Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 23.03.2014г. Неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 23.03.2014г. Неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная

От Марка Святое Благовествование, глава 8 (34-38) – глава 9 (1)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Рече Господь: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.». Вот такие таинственные слова мы сегодня услышали в Евангелии. Они напрямую связаны с тем образом жизни, с тем примером и подвигом, который на земле совершил Господь наш Иисус Христос. Он говорит, что если человек не отвергнется себя, не возьмет свой крест и не последует за ним, то он недостоин Его . Некоторые вещи здесь требуют более глубокого разъяснения.

Что значит, отвергнуться себя? Не своей человечности, не своей душевности, потому что, каждый из нас - индивидуальность. Не этого требует Господь. Он не говорит: забыть того внутреннего человека, который отличает нас от всего остального мира, не об этом речь. А от того отвернуться, что разъединяет нас с Богом, отдаляет от Него, привязывает к временному и дает нам дурман, вместо чистой пищи. Господь не требует, Он просит: «аще кто», то есть «если кто», «кто сможет». Он не говорит, так, как повелевал Бог на горе Синай: «Если не будете соблюдать заповедей Моих, то Я прокляну вас». Он просит, и эта просьба должна найти любящее сердце, должна найти отклик в каждой христианской душе.

Крест не случайно устанавливается в центре храма в дни Великого поста, он напоминает нам о Великой Жертве и Страданиях, которые за нас понес Господь. Мы должны об этом помнить всегда, от дня, когда мы получили Святое Крещение. Вот с этого момента мы должны помнить об этом, и не забывать, какой дорогой ценой куплено наше вечное спасение, наше вхождение в жизнь вечную, в райское блаженство.

И сегодня Господь говорит: «Отвергнись от всего временного, отвергнись от того, что делает тебя врагом Божьим». Один духовный писатель, замечательный проповедник, митрополит Антоний Сурожский, сказал: «Нельзя просто отвернуться от себя и вперить свои глаза в какую-то пустоту, нет, нужно найти для своих глаз такое созерцание, которое бы тебя настроило на союз с Богом». Что это может быть? Помимо того, что это может быть сам образ Господа или образ Его Креста. Это может быть подвиг любого святого, который хоть на минуточку приблизился, будучи человеком, к такому состоянию, которое делало его единым с Богом, делало его причастником уже иной жизни. «И не случайно», - пишет он, - «в конце этого обращения Христос сказал: «Я знаю, что среди вас есть люди, которые уже в этой временной жизни вкусят Царствия Небесного». И тот, кто несет крест Господень, кто Ему в этом помогает, тот пребывает в таком состоянии.

Мы спросим: «А что значит нести крест Господень?» А это значит, нести свой жизненный крест. То, что Господь нам определил и то, что многие называют судьбой, предначертанием, жизненной стезей. У каждого она своя, связанная с его силам, с его индивидуальными способностями, с его личностными талантами, это наша жизнь, но, в общем, мы должны идти к одному источнику. Когда-то Авва Дорофей нарисовал одну интересную схему. Он поместил большую окружность в центре листа, и написал: «Бог», и по всему листу разбросал маленькие точки, каждая из них – это человек, и сказал: «Если эти точки будут стремиться к одному источнику, то есть к Богу, то они одновременно будут стремиться друг к другу и вот в этом единстве они спасутся с Богом и друг с другом». Поэтому нести свой крест, взирая на подвиг Иисуса Христа, это значит всегда помнить, что в основе Его жизни лежит любовь, но не та любовь, которая нам говорит, что мы будем переживать и  рваться сердцем, или испытывать какие-то высокие духовные состояния, не в этом смысле. Любовь Христа, это любовь-жертва, то ради чего Он и пришел в этот мир: стать Жертвой по любви к человеческому роду. И не просто показать пример, но и реально воплотить этот пример в жизнь, сделать нас свободными от греха. И не только с помощью тех заповедей, которое Он оставил, но и антологически, то есть во Христе мы избавляемся от этого. Приобщаясь Его богочеловеческой природе, мы становимся другими людьми, новыми, как сказал апостол Павел: «новыми Адамами».

Сектанты говорят: «Поклоняться кресту, это все равно, что поклоняться орудиям пытки, орудиям смерти». Существует много человеческих правд и, наверное, каждая имеет право на существование. Люди не задумываясь о том, что каждая правда полагается только в пределах человеческого разума, а разум осквернен еще в лице первого Адама, разум наш подвержен греху и разрушен в самом своем основании. Поэтому, пользуясь одним только разумом, человек может мало чего достичь. Речь идет о том, что кроме разума есть Истина, и эта Истина не полагается как объект чего-то и отвечает не на вопрос «что?», эта Истина - Иисус Христос. И вот эта Истина, пригвожденная ко кресту, говорит о том, чего стоит человек. Господь пришел с любовью к человеческому роду, Он пришел с милостью, с чудесами, с бесконечным милосердием, а в ответ получил то самое худшее, на что только способен был человеческий род: цинизм, гонения, страдание, жестокость, издевательства. Рассуждать о том, что если бы была плаха или виселица, то наверное, христиане поклонялись бы ей, не имеет никакого смысла, потому что история не знает сослагательного наклонения. Вот, суждено было Господу взойти на крест по великой любви к человеческому роду, и это произошло. И это исторический факт. Да и сама наука археология началась с чего? С того, что святая Елена на Голгофе обрела три креста, и один из них принадлежал Иисусу Христу. И в результате чуда, о котором мы все знаем, мы имеем это древо, мы поклоняемся ему. И сегодня, может быть символически, но как бы там ни было, мы просим, чтобы это древо страданий Господа Нашего Иисуса Христа коснулось и нас, потому что без страданий человек не может очиститься, об этом писали все отцы Православной Церкви. Без того, чтобы что-то отдать, человек не может ничего принять, тем более даров духовных. Поэтому путь обновления нашей души лежит через страдание, хотим мы этого или нет. И в этом мы подобны Господу Иисусу Христу.

Хотелось бы еще несколько слов сказать о том, что крестоношение предписано не только отдельным людям, но и страны несут свой крест. Есть свой крест и у России. И этот крест – являть духовность миру. Великий писатель Федор Михайлович Достоевский размышлял об этом и в своем дневнике написал: «Все страны граничат друг с другом, а Россия граничит с небом, а значит с Богом». Многие думают: «Вот, мы будем верить в Бога и будем богатыми, сильными и благополучными». Нигде в Евангелии об этом не сказано. Наоборот Господь сказал: «В мире скорбны будете, но, мужайтесь, ибо Я победил мир». И, наверное поэтому, русская история самая страшная из всех историй человечества. Она потому такая страшная, что народ не побоялся отдавать свою жизнь за самое Святое, что есть на Земле – за Господа. Высшей ценности у русского человека не было и не будет: «прежде ищите Царства небесного…» Вы спросите: «А как же революция 1917 года? А как же «безбожные» пятилетки?» А не думает ли любой из нас, что все эти события были вызваны именно несоответствием предреволюционного общества тем ценностям, которые они же проповедовали, но не жили ими. Ханжески относились к духовной жизни, игнорировали евангельские идеалы в пользу внешнего исполнения обрядов и догм. И реакция того общества была соответствующей – христианство отжило своё. Но каждый человек имеет понятие правды, добра, справедливости. Это как голос Божий звучит в его природе. «Душа человека, по природе, христианка», - писал апологет II века Тертуллиан. Люди перенесли эти понятия из поля христианской жизни в среду коммунистической идеологии. Но намерения их были самыми лучшими. Потому и учит народная пословица – «благими намерениями устлана дорога в ад». Потом, когда они оглянулись, и увидели, что же сотворили, то «последняя ложь стала горше первой», но было уже поздно. В стране воцарился такой людоедский режим, что не приходилось мечтать ни о каких возвращениях к прошлому. Но мечта по святости, жажда правды, любовь ко Христу бережно хранились в народной среде. И при первой же возможности эти лучшие свойства русского духа проросли и стали приносить свои плоды. Потом, когда все страсти утихомирились, люди понимали, что вот она где, сама сердцевина человеческой жизни, в том, что называется: «аще кто отвергнется себя и отдаст душу свою за ближнего», то тот и проявит высшую любовь. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

23 марта 2014 года


Назад к списку