Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 02.02.2014г. О Закхее
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 02.02.2014г. О Закхее

От Луки Святое благовествование, глава 19 (1-10).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В чреде воскресений, предваряющих Великий пост, сегодняшнее воскресное евангельское чтение предлагает нам вдуматься в то, какие отношения подчас бывают между человеком и Богом, как мы обретаем Бога и как мы можем легко эту связь разорвать. Как часто мы живем, не понимая смысла и цели нашей жизни, нашего назначения. Но, вдруг в какой-то решающий момент Господь открывает нам духовные очи и мы видим всю красоту окружающего мира, величие человека и любовь Бога, который никогда не оставляет своего заблудшего сына.

И вот сегодня Евангелие повествует нам об истории, которая произошла в годы проповеди Господа нашего Иисуса Христа в Иерихоне, в Иудее. Когда Господь входил в город, некий богатый мытарь, Закхей, захотел Его увидеть. Он захотел увидеть Того, о Котором все так громко кричат, так восторженно радуются. А ликование это было вызвано ничем иным, как только стремлением прикоснуться к чуду. Люди знали, что Христос умеет исцелять и вообще творит чудеса, вплоть до воскрешения мертвых. Поэтому, имея славу такого великого чудотворца, Господь не мог быть незамеченным на улицах любого города.

А Закхей был мал ростом, и людская толпа мешала ему увидеть Христа. Он взобрался на дерево, на смоковницу и вдруг, Господь Сам подходит к нему, взирает на него и говорит: «Спускайся, Закхей, Я хочу остановиться в твоем доме». И вот тут, в этот решающий момент, радость потоком влилась в сердце этого мытаря, и он забыл всю свою грешную жизнь. Он понял, что это великое счастье, чтобы Христос вошел в его дом и совершил там трапезу. И он устраивает эту трапезу, этот пир.  И когда все собрались и подняли заздравную чашу, он говорит: «Господи, я готов оставить всю свою грешную жизнь. Я помню тех людей, которых я обидел. А те, кого не помню, пусть подойдут ко мне, и я возмещу им четверицею за все убытки, за все то зло, что им причинил». И Христос ответил ему: «Ныне спасение дому сему !»

Действительно, все то, ради чего должен жить человек, к чему стремиться, чего жаждать, все это и получил Закхей,  без каких-либо особых усилий, не совершая каких-то великих подвигов. Просто сердце его стало новым, обновилось Благодатью Божией, той ответной любовью, которую должен иметь человек по отношению к Богу, и следовательно к ближнему.

И вот каждый из нас видит на этом простом примере, что особых подвигов и не нужно. Для того, чтобы приблизиться к Богу нужно прежде всего возненавидеть свой грех, отказаться от него и всем сердцем, всей душой устремиться к Господу, и пообещать Ему желание вечной жизни, желание творения добра и искупление того зла. И мы видим, что он не просто обещает, а действительно это сделает. Поэтому и Христос говорит ему – спасение. Спасение – такое соединение с Богом, когда человек не может уже отпасть от Господа. К этому предназначен каждый христианин.

Вглядываясь в эти образы, мы действительно понимаем, что это спасение заслужить невозможно, его можно только вымолить. Закхей до этого времени жил грешником и не думал ни о чем. Но вот, интерес привел его к тому, чтобы залезть на смоковницу. А Господь, видя это его духовное усилие, в ответ изъявляет желание быть у него дома. И вот тогда завязалась основа того, что мы называем спасением. Так и в жизни каждого из нас. Мы не знаем тех таинственных путей, по которым Господь ведет нас к Себе, но мы должны стремиться к Нему, мы должны понимать, что ничего случайного в жизни не бывает. Всякое наше слово, всякое дело, наши мысли, все должно быть посвящено именно этому главному – стремлению к Вечной жизни, желанию соединиться с Господом. И в этом нам поучение сегодняшним воскресным днем. Потому что все эти евангельские воскресные чтения должны нас устремить к главному, ради чего открывается Великопостная пора в нашей жизни – разглядеть в ней образ Христов. И так каждый год. Будем же стремиться и просить у Господа, чтобы Он дал нам это разумение. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

02 февраля 2014 года


Назад к списку