Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 02.03.2014г. Воспоминание Адамова изгнания из Рая
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 02.03.2014г. Воспоминание Адамова изгнания из Рая

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше …», - слова из сегодняшнего песнопения, связанного с названием воскресения воспоминания Адамова изгнания из Рая.

Сегодня мы прощаемся с предпостовыми седмицами, завтра начинается Святая Великая Четыредесятница. Мы вспоминаем нашего прародителя, к которому причастен каждый из нас. Он был первым человеком, созданным Богом по Его образу и подобию. Он был тем, на ком должны были сказаться великие обетования. Мы знаем, во что превратился человек в наше время. Наряду со всем тем прекрасным, что может создать человеческая природа, человеческий дух в этом мире, мы видим картины отвратительные, разрушающие все вокруг себя и самого человека, в том числе.

Первый человек - Адам до грехопадения не был таким. Он жил в согласии с Богом, он творил Его волю. Он возделывал райский сад, питался от его плодов и должен был жить вечно, если бы не преступил одну единственную заповедь, которую Господь дал ему для его же блага. Когда мы читаем строки Священного Писания Ветхого Завета из Книги Бытия, где рассказано о том, как же произошло это страшное разрушение человека путем грехопадения, разные мысли посещают нас.  В этих, почти детских картинках, о которых повествует нам Библия, мы видим, что Адам был совершенным. Он был совершенным человеком в том смысле, что греха в нем не было, того греха, который живет в каждом из нас. Он радовался вместе с Богом, он прославлял Его. Все его тело было духовно. Оно было возвышено, оно было направлено к тому, чтобы и в его теле тоже Господь был прославлен. Но не вынес Адам испытаний, не выдержал проверки на свою духовную прочность. Зачем нужна была та заповедь о невкушении плодов с Древа познания добра и зла? Не случайно это древо так называется. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что в этом названии корениться вся сущность жизни человека. В нем может быть добро, и оно есть, и оно должно быть. Только добро. Но если человек уклоняется от этого добра, то он обязательно попадает в состояние зла. Поэтому вот это древо,  от плодов которого нужно было воздержаться до времени, пока человек не укрепится в своих добродетелях и поймет, что все ему позволено, но не все на пользу. А когда бы это время наступило, то никакое бы зло не повредило человеку, он бы просто не стал с ним общаться. Но мы видим, что Адам вступает в разговор с демоном. А этого нельзя было делать. Чтобы ни посылал демон, святые отцы единодушно говорят: «Не вступай в разговор!» Какую бы ты злую мысль ты в себе не ощутил, не входи с ней в собеседование, потому что иначе, это зло начнет развиваться, ты добавишь к нему то зло, которое живет в тебе, и произойдет то, что приводит, в конце концов, к разрушению человека и окружающего мира. Поэтому Адам, Ева должны были изначально избежать всех ответов на вопросы злого духа. Но они смалодушничали и пали.

Святые отцы говорят: «Адам был совершенным, но он пал». Почему? Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин: «Адам пал, потому что он не имел опыта жизни без Бога». С Богом он был всегда. Это все равно как мы, когда живем со своими родителями, мы не ценим их близости, под час не понимаем, что все их замечания, их попечения о нас, все те укоры и порицания, которые они иногда нам приносят, наши родители, пропитаны любовью. Мы стремимся убежать, уклониться от этих укоризн. Но это происходит до тех пор, пока мы не потеряем кого-то из родителей. И вот тогда, когда уже этого человека в нашей жизни нет, мы понимаем, как велико было его значение в ней. А почему? Да потому, думаем, что они всегда будут с нами. А вот, оказывается, нет. И  также  Адам. Он думал, что это состояние единения с Богом вечно. Но, оказалось, нет, по своей греховности он не смог быть с Творцом. Грешное со святым не совместимо, и, не потому что Бог такой немилосердный и такой обидчивый, а потому что, как говорят святые отцы, смрадное, зловонное не может войти во дворец царский. То, что приносит за собой страх и ужас, не может быть в обителях добра и красоты. Поэтому Адаму пришлось удалиться из Рая. Но он ушел недалеко.

Первое время, как говорит Священное Предание, он сидел вместе с женой перед закрытыми вратами Рая, где стоял Херувим с обращающимся огненным мечом, и они плакали о том, чего лишились. А лишились они, действительно, самого важного, что могло быть у человека – близости Божией. Они лишились самого Бога. Может быть, и не так было страшно, что нужно добывать пищу в поте лица своего. Земля вместо плодов поначалу давала им тернии и волчцы, а в Раю они все имели, не особенно прилагая усилий. Не это было страшно. А страшно то, что самого Бога не было среди них. И, даже в их потомстве родился такой грех, который называется убийством. Брат восстал на брата и зло умножилось на земле. Видя это, Адам сидел и плакал, и просил, чтобы Господь вернул Себя, чтобы Он снова позволил общаться с Ним, чтобы не отвратил Лица. « Но, о раю, ктому (больше) твоея сладости не наслаждуся:  ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя:  в землю бо пойду, от неяже и взят бых».

И вот, мы в преддверии этого Великого поста также должны почувствовать, как страшно потерять Бога, Когда человек теряет эту великую созидающую силу в своем сердце, тогда это сердце несется сквозе пустыни и несет разор и ужас этой земле, несет страдания ближнему. И очень часто человек забывает, зачем он живет, и губит себя, губит все вокруг.

Мы стоим вначале благодатного пути. Каждый раз, а мы уже христиане много лет, мы с постом связываем наши лучшие надежды на то, что может быть на этот раз наша душа укрепиться еще больше в святой вере, что Господь посетит ее какими-то особыми дарованиями, что Он даст нам силы, для того чтобы преодолеть те грехи, которые живут в нашем сердце, даст нам помощь свою благодатную, чтобы мы еще более явили в этом мире свет Божий. Вот для этого нужен пост. А для того, чтобы это сделать, нужно совершить над собой вначале небольшое, а потом, по мере сил большее усилие, чтобы всего этого зла избежать. Попробуйте-ка на минутку, вот так вот сходу кого-то не осуждать. Просто не подумать плохо о человеке. Очень сложно. А ведь это такая малость. Но все равно, трудно человеку, ибо у него о ком бы ни было есть свое суждение. Bсякий раз укоряешь себя: «Зачем? Ты же ничего не сможешь сделать своим осуждением. Помолись лучше, попроси прощение за того человека Может быть Господь пошлет ему такую жизнь, что он исправиться». Это было бы на много лучше, чем то осуждение, а под час, еще и проклятие, а еще больше ненависть, которая так размножилась в нашем мире, когда люди говорят: «Мы за все отомстим». Это страшные слова, потому что они пахнут кровью. Это те слова, которые сказал Каин своему брату Авелю: «Отомщу за то, что Бог принял твою жертву, а мою нет». И отомстил, и убил… И мы знаем, что этому злодеянию не будет конца, потому что месть означает, что следующие поколения тоже будут за что-то мстить друг другу. Поэтому да не будет в нашей жизни этого. Накануне поста мы должны все простить, мы должны быть выше тех земных разногласий, потому что у нас один предок, один несчастный праотец Адам, который пал, но потом понял, что нужно восстать. И мы в своем падении должны это понимать. Мы должны вымолить у Бога для нас вот этот путь покаяния, путь обращения к вечной жизни.

Дорогие братья и сестры, накануне Великого поста мы действительно должны одуматься, мы должны посмотреть на себя и вспомнить, что все земное отпадет. Все то, чем мы сейчас живем, это временно. Мы знаем о всех нестроениях и о том пороге войны, который, возможно, ждет каждого из нас. Но мы верующие люди, и мы должны знать, что все, что Господь посылает нам в этой временной жизни – это наше испытание на прочность. Испытание нашей веры, нашей спасительной надежды, что Бог нам зла не хочет, что Он в своей премудрости, в своем великом разуме, знает, что вот в этой буре, которая нас постигает, Он тайно присутствует. И мы должны, прежде всего, искать Бога и Его великой правды. И, в конце концов, эта правда воссияет в нашей жизни, и вы увидите, что все эти несчастья, беды, нелады, проявят нам потом Его великий промысел. Проходя сквозь страдания человек очищается. Он делается лучше, чище, искренней. Страдания делают его ближе к Господу. Поэтому мы должны за все благодарить. И мы должны любить друг друга так, как заповедал нам Господь наш Иисус Христос. И если мы в этом укоренимся, то все прочее отпадет. Нужно просто правильно расставить приоритеты этой временной жизни. А они лежат за ее пределом, в вечности. И в вечности Господь нас будет спрашивать не за то, какую партию мы поддерживали, или за что мы брали в руки оружие, а будет спрашивать: «Накормил ли ты голодного? Посетил ли в темнице находящихся? Дал ли убежище человеку, который страдал? Помог ли?» Вот о чем говорит нам Священное Писание, о чем говорит нам Господь. Будем же этим постом об этом помнить и молиться о мире, молиться о любви, о том, чтобы в наше сердце не проникла ненависть, злоба, месть. Не дай Господь нам этого пережить в своей жизни. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

02 марта 2014г.


Назад к списку