Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 02.03.2014г. Великий Пост - время покаяния
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Воскресенье 02.03.2014г. Великий Пост - время покаяния

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы собрались в святом храме для того, чтобы совершить чин прощения и отправиться путем Великого поста к Празднику Праздников и Торжеству из Торжеств – Пасхе Христовой. Это древняя традиция, которая восходит еще к святым апостолам. Они постились перед великими праздниками, перед тем, как идти на проповедь вспоминали Господа и Его пост, который Он совершал 40 дней и ночей в пустыне. Мы сегодня собрались, чтобы еще раз укрепиться молитвами Церкви, получить благословение, чтобы Господь дал нам возможность еще раз духовно воспрянуть от греховной спячки. И мы вопрошаем сегодня Церковь, вопрошаем опыт святых отцов: «Что же есть пост? Зачем он необходим нам?».

Святые отцы свидетельствуют о том, что пост есть необходимая часть тех подвигов, той аскетики, к которой призван христианин. Почему мы должны воздерживаться от пищи? Потому что, как говорит святой Ефрем Сирин, если какой-нибудь полководец хочет взять город, он обкладывает его со всех сторон осадой и не пускает никого, чтоб в этот город ничего не подвозили и ничего не выводили оттуда. Чтобы изнемогли защитники этой крепости. И тогда эта крепость падет. Так же и человеческое сердце. Оно закостенело в своих грехах. Оно обвыкло, как говорят святые отцы, греховной жизни. И для того, чтобы размягчить это сердце, чтобы сделать его более способным к усвоению Божественной благодати, необходим пост. Человек ведь состоит из души и из тела, и оба эти естества неразрывно связаны. Не может душа жить на земле без тела, а тело существует до тех пор, пока в нем живет душа. Душа без тела невидима и неосязаема. И она принадлежит иному миру. Мы живем пока что в этом мире, и душа должна найти гармонию с телом. И для этого тоже назначен пост. Святые отцы говорят о том, что пост приучает нас к воздержанию. Это воздержание не только от пищи, пития, но и от праздности, от греховной привычки, от тех лакомств, которыми мы привыкли пробавляться в течение обычного, непостного периода. Все это тоже должно послужить тому, чтобы человек научился воздерживаться. Ведь воздержанием мы свидетельствуем о том, что мы имеем силу противостоять злу, имеем силу духа, силу воли, которая дает нам возможность противоборствовать нашим греховным желаниям, нашим страстям, как мы говорим, которые влекут нас по этой жизни. Человек, который умеет руководить собой, он, как сказано: «благонадежен в очах Божиих».

Святые отцы говорят о том, что пост – это весна душ человеческих. Весна в том смысле, что как каждой весной появляется маленький росток, который потом превращается в ветвь, начинает цвести, а через какое-то время приносит плоды, так и душа человеческая, представляет собой росток, который постепенно набухает Божьей благодатью. Как он набухает? Человек должен читать Священное Писание, он должен не просто его читать, а размышлять о том, что там сказано. А ведь Священное Писание это история о том, как Бог любил людей, и как люди были Ему не верны. Как они всячески уклонялись от исполнения божественных заповедей. Так же и наша история, история каждого отдельно взятого человека, его житейский путь. Он тоже из себя представляет такую же библейскую историю, как и библейская история о том, как Господь был к нам милостив, как Он нас прощал, наставлял, посылал нам учителей, которые учили нас праведной жизни, а мы уклонялись, робели, изнемогали и уходили от исполнения этих заповедей. Все это относится непосредственно к каждому человеку. Сегодня мы должны помнить, потому что нам предстоит тяжелый путь, на который каждый из нас ступает. Одни ступают на этот путь со знанием того, что уготовал Господь, и знают, что за всеми этими подвигами поста следует радость Пасхи Христовой. Другие, иногда с равнодушием, иногда с неохотой начинают путь, с ропотом, но потом постепенно входят в его благодатное движение, начинают осознавать и понимать, как Господь действует в их сердце. Другие люди под влиянием кого-то, в основном младшее поколение по велению старшего начинает поститься и совершает пост легкомысленно. Иногда, дойдя до самого Праздника, мы видим, что ничего по сути дела и не произошло, когда пост шел из-под палки. Но нужно помнить, что Господь дает эту возможность один раз в году, и нужно ее использовать как можно глубже, как можно внимательней.

Каждая неделя Великого поста будет нас учить образами тех великих святых, которых мы знаем: святой Ефрем Сирин, святой Андрей Критский, блаженная Мария Египетская, святой Иоанн Лествичник. Будет пред нами и древо Честнаго Животворящего Креста простираться. Будет встречать нас святитель Григорий Палама со своим Фаворским светом, к которому он призывает каждого христианина. Все это Великим постом мы пройдем. Но главное войти в его благодатное дыхание, в его живоносное стремление оживотворить человека, дать ему спасительное познание и очистить от всякого зла, от всего того, что мы зовем грехом. Поэтому братья и сестры такое внимание Святая Церковь всегда уделяет посту. С одной стороны – очищение, с другой стороны – наполнение. В храме читаются строки Священного Писания. Дома вы тоже найдете себе чтение.

И вот, перед тем, как все это начнется, мы должны попросить друг у друга прощение. В сегодняшнем Евангелии Господь сказал, что если вы не будете прощать прегрешения тем, кто виновен перед вами, то и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших. Мы прекрасно помним и понимаем то, что говорит апостол Иоанн Богослов «Как ты говоришь, что любишь Бога, которого не видишь, когда ты не любишь ближнего, которого видишь! Чем ты подтвердишь свою любовь?» (1Иоан.4:20-21). Господь в другом месте говорит: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Богу (Матф. 5:23-24). Потому что нельзя от этого нечистого, заполненного обидой сердца принести дар, сердце должно быть свободно. И вот это слово славянское «простить», оно и переводится, как «отпустить на свободу». Нужно расширить свое сердце, дать возможность, чтобы каждый человек, который входит в него, не был утеснен, какими-то обидами, какой-то неприязнью, нелюбовью, презрением. Вот, о чем сегодняшний день. Потому что свобода прощения дает человеку возможность ощутить чудо человеческой жизни, чудо быть таким же милостивым, как Сам Бог.

Мы живем в очень сложные времена. И все люди, наверное, жили в такие же, более-менее но тяжелые времена, когда приходилось терпеть и гонения и неприязнь. Но еще больше это усугублялось от того, что в своей личной жизни, в частной жизни мы не находим покоя. Мы знаем, что кто-то против нас имеет обиду, а такие же обиды живут и в нашем сердце. И чтобы жизнь немножко облегчить, нужно простить. Прощением человек возвышается до Божественного подобия. Потому что только Господь мог жить так на земле, чтобы не в чьем сердце не посеять неприязнь. А те которые ненавидели Его по зависти и не смогли понять Его божественной миссии, за гробом они увидели Его. Не случайно у апостола Петра сказано, что, когда Господь сошел в ад, то там в аду проповедовал среди тех, которые были Его неприятелями, среди тех, которые были непокорны по отношению воли Божией. Даже таким людям Господь возвестил радость Своего Воскресения. Будучи пригвожденным на кресте, Господь молился за своих распинателей, обращался к Богу и Отцу: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Вот до таких высот прощения должен быть превознесен христианский дух. Ни в чем никому не отказывать, и если человек просит прощение, то нужно это прощение ему оказать. Будем же милосердны, как милосерден Отец наш Небесный, будем же благожелательны к тем, которые  могут подойти к нам и попросить прощение. А также к тем, кто по какой-то причине не присутствует сейчас среди нас, в душе в сердце своем простим от всего своего естества и попросим у него прощения, и ступим на этот благодатный путь Великого Поста, чтобы он увенчался славой. Подобно тому, как древние евреи выходили из земли рабства в землю обетованную, не видя ее, не зная, но веруя словам Господним, что это будет великий праздник в их жизни. Они вышли, «прошли сквозе Чермное море аки по суху» и сквозь пустыню, которая палила их жаждой и зноем, прошли  через земли, что кишели ядовитыми змеями, сквозь голод и холод. И Господь ввел их в покой Пасхи Христовой. То, что было обещано, Господь все исполнил. Так и мы, христиане, идем по этой жизни, а Великий Пост это есть квинтэссенция жизни во Христе. Да поможет нам Господь! Да будет Его крепкая и верная рука вести нас к дню Светлого Христова Воскресения! Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

02 марта 2014 года


Назад к списку