Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 22.06.2014г. - Собор Русских святых
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 22.06.2014г. - Собор Русских святых

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь чтит память всех святых в земле Русской просиявших. Действительно, в эти дни, особенно в этом году, чувствуется насущная подлинность молитв, обращенных к святым в нашей земле просиявшим, как близким нам по духу, как людям, которые в церковном смысле предшествовали нам на этой грешной земле, которые оставили по себе добрую память, дали нам образ молитвы и образ жизни. Взирая на их подвиг, мы пытаемся свою жизнь построить так, чтобы быть их достойными наследниками. В сегодняшнем акафисте и молитве, той пространной, которую мы читали в конце службы, перечисляются их основные заслуги перед Господом, перед всем святым, что есть в жизни человеческой, перед тем Отечеством, в котором они были рождены, где они выросли, где они явили во всей полноте образ Христа.

Хочется отметить три главных черты русской святости. Не потому что в других странах этих добродетелей не было, они были. Но именно в Русской земле они явили себя во всей своей полноте. Прежде всего, это терпение.  Без всякого преувеличения можно сказать, что ни один народ не претерпел столько страданий, , как русский народ. Ни один народ не испытал на примере своей исторической судьбы такое количество войн, революций, разрушений  собственного государства, сохраняя свое лицо на протяжении более тысячи лет, и вновь обретая свободу, обретая самих себя. Быть тем, кем Господь определил быть на этой земле – великий подвиг. В святости это терпение явило себя. В чем оно выражалось? В том, что тот или иной святой, взявший на себя подвиг терпения, засвидетельствовал, таким образом, свою близость Господу. Не случайно, на Руси есть такая пословица: «Христос терпел и нам велел». Но почему? Неужели это то терпение, которое подразумевает: согнуть спину и бей, кто попадя? Нет, совершенно не это. Терпение это подразумевает то, что есть добро, и есть зло, и зло, подчас, побеждает. Видимо оно торжествует. Но на самом деле оно до конца победить не способно, до тех пор, пока есть любовь, которая не есть ненависть, не есть вражда, не ест месть и стремление каким-то образом самоутвердиться. Любовь – это бесконечное прощение во имя Божие, во имя Христа. Потому что сам Господь явил нам этот образ: мы видим Его на кресте, молящимся о своих врагах, и, в конце концов, воскресающим из мертвых, побеждающим смерть, именно в силу своей бесконечной доброты и своей любви к роду человеческому. И вот так же поступали святые из века в век. Есть в нашей духовной жизни такие островки, которые зло затопить не в состоянии и они находятся на глубине сердца, и нужно их хранить. Это было истоком того терпения, которое русские святые явили миру.

Вторая черта и очень важная, пожалуй, замечательная, это явление униженности и вместе с тем торжествующей любви в жизни тех святых, о которых мы сегодня вспоминаем и говорим. Да, действительно, они не побоялись быть униженными. Они не побоялись вступить в смертельную схватку со злом и, подчас лишиться своей жизни в этой схватке. Но, во имя чего они это делали? Они делали это во имя всепобеждающей любви. И мы это видим в лице всех, и великих, и малых князей, и в лице преподобных, в лице святителей. Есть замечательный фильм, называется «Орда». Это фильм о жизни святителя Алексия митрополита Московского. И вот, у того, кто его видел, может возникнуть вопрос: за что человеку такие страдания? Человеку, который был вознесен на степень святительского служения, который был главой всей Церкви и какие унижения он прошел ради спасения близких ему людей, чтобы Русь не была разорена. Какие страдания он испытал, отверженность, и, в конце концов, предательство самых близких ему людей, но не отступил от Христа, перенес эти страдания и вышел победителем из этой смертельной схватки. Почему? Да потому что, прежде всего, перед его духовным взором стоял образ Христа. Христос тоже не боялся быть униженным перед лицом людей, оплеванным, распятым на кресте и даже после смерти осмеянным. Но перенеся все это, Он привел человечество в состояние обожения, воскресил человеческую плоть, обновил человеческий дух и создал Церковь, которую врата ада не одолеют. И это тоже все нашло своё выражение в том явлении русской святости, о которой мы сегодня с вами вспоминаем.

И последнее, о чем хотелось бы сказать, это то, что красной нитью, золотым узором через всю русскую историю проходит идея прощения. Она вошла в кровь и плоть русского человека. Он незлобивый. Он никогда не лелеет в своей душе идею отомстить кому-то, все прощает, и, в конце концов, нравственно и духовно побеждает. Это удивительное благородство русской души не перестает удивлять весь мир.  Мы, крымчане, очень часто подвергаемся осуждению, что мы предали страну, в которой 23 года пребывали. На самом деле это великое заблуждение. Никто никого не предавал. Мы просто хранили те традиции, которые нам передали наши святые. Необходимо глубоко задумаемся над тем, что это за традиции. Они заключаются в том завете, который еще в далеком 13-м веке оставил нам святой благоверный великий князь Александр Невский. Когда он столкнулся со всеми «прелестями» и лицемерием латинского Запада, он сказал: «Будем искать друзей на Востоке и крепить оборону на Западе». И не мы себе решили, что будем так жить, а он за нас решил. Обратите внимание, среди всех русских людей самым распространенным мужским именем является имя Александр. Я как священник, вынимающий частицы о здравии и об упокоении, знаю, что это самое распространенное имя на Руси. Это так потому, что Александр Невский из всех возможных путей построения русской цивилизации избрал именно этот путь, православный путь жизни во Христе. Почему? Да это от нас не зависит, мы не можем этого объяснить. Также и наша судьба, мы можем ее отторгнуть или принять. Если мы ее отторгаем, мы уже вне этой традиции святости, мы уже вне движения вечной жизни, которое определил для нас этот человек. Как бы мы не хотели, как бы мы разумом не понимали, что может быть, где-то нам будет так же хорошо жить как какому-то обывателю в Швейцарии или Швеции, например. Но Александр Невский за нас решил, что нам делать! Нам или принять это или отвергнуть. Но, если мы отвергнем, мы уже не будем участвовать  в  сакральной жизни русских святых, о которой сегодня мы вспоминаем. Мы уже не будем детьми наших  святых, их духовными наследниками.

Крым - особое место. В свое время здесь было опустошение после татарских набегов. Но потом, в течение каких-то нескольких столетий русские цари укрепили свое государство. Во времена царя  Михаила Феодоровича Романова сюда, к крымскому хану было послано посольство. И вот, один из участников этого посольства, некий поп Иаков, оставил дневник своих воспоминаний. Он говорит о том, что пришел в разрушенный город, скорее всего, имеется ввиду  Севастополь и окрестности Инкермана, и обнаружил там мощи неведомого святого, которого он решил перенести на Русь. И когда он их погрузил и должен был отправляться, то на следующее утро он их снова обнаружил на том же самом месте. И так повторялось несколько дней. И вот последний раз, когда он молился и говорил: «Я хочу эти мощи перенести на Русь», тогда ему явился святой и сказал: «Мните мощи мои взятии на Русь, а я хочу здесь учинити Русь». То есть этот святой хотел остаться на своем месте, потому что, по всей вероятности, он был каким-то образом причастен к той духовной традиции, о которой мы сегодня, в день торжества русских святых вспоминаем. Отсюда началось крещение Руси. Здесь наш благоверный князь Владимир стал христианином и перенес в Киев спасительную весть о Христе. Мы, здесь в Крыму, должны эту традицию сохранить, и мы это делаем в меру наших слабых сил. Мы уповаем на помощь Божию, молитвами тех святых, память которых сегодня совершаем, и молитва сегодняшнего дня к ним должна звучать следующим образом: «Все святые в земле Русской просиявшие, дайте нашей стране мир, помогите нам забыть все наши распри и раздоры и отвратите нас от тех заблуждений, которые подчас покрывают нашу главу, затмевают разум и выветривают любовь, дают нам злые помыслы и приносят разрушения в нашу жизнь. Сделайте так, чтобы мы ощутили себя единым телом Церкви Русской, Церкви Православной. Чтобы все народы, которые живут на этой земле, были просвещены светом Христовой истины. Пусть же будет так, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых в земле Русской просиявших». Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

22 июня 2014г.


Назад к списку