Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 06.07.2014г. - Вера сотника
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 06.07.2014г. - Вера сотника

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангелие повествует о вере сотника. Чем же она удивительна, почему Церковь обращает свое внимание именно на веру этого римского сотника, в чем особенность этой веры?

Апостол Павел говорил о вере, как об осуществлении ожидаемого и уверенности в невидимом. Действительно, на протяжении всех веков существования человека Бог не мог заставить человека уверовать в себя. Это было свободное желание человеческой души: видеть Бога, жить в согласии с Его волей, строить свою жизнь таким образом, чтобы Господь в ней участвовал. Или не делать этого, уходить об Бога и жить по своей воле, строить жизнь так, как подсказывает человеку его разум, его способности, те возможности, которые у него есть, напрочь отрицая бытие Божие. Так было всегда, с первых веков существования нашей земли. После того, как Каин согрешил, он бежал от лица Божия и его дети, его потомки, а после потопа его духовные наследники строили Вавилонскую башню, которая из себя представляла  яркое выражение того, что люди решили жить без Бога, полагаясь на свои силы, на свои способности, и вы знаете, чем все это закончилось.

Когда Господь пришел на землю, Он обращался именно к вере человеческой. Вы знаете, сколько было совершено Им исцелений, именно из-за того, что уверовал человек, что открылась для него иная реальность в лице Господа Нашего Иисуса Христа. То есть не просто он верил в Бога, он еще верил и в свое собственное бессмертие, потому что только во Христе человек приобретает это бессмертие, находит ту точку опоры, указывая на которую можно сказать: «вот здесь нет греха, вот здесь, где соединился Бог и человек, в лице Иисуса Христа, нет никакой скверны. И если я, как существо падшее, прикоснусь хотя-бы к этой точке, если я смогу быть причастен, именно к этому богочеловеческому бытию, то и я тоже обрету такое же естество, такую же природу». Вот о чем говорит вера во Христа.

И вот сегодня - римский сотник, человек из языческой веры, иноплеменник, совершенно не тот, который бы мог рассчитывать на какое-то спасение ( согласно ветхозаветному закону), уверовав в Мессию. Ведь в Ветхом Завете и фарисеи и саддукеи говорили о том, что тот, кто не еврей – не спасется. Тот, кто не исповедует ветхозаветную религию, тот тоже не спасется. А сотник был язычником. И вот, он, узнав о том, что Христос рядом, подошел к Нему и сказал: «Мой слуга смертельно болен, мог бы Ты его исцелить?», (там сказано - «отрок», и можно подумать, что это родственник, но на самом деле так называли и тех, кто прислуживает в доме, т.е. людей зависимых). При этом он Его не приглашает, не говорит: «Зайди в мой дом», а просто спрашивает: «можешь или не можешь ?». И Господь: «Я приду, Я сейчас зайду в твой дом и все это совершу». И вдруг сотник испугался и сказал: «Господи, я недостоин, чтобы Ты зашел под кров мой». Почему? «Да потому, что я человек под властью, и то, что мне приказывает начальство, я все это исполняю». Сотник, - это военоначальник, который командует сотней, а над ним стоят еще большие начальники, и понятно, что он, не рассуждая исполняет их приказы, иногда, может быть отнюдь не благочестивые, ведущие ко греху. Но он как человек военный должен исполнять присягу, прежде всего, а потом уже свой моральный долг. И вот, он говорит: «Я вот так вот поступаю и знаю, что по своим делам я недостоин, чтобы такой человек как Ты зашел в мой дом». И Господь говорит: «Да, действительно даже среди тех людей, религиозных, которые ходят в храм, которые находятся в лоне нашей веры, я не находил такую, действительно живую веру, как у этого человека». «А в чем она?», - спросим мы. А в том, что она основана на следующем. «Если Бог придет в мой дом», - рассуждал сотник, - «то в этом доме наступит Рай, потому что там, где Бог, там – Рай. И я вкушу от плодов этого Рая совершенно не заслуженно, потому что я не трудился над этими плодами. В чем же тогда будет мне радость? Не буду ли я отверженным в этом Раю, если я свое сердце не подготовил? Или я, может быть, украду плоды этого Рая, не трудясь над ними?» Вот какой был деликатный человек этот сотник. Во-вторых, он подумал еще, наверное, о том, что Господь, зайдя в его дом, принесет все Свои дары, и это непременно хозяина дома к чему-то обязывает. Получив благодеяние от Господа, человек должен ответную иметь благодарность. И вот сотник подумал: «А буду ли я иметь такую верность и такую благодарность, чтобы потом, после того, как Господь побудет у меня и сделает то, о чем я Его попросил, не стать Его предателем? Не пущу ли я потом Его врагов в этот же дом, или своими делами сделаю так, что сам стану врагом этого Великого Человека?» Поэтому сотник испугался. Настолько был цельный человек, понимающий основы духовной жизни. И об этом сегодняшнее Евангелие.

Иногда нам кажется, что Господь требует от нас невозможное. Но на самом деле в лице сотника мы видим, что то, что невозможно для человека, оказывается, бывает возможным для Господа. Господь не требовал от него немедленного крещения, Он не сказал ему о том, что нужно научиться каким-то азам вероучения, каким-то богослужебным тайнам, нет. Он просто увидел эту его живую веру и совершил исцеление. И вот, когда сотник пришел домой и спросил, а как же исцелился мой отрок и в котором часу, ему сказали: «в таком-то». Это было то время, когда он разговаривал с Самим Господом Иисусом Христом. И вот нам нужно тоже этому научиться, потому что не всегда наши просьбы угодны Господу. Они даже и нам не всегда полезны! Но Бог знает о наших просьбах. Он знает, что нам послужит к добру, а что может привести к злу. И поэтому дает именно то, что нам нужно, а мы должны рассчитывать только на Его великую милость. И если не всегда получаем, то должны знать, что это для нас так, это Господь так своей премудрой державной волей решил и любовью, что нам нужно получить именно то, что мы имеем. Слава же Ему во веки, а нам поучение в сегодняшний воскресный день. Да хранит нас всех Господь во веки веков! Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

06 июля 2014г.


Назад к списку