Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 03.08.2014г. Чудесное насыщение народа пятью хлебами
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 03.08.2014г. Чудесное насыщение народа пятью хлебами

От Матфея святое благовествование, глава 14 (14-22).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, где повествуется о том, как Господь насытил 5000 жаждущих и алчущих людей всего лишь пятью хлебами и двумя рыбами. И это, действительно, удивительное явление, это - чудо, как мы говорим всегда, такое простое и, казалось бы бесхитростное. А с другой стороны мы видим, какая отеческая забота Бога о каждом человеке в нем явлена. Мы видим, насколько дороги Богу люди, что Он никогда не оставит их в беде, на грани выживания. Он приходит, помогает, дает пищу. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не нужно думать, что это только телесная пища, это еще и пища духовная. Под этими хлебами следует подразумевать и всякое добро, которое Господь дает нам».

Мы задаемся вопросом: «Почему так редко в нашей жизни происходят чудеса, или их и вовсе не бывает?» Да просто некоторые люди их не фиксируют в своей жизни, рассуждая: «В Евангелии мы наблюдаем столько чудес. Но, если Бог жив, если Он действует и до наших дней, то почему же не бывает таких чудес сейчас?»

На этот вопрос можно дать три ответа. Во-первых, человек не способен увидеть чудо. Есть люди, которые не открыты Богу, у них нет стремления, быть чадами божиими. Они живут, уверившись, что существует только то, что можно потрогать руками или увидеть глазами. А все остальное, – из области предпосылок, каких-то гипотез, доказать которые невозможно, да и не нужно. «Давайте будем жить тем, чем мы живем, есть и пить, потому что сказано: «ибо завтра умрем», - рассуждают они. Вот так и протекает их жизнь. И, конечно, все, по-настоящему чудесное, прекрасное, что есть в мире, проходит мимо. А вот, стоит лишь только задуматься, сколько сил прикладывает человек, чтобы уничтожить наш окружающий мир, сколько выливает в него всякой гадости! Но этот мир существует. Он имеет способность самообновления. Но ничего общего с законами природы в этом явлении мы не найдем. По законам природы, у нее нет свойства, самоочищаться, все идет в одном направлении. Если человек вырабатывает какое-то губительное для всего живого вещество, то оно, в конце концов, все это живое поглотит, и оно умрет. Это все равно, что поместить животное в емкость без доступа кислорода, в которой оно погибнет, когда кислород кончится. Так и наш мир, нами же помещен в подобное состояние. Но чудо заключается в том, что Бог посылает в этот мир Свою Благодать, Благодать Святого Духа, которой он обновляется и не гибнет, только потому, что Богу так угодно. Это для нас те «пять хлебов и две рыбы», которые являются Великим Чудом.

Еще один пример, нам совсем близкий - люди, которые нас окружают. Ведь они посланы нам Богом, направлены Его Святой Волей и Святым Духом. Они увидели в нашем лице, в каждом из нас, нечто такое, что притягивает их и является причиной того, что они становятся нашими друзьями. Это ведь чудо! Почему именно эти люди, а не другие? Почему именно нашими друзьями, а не друзьями соседей? Любовь, которую мы испытываем к другому человеку, это тоже чудо, это Дар Божий. Это то, мимо чего мы, не задумываясь, проходим, но это есть. А наше здоровье, разве это не чудо? Когда наступает болезнь, мы видим, что это плохо, а вот здоровье мы воспринимаем как должное. Но Господь нам дает понять, что здоровье, это тоже чудо. Мы живем, разрушая свой организм своими грехами, но Бог нас прощает и все-таки сохраняет наше здоровье. Разве это не чудо? Конечно же, чудо.

Еще об одном хочу сказать, о самом насущном. Мы воспринимаем мир и состояние без войны нормально, тоже как должное. Но вот Господь дает нам почувствовать, что такое война. Мы видим, как гибнут люди, просто идущие по улице по своим делам, живущие в своей квартире. Вдруг врывается в эту квартиру страшное и человек умирает или, получая увечье, попадает в больницу. Мы видим изуродованные тела людей, сродников и задумываемся, неужели так и должно быть? Наверное, что-то произошло с нашим народом. Мы можем только предполагать и говорить «наверное», потому что только Богу все известно. Не Он нам посылает войну, не Он. Мы ее сами сотворили. Мы должны одуматься, мы должны извлечь уроки из того, что произошло. Мы должны понять, в чем этот грех. Я предполагаю, что главная причина в том, что мы потеряли любовь. Не случайно, когда Иисуса Христа спросили о конечных судьбах мира, Он сказал, что придет много бедствий, потому что в мире охладеет любовь (Евангелие от Матфея, глава 24 (3-12). И вот когда эта любовь охладела, Господь дал нам почувствовать, что может быть в результате, в каком страшном состоянии находится человеческое общество, когда ненависть захлестывает, когда ее становится так много, что этот мир ее уже не вмещает. Происходит война, пролитие крови, братоубийство. Действительно, каинов грех, который искупить практически невозможно. Ведь Каин был неспособен искупить его и вынужден был бежать от Лица Божия.

Вот, те чудеса, о которых надо сейчас сказать. С другой стороны, чудо доступно. Господь его нам дает. Но как? В Евангелии об этом тоже сказано. Если мы внимательно почитаем, мы увидим: Христос исцеляет людей, одни подходят, другие отходят. Но уходить никто не хочет. Там где Христос – там Рай, оттуда никто бы не ушел. Даже, получив исцеление, люди хотят оставаться рядом. Людей много и у них существуют естественные потребности, конечно. И вот, апостолы увидели, что люди слабеют, от того, что голодны. И они, пожалев их, подходят к Христу и говорят: «Вот, посмотри, те, кого Ты исцеляешь, кому Ты проповедуешь, слабеют, их надо накормить». «Ну, дайте им», - говорит Господь. «Откуда? Мы же с собой взяли совсем немного, только необходимое, пять хлебов и две рыбки», - отвечают апостолы. «Ну что же, пусть лягут», - говорит Господь. Вот, обратите внимание на этот момент, потому что Господь совершает это чудо по просьбе апостолов, которые имели милосердие. Вот если мы будем иметь милосердие, Господь по нашей просьбе и будет давать это чудо. Это тоже одно из условий, которое должно нас научить, как подойти к чуду, и каким образом оно должно произойти.

И последнее, чудеса, которые происходят в Церкви, происходят не сами собой. Они происходят в результате нашей веры. И эта вера есть основание всякой духовной жизни. Если будет она, то и чудо произойдет. Иногда бывает так, что человек страдает в результате каких-то несчастий, бед, но, получив веру, даже не хочет, чтобы менялась его жизнь. Он не стремиться, чтобы эти страдания прекратились. Он понимает, что чудо в том, что Бог приблизился к нему, и хочется быть в присутствии Божием. Святитель и исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) написал биографическую книгу: «Я полюбил страдание». В ней он говорит о том, что было много всего плохого, конечно, было много страшного, ужасного, чего человек бы должен бежать. Но за время всех этих земных мытарств я притерпелся к этому, я в этих страданиях увидел страдания Господа и теперь я боюсь, что если прекратиться все это состояние, то и Господь от меня отойдет. Вот, какое отношение к чуду и к Богу. Оно должно нас как то вразумить. И оно для того, чтобы мы поняли, что христианское чудо это, действительно, - Сам Господь, это Сам Иисус Христос, его присутствие в нашей жизни.

Мы должны сравнить чудо в христианстве и чудо в исламе. Ислам тоже религия, в нем тоже есть чудеса. Я не буду говорить о чудесах языческих, потому что они вообще безнравственны. Чудеса в исламе достаточно нравственные. Но ни одно из них никогда не касалось исцеления. Ни одно из них не касалось того, чтобы Бог требовал веры. Все чудеса в исламе – чудеса карательные: покарать грешника, нечестивца, лишить его жизни. Мы такого в христианстве нигде не найдем. И это действительно та радость и то счастье, которые должен обрести христианин. Мы понимаем, что Господь есть Любовь, и эта любовь способна исцелить, дать жизнь и дать основание этой жизни.

С Праздником поздравляю всех, причастников - с причастием Святых Христовых Таин. Желаю, чтобы Они послужили нам во исцеление души и тела. Аминь.

03 августа 2014г.

протоиерей Владислав Шмидт


Назад к списку