Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 30.03.2014г. Неделя 4-я Великого Поста - прп. Иоанна Лествичника
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Воскресенье 30.03.2014г. Неделя 4-я Великого Поста - прп. Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Эта неделя посвящена преподобному Иоанну Лествичнику. Пост представляет из себя ступени. Великий пост наступает не вдруг и не сразу, существуют подготовительные недели, когда мы размышляем о чем-то очень важном в нашей духовной жизни. Мы говорим о прозрении, о том, как должно относиться к ближнему, и к Творцу нашему. На примере евангельских притч, приводимых Господом, мы готовим себя к посту, к покаянию, к Страшному суду, к самому важному в нашей жизни - к встрече с Самим Господом. Потом начинается Великий пост, с прощения, и открывает нам бездну духовной премудрости, которую хранит в себе Церковь. Мы говорим об опустошении нашей души путем греха и наполнении ее путем стремления к Богу, через Его познание, через покаянный плач. Когда мы восходим от недели к неделе в течение Великого поста, мы видим что тут тоже есть своя последовательность. Вначале первая неделя говорит о Торжестве нашей веры. Но мы видим, что это торжество не связано с внешними победами, а связано с внутренним содержанием этой веры, с ее неистощимой жаждой свободы и любви. Мы видим, что христианство является не просто какими-то умозаключениями, не философиями, ни концепциями, как бы мы сказали, а христианство – это сама жизнь, положенная в основу человека, и христианство, если хотите, антропоцентрично в том смысле, что самым пристальным вниманием и интересом в христианстве наделен человек. Богу интересен человек, Он стремиться к человеку, Он хочет, чтобы человек жил с Ним, чтобы человеческая природа была освящена природой Божества. Далее, мы видим, каким путем это обожение происходит в лице великого святого - святителя Григория Паламы, который в тяжелом споре с другими христианскими богословами, имевшими иную точку зрения, сумел привести примеры из христианской, монашеской жизни, когда Бог может войти в человека и пребывать в нем как свет, как радость, как невероятный покой. По-гречески это слово звучит ησυχία (исихия) - спокойствие, мир, которые дает Бог человеческому сердцу и таким образом соединяет это сердце со своей нетленной природой. Затем, Неделя крестопоклонная, страшная, ужасная, потому что, взирая на Крест, мы понимаем, что совершили люди – наши предшественники здесь на земле. Что подчас они совершают и в наше время, распиная на кресте любовь, распиная на кресте свою совесть, и вдруг мы узнаем, что и мы на самом деле причастны своими грехами, своими предательствами, своим вероломством по отношению к Господу, своей слабой верой мы причастны к этому преступлению. Ужасаемся, пытаемся исправиться, делаем какие-то шаги. Дай Бог, чтобы эти шаги были решающие и помогли нам стать на путь исправления, на путь покаяния. И сегодня, в этот день, который мы называем и посвящаем памяти преподобного Иоанна Лествичника, не случайно, потому что это еще раз подтверждает, что сразу запрыгнуть на высшую ступень духовной лестницы никто из нас не может. Жизнь предполагает, что мы должны пройти все эти ступни, мы должны задуматься, посмотреть в свою душу и увидеть, что же нам мешает для того, чтобы двигаться вперед, потому что жизнь – это восхождение, это стремление ввысь, к Богу, в его нетленную природу. Здесь Иоанн Лествичник нам подсказчик. Плохо, что мы не читаем духовной литературы, а книга, которую он написал еще в далеком VII веке, классическая, это все равно, что А.С. Пушкин для русского человека. Потому что в ней объясняется сам принцип христианской жизни. И мы можем очень долго об этом говорить. Но, Иоанн Лествичник четко сформулировал начало духовной жизни человека. Он говорил о здравии человеческой души, говорил, что это здравие начинается с видения своих грехов, бесчисленных, как песок морской. Вот без этого человек не может стать христианином до тех пор, пока он не увидит, что он погибает. Потому что, когда он увидит что погибает, у него возникает потребность найти спасителя и он обретает этого Спасителя в лице Господа Иисуса Христа. Если человек не погибает, если он не видит себя больным и ущербным, то ему и Бог не нужен, ему и Спаситель не нужен. Поэтому, вот это - начало. И еще он пишет очень важную вещь в этой книге, он говорит: «Не о том будет нас истязать Праведный Судия, что мы не творили чудес, что мы не совершали невероятных поступков, не вписывающихся в картину этого мира, не были чудотворцами и пророками, не за это, а за то, что мы не плакали о своих грехах, не оплакивали свое падшее состояние». И это, действительно то, чем должен жить человек, мы очень часто думаем, что мы живем правильно. На самом деле, став перед Судом Божиим видим, что все не правильно. И то, что в нашем сердце живет тоска, болезненная привязанность к этому миру, что в нем живут страсти, то есть страдания, говорит о том, что мы живем все-таки не по- христиански. А если бы мы видели эти грехи и стремились их изжить в нашей жизни, бороться с ними, вступать с ними в схватку, то, наверное, были бы немного ближе к Богу и жили бы намного счастливее, или как сказал Христос, свободнее. Вот эта свобода от греха, о которой говорит Евангелие, это заветная мечта каждого человека – быть свободным. Как это важно, быть свободным не от временного, а от того, что нас убивает, от того, что уничтожает в нашем сердце голос Божий, топчет все святое и высшее, что в нас есть. Еще в книге Иоанна Лествичника говорится об очень интересных вещах. Вот он пишет, Апостол Павел в своем послании к галатам говорит: «Плоды Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Любовь – это высшая добродетель, потом идет радость, потом мир, потом долготерпение и т .д. и последнее – воздержание. Он говорит: «Невозможно достичь любви, если ты не стяжал воздержания». После воздержания идет кротость и только после этого мы можем сказать, что мы имеем какую-то веру, то есть в этом тоже есть последовательность. Поэтому он и пишет, что начать исправление нужно с малого, найти в своей жизни то малое, что для тебя не стоит особого труда исправить. Подумай, посиди, поразмышляй. Может быть, это зависть, может быть это осуждение, может быть, это грех гнева, или какого-то раздражения, которое бывает в нашей жизни. А бывает так, что человек много слов говорит, пустословит. Наверное, это проще, обуздать свой язык? И вот, когда человек начинает на этом пути действовать, он видит, как это сложно, как вокруг него возникает столько обстоятельств, которые мешают ему жить праведно или правильно. Об этом говорит в своей книге Иоанн Лествичник. И не прочитать ее мы не имеем права, потому что это – прописи христианские. Мы должны вникать в этот смысл, потому что очень часто к христианству такое отношение: «Похожу в церковь, как учат, «шесть дней работай, а седьмой день - Господу Богу», послушаю, схожу на исповедь, причащусь и когда-нибудь, может быть, с батюшкой о чем-нибудь поговорим». Вот и вся христианская жизнь. Но на самом деле эта христианская жизнь происходит тогда, когда мы находимся в семье, или на работе, или наедине с самим собой. Мы видим, например, что то, что мы делаем, это плохо, делать этого нельзя, но какое-то гнусное чувство в нас живет и влечет нас, и мы делаем то, что расходится с волей Божией. Вот тогда начинается христианство, в этой борьбе, в этом противостоянии. Иоанн Лествичник поэтому нам подсказчик. Еще очень часто люди говорят, что все, что он написал, это было писано для монахов. Правда, это было писано для людей, которые решили, во что бы то ни стало спасти свою душу, в отличие от нас, думающих спаси ее между прочим, пребывая в миру. В миру тоже можно спастись. Господь это не отрицает, и святые, и их жития нам говорят, что многие и в миру спаслись. Но сложно в миру. Потому что как говорил преподобный Серафим Вырицкий: «В миру спастись, это как встать на линии огня во весь рост и подставить свое тело пулям». Это очень сложно, но это – героизм. В этом проявляется сила человеческого духа и в миру, наверное, сложнее спастись, чем в монастыре. Но это тоже вопрос, потому что очень часто бывает так, что и в монастыре поселяется мир и, чтобы спасти душу, человеку необходимо прилагать больше усилий, чем в каких-то идеальных условиях. Читая писания людей, которые вели аскетический образ жизни, были монахами, мы понимаем, что и наедине с самим собой очень тяжело вести духовную брань. И даже если взять писание современного монаха Паисия Афонского, когда он описывает свою жизнь на Синае и говорит, сколько было помыслов, сколько было устрашений и даже видений, которые могли свести человека с ума, но Господь своей благодатью удерживал и помогал. Мы сегодня благодарим святого Иоанна Лествичника за его великий подвиг, который он совершил на этой земле, оставил нам свою драгоценную  книгу далекого раннехристианского времени. И до наших дней эта книга пользуется популярностью, издается, переводится, читается. Мы размышляем над тем, чем жили люди в древности, чем жили святые подвижники, сравнивают свою жизнь с их жизнью. В этом и происходит закладывание основ христианской жизни, которые должны нас наставить и спасти.

Поздравляю всех с праздником, желаю помощи Божией на пути Великого поста. Пускай Господь благословит всех нас, чтобы наша жизнь была лестницей восхождения, чтобы наша любовь к Богу была не просто словом, а какими-то конкретными ступенями, действиями, движением нашей души от бренного и падшего к нетленному и ведущему в Вечную жизнь. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

30 марта 2014 года


Назад к списку