, поблагодарил философа, потому что он тленное обратил в нетленное. Он дал возможность молодому ростку развиваться свободно и вырасти свободным мыслящим человеком. Потому и сказано в книге древней мудрости : «  Кто спас одного человека, тот сохранил от гибели целый мир».

Вот так и призван был человек богатеть в Бога, как сказал Христос в конце этой притчи. Что значит «богатеть в Бога», спрашиваем мы? И отвечает нам церковное предание: «Это значит, что все, что бы ни делал человек, должно делаться с любовью». Все делать с той любовью, которая называется христианской любовью, жертвенной. Потому что именно это отличает любовь христианскую от всех остальных видов любви. Действительно, Христос показал в Своем лице ту величайшую степень любви к человеческому роду, когда Он не пожалел Себя отдать на распятие, на смерть, на страшные муки. Ради любви к человеческому роду Он претерпел страдания и, в конце концов, воскрес вместе с человеческим естеством, обновив его в пламени воскресения. Подобно каждый должен поступать.

Совсем недавно мне на глаза попалась надпись в интернете, которая гласила: «Вопросы, которые сегодня Бога не интересуют». Во-первых, удивление: откуда они могут знать, какие вопросы Бога интересуют на настоящий момент, а какие не интересуют? Но, тем не менее, как человек верующий, я заинтересовался и открыл страницу. Там было написано:

Бог не спросит, какая у тебя машина. Он спросит, сколько ты людей подвез, которые не имели транспорта!

Бог не спросит, сколько квадратных метров в твоем доме. Он спросит, к скольким людям ты проявил гостеприимность!

Бог не спросит, сколько одежды в твоем шкафу. Он спросит, сколько людей ты помог одеть!

Бог не спросит, какая у тебя была самая высокая зарплата. Он спросит, шел ли ты на компромиссы со своим характером для ее получения!

Бог не спросит, какую должность ты имел на работе. Он спросит, исполнял ли ты свою работу от чистого сердца!

Бог не спросит, сколько ты имел друзей. Он спросит, скольким людям ты был другом!

Бог не спросит, каких ты имел соседей. Он спросит, как ты относился к своим ближним!

Бог не спросит про цвет твой кожи. Он спросит о складе твоего характера!

Вот такая маленькая мудрость, которая, наверное, каким-то образом, созвучна морали сегодняшнего евангельского чтения и, пожалуй, каждый из нас, приняв это во внимание, немножко исправит свою жизнь, поймет о смысле своего бытия.

Те люди, которые собраны здесь, конечно, не богачи. Но каждый из нас считает, что он чем-то богат. Кто-то богат, как он считает, какими-то духовными дарами, ими тоже нужно делиться. Кто-то интеллектуально более развит и знает больше, и этими знаниями тоже нужно поделиться с ближним. Мы, конечно, не такие богачи, как описано в Евангелии, нет у нас таких хранилищ, которые бы не вмещали товаров и каких-то ценностей. Но у нас есть другие ценности. У нас есть Божественный образ, который должен сиять ближнему, должен открывать ему красоту духовного мира, и это тоже богатство, и этим нужно делиться. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

01 декабря 2013 года


Назад к списку