Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 26.10.2014г. Притча помогает слышать Слово Божие
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 26.10.2014г. Притча помогает слышать Слово Божие

От Луки Святое благовествование, глава 8 (5-15).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святой великий апостол Павел говорит нам о великом значении слова. Он утверждает, что вера происходит от слышания Слова Божия.

Сегодня Евангельское чтение предлагает нам притчу, главный смысл которой следующий: «Люди, обратите внимание, как вы слышите Слово Божие». Но притча, как вы сами понимаете, это иносказание, это всегда какое-то послание нам, не просто в словах, но еще и в видимых образах, для того, чтобы быть доступней и понятней широкому кругу слушающих людей, желающих разобраться в тайнах Вечной жизни. Евангелие – книга о Вечной жизни. И все, что сказано в нем, должно способствовать тому, чтобы люди приучились к вечности, к тому, что уготовано каждому человеку за пределами земной жизни.

И вот сегодня мы слышали притчу, такую глубокую, проникающую в наше сознание. Мы понимаем, конечно, что каждый по своему слышит Слово Божие, которое должно оживить и дать начатки Вечной жизни, и то, что каждый по-своему относится к этому. И если мы примерим эту притчу к себе, а это очень важно, потому что каждая притча направлена непосредственно к каждому из нас, то мы поймем, что сердца наши далеки еще от той доброй почвы, в которую должно упасть Слово как семя и принести плод сторичный или в меньшей степени, как сказано в Евангелии. Страшно и ответственно нам быть христианами, потому что с людей, которые не слышали проповеди Христа, которых не коснулась Его державная десница и они не испытали на себе действие Его благодати, будет и меньший спрос. Но для тех, которые прошли через опыт христианской жизни и, все-таки, не осуществили в себе идеал евангельский, суд будет на много суровее. Поэтому, слушая Слово Божие, мы всякий раз думаем, а как же я, а что же для меня?

В течение жизни приходится сталкиваться с людьми, которые говорят: «Ну а мне, собственно говоря, все равно. Я, конечно, понимаю, что вот эта притча о том, что нужно слушать заповеди, но не просто их слушать, что нужно их еще и исполнять. А кто их не исполнит, тот будет подобен человеку, разворованному на пути. Или человеку, сердце которого было камнем, камнем и осталось. Или человеку, всю жизнь свою проведшим в колючках и терниях, и, в конце концов, ничего в своей жизни не добившимся, кроме гнева и неблагожелательности со стороны окружающих. Но я не хочу всего этого, я хочу просто жить, и поэтому мне никакие притчи не нужны, и не нужно меня ни к чему обязывать». И таких людей мы встретим в большом количестве и великое множество. Что можно сказать им? Им можно сказать следующее. Господь не случайно говорит, что те, которые могут услышать Слово, и так услышат его. А те, которые не способны услышать Слово Божие, для тех Я и говорю в притчах. Вот, эти слова, сказочные, приточные, из другого мира, но они направлены к тому, чтобы оживить сердце человека. И если мы обратимся к примерам, то, пожалуй, самым ярким будет притча, рассказанная когда-то царю и пророку Давиду. Этот царь - ветхозаветный праведник. Но в Ветхом Завете на самом деле было очень мало праведников и Давид к ним только слегка относится. Только из-за того, что сердце его было таким добрым по отношению к Богу, что когда Господь обращался, к нему он сразу же забывал себя и служил Богу. Вот единственная его добродетель. И поэтому он сумел создать замечательную Псалтирь, которую мы используем. А в остальном он был человеком Ветхого Завета. Он пролил реки крови, он был мстительным и жестоким военоначальником, но, тем не менее.

Однажды Давид узнал, что у одного из его офицеров очень красивая жена. Царь полюбил ее и захотел сделать своей. Но это было невозможно, потому что она уже имела мужа. Что же решил Давид? Он вызвал своего полководца и сказал: «Вот, завтра будет бой, ты поставь этого офицера в самые первые ряды, и пускай его убьют. Не препятствуйте тому, если его будут окружать со всех сторон, и не приходите к нему на помощь. Пускай его не станет». Так и произошло, и Давид стал мужем Версавии, от которой потом родился великий царь Соломон. Так вот, прошло время, и Давид забыл о своем злодеянии. И вот, когда он находится в самом благодушном расположении своего сердца, приходит к нему пророк Нафан. «Прими меня, у меня есть, что тебе сказать», говорит он и рассказывает царю притчу о том, как жили на счете два человека богатый и бедный. У богатого было множество овец, а у бедного всего одна. И богатый решил завладеть этой его единственной овечкой. Пришел, убил хозяина и забрал ее себе. «Как ты думаешь, царь, как нужно поступить с этим человеком?», - просил пророк. Давид, будучи человеком справедливым, ответил: «Убить его нужно, за то, что он так жестоко поступил с этим несчастным!» И тогда Нафан ему сказал: «А ведь это – ты…» И вот как раз тут и подступила истина к самому горлу царя. Давид, может быть, и не хотел ни о чем и слышать, но слова правды о нем самом коснулись его сердца и царь понял смысл притчи. Понял, что он достоин такой же смерти, как тот богач, казалось бы, такой далекий от реальности персонаж. Вот, какое значение имеет притча. Поэтому люди, которые не хотят слышать слово напрямую, все равно придут к нему. Это пример из Ветхого Завета и это очень далеко от нас. А что же в нашей реальности?

А вот, несколько примеров из близкой нам жизни. Человек, будучи на войне, получил ожоги, многочисленные незаживающие раны, особенно на руках. И глядя на свои страшные руки, которые, казалось, никогда не заживут, со свисающими наподобие лоскутиков кусочками кожи, пришитым один к другому, он обращается к Богу и говорит: «Господи, если все это заживет, я обещаю сделать Тебе что-нибудь приятное для тебя, принесу жертву в знак благодарности за то, что Ты исцелишь мои руки». Прошло много времени. Руки его зажили, и он, как это часто бывает, забыл о своем обещании. Но вот, однажды, молясь в церкви, он увидел блюдо с надписью: «Пожертвования на ремонт храма». А потом, через некоторое время, он поднял глаза к потолку и увидел, что краска на нем полопалась и свисала лохмотьями, очень напоминающими лоскутики на его прежних обожженных руках. И он вспомнил о своем обещании, и понял, что это тоже притча, которая коснулась его сердца.

Не нужно далеко идти за словами, мы можем их и не услышать. Но притчи, которые существуют в нашей жизни, действуют и способны человека направить на другой путь.

И еще более страшная притча, и безжалостная. Человек, семинарист, читая наставления святых отцов, увидел у святителя Иоанна Златоуста слова о том, что священник, если согрешит, особенно плотским грехом, перед Богослужением, то когда он во время службы будет воссылать: «Мир всем», то, может быть, хор и споет ему: «И духови твоему», но ангелы этого не сделают. И вот он рассказывает, что однажды, уже будучи священником он в греховном состоянии дерзал служить священную Литургию. «Я сказал: «Мир всем», но хор почему-то не услышал и не спел: «И духови твоему». И тут я вспомнил слова Иоанна Златоуста. Как они страшно сбылись! И это напомнило мне далекую семинарскую пору, когда я читал об этом и думал: «Ну, мало ли что, ангелы не услышат… Но вот, мне, грешнику, как в притче пришло напоминание». И это тоже притча, и это тоже способно человека оживить.

В сегодняшнем Евангелии для нас уготовано много глубоких смыслов, но самый главный из них, состоит в том, что Бог не только в слове являет себя. Он апостолу Павлу явил это слово живым, когда тот знал, еще будучи Савлом, что написано в Евангелии. Но он это душею отвергал и не хотел покориться слову. Не хотел быть одним из служителей, будучи одновременно очень честным и справедливым человеком. И когда он ехал в Дамаск, для того чтобы гнать христиан, Господь явился ему Сам, понимая, что слова перед таким человеком бессильны. И это была не только притча, это была явь. И вот так Господь призывает каждого из нас. Если мы не слышим слово, нам является притча. Если притча бессильна, Господь Сам встает на нашем пути и делает нас Его служителями. Мы же должны не пройти мимо. Потому что "тяжело нам идти против рожна", как сказал Христос несчастному Савлу, перед тем, как сделать из него великого Павла. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 26.10.2014г.


Назад к списку