Новости
- Праздник Успения Пресвятой Богородицы (ФОТО)
- 31 Август 2023
- В воскресной школе перед началом учебного года был отслужен молебен (ФОТО, ВИДЕО)
- 28 Август 2023
Объявления
- Желающим совершить таинство Венчания
- 10 Август 2022
Воскресенье 09.11.2014г. Исцеление бесноватого в земле Гадаринской
От Луки Святое благовествование, глава 8 (26-38).
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Когда мы читаем об исцелениях людей, совершенных Господом нашим Иисусом Христом, особенно людей, одержимых нечистым духом, мы всегда думаем, что, во всяком случае, с нами такого никогда быть не может. Сегодняшнее Евангелие очень ярко нам показывает, какая же маленькая разница, на самом деле, между нами и этим несчастным исцеленным бесноватым. Вообще, сегодяшнее Евангелие такое многоплановое, неимоверно глубокое. При кажущейся своей простоте. В этом повествовании заключается множество интересных тем, таких как тема происхождение зла на земле, истоки и природа этого зла, и одновременно тема любви Бога к человеку. В этом же контексте можно порассуждать над тем, почему человек становится настолько легко доступным для демонов и почему демоны имеют власть над ним. И ещё, мы привыкли повторять: «В здоровом теле здоровый дух», а на самом же деле все гораздо сложнее. Здесь мы видим человека физически неимоверно сильного, но дух в нем, оказывается, был болен. Удивительная вещь! Но и об этом когда-то надо будет сказать.
Разница между нами и бесноватыми людьми очень мала и в принципе едва уловима, потому что единственное отличие, это то, что они по своему поведению выпадают из тех норм, которых пока еще придерживаемся мы. А во всем остальном то же самое. И евангелист Лука, и Господь наш Иисус Христос, нам это подчеркивают. Вспомним, с чего началось сегодняшнее повествование. С того, что, когда Христос пристал к берегу в земле Гадаринской, Он встретил там этого несчастного одержимого нечистым духом человека. И тот Ему сразу сказал: «Что тебе до меня? Уходи отсюда, не мучь меня прежде времени!» Но потом произошло исцеление. Обратим внимание, что когда это исцеление произошло, любопытные люди сбежались со всей округи, посмотреть, как же утонуло стадо свиней. И хозяева, и пастухи, которые жили за счет того, что пасли это стадо, сказали Христу точно такие же слова, что и бесноватый: «Уходи отсюда». Казалось бы, нормальные люди, ничем не отличающиеся от каждого из нас, но, сказали то же самое, что и больной бесноватый. О чем это свидетельствует? О том, что начало болезни может быть самым каким-то невинным грехом. Не случайно Ветхий завет говорит: «Посеешь ветер – пожнешь бурю», а народ добавляет : «посеешь бурю – пожнешь ураган». Каждая физическая болезнь начинается с какого-то очень маленького места в нашем организме, которое обрастает постепенно опухолью, которая ширится, захватывает все новые участки, пока весь человек, подобно раковому больному, не покрывается этими язвами. Так и тот человек не сразу стал бесноватым. А, наверное, были какие-то к тому предпосылки.
Святая Церковь, в лице подвижников, которых называли «терапевты», как и врачей, которые лечат внутренние болезни, обозначила, от чего человек может быть заражен беснованием и почему он открывает доступ в свою душу для того, чтобы в нем поселилась злая сила.
Самая главная причина – гордость. Понятно, что нет такого человека, который бы этой болезнью-гордостью не обладал. Но, тем не менее, есть еще и более точные грехи, которые открывают для беса врата в наш внутренний мир. Кроме гордости это еще и непосредственное обращение людей за помощью к этим злым духам. Есть какие-то моменты в нашей жизни, когда нам кажется, что вот, мы пойдем к каким-то целителям, «людям большой силы», которые нам помогут, подскажут, сделают что-то за нас, попросят, а уж Бога или дьявола нам в этот момент все равно. И идем. И вот это наше добровольное согласие является первым шагом к тому, чтобы стать местом, куда может ступить нога врага рода человеческого. Поэтому нужно быть осторожным. Особенно часто, когда случается болеть детям, родители, ведут их к «бабушке», которая шепчет, и такая есть в каждой деревне. А это очень опасно, потому что, тут родители уже распоряжаются своим чадом и могут сделать самый первый страшный шаг на пути того, чтобы ребенок был доступен для зла. Затем, увлечение различными гаданиями, астрологией – тоже путь служения демону. Бывает, что родители равнодушны, когда видят ребенка подверженного какой-нибудь страсти, потакают его капризам, не учат благочестивой, христианской жизни. Молодой организм привыкает к греху. И так, шаг за шагом, человек вверяет себя в руки нечистой силы. Задача этой злой силы – погубить бессмертную человеческую душу. В идеале для нее было бы довести человека до самоубийства. Собственно говоря, мы видим на примере этого бесноватого, что он рвал железные узы и с криком бежал сквозь пустыню. Он хотел умереть. Но смерть не приходила. Господь хранил его для Своей великой цели, чтобы показать нам пример. Зачем? Потому что зло должно быть изобличено. Богословы говорят, что самой страшной ложью дьявола было то, что он убедил людей в том, что его не существует. И вот, Христос еще раз показывает, что дьявол есть, что он присутствует, как зло нашей жизни. Целый легион их может уместиться в одной душе и мучить эту душу и терзать ее, и доводить ее до состояния самоубийства. И для того, чтобы этого не произошло, пришел Христос. Но вы видите, дьявол говорит: «Уйди от меня», потому что святое с грешным в одном месте не может совместиться.
Демоны трепещут и бояться Бога, как источника святыни, главного победителя зла. Поэтому они хотят избавиться от Его присутствия. Но, опять же, мы видим, что та пустыня, которую создал себе этот человек, в которой он жил, была предметом его мучений. В эту бездну даже дьявол не хочет выйти и просит, чтобы его хоть куда-то послали, чтобы какое-нибудь существо мучилось. И вот, избирается, в данном случае, пасущееся стадо свиней. Люди, которые, казалось бы, могли бы без этого стада обойтись, посчитали себя в убытке. Они очень обиделись на то, что исцеление послужило тому, что они разорились. И сказали Христу: «Уйди !». Что это значит? Это значит, что сребролюбие и многостяжание послужили причиной того, что они стали бесноватыми людьми, что они в какой-то степени, уже стали на этот путь, который приведет их, в конце концов, к душевной погибели и дьявол своими мощными зубами уже крепко держит их за руки и за ноги. Это очень важно потому что такое, вроде бы невинное прегрешение, послужило тому, что люди отвергли Христа, прошли мимо Него.
Нужно еще задуматься над тем, из-за чего люди не ходят в Церковь, не веруют, не учат своих детей заповедям, сами не живут по заповедям, более того, отрицают бытие Божие. Почему? Опять же можно назвать гордыню ума, самонадеянность, опыт каких-то мифических «предшествующих поколений», которые доказали, что Бога нет. А можно и просто сказать, что люди ленивы по отношению к себе, не хотят трудиться, не хотят сделать над собой усилие, потому что, как гласит, опять же, народная мудрость: «Самая главная победа – это победа над самим собой». По этому поводу апостол Павел очень определенно сказал и назвал себя «бедным человеком»: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», - говорит апостол. Вот образ нашей человеческой жизни.
Профессор Алексей Ильич Осипов интересно говорит по этому поводу. Он приводит пример того, что все люди стремятся к истине и к добру. Собираясь на каких-то богословских, научных семинарах и конференциях, все единодушны в одном, что нужно сохранять природу, нужно беречь человека, нужно хранить детство, нужно беречь институт семьи, хранить чистоту духа, как определяющего всё наше земное бытие, все это нужно. Но, если мы обратимся вспять и посмотрим на историю человечества, то мы увидим, что она залита кровью. Не было года, не было такого времени, когда бы люди не воевали, не проливали кровь, не губили вокруг себя природу, не отравляли самих себя и, таким образом, не наносили сами себе вред. И вот он спрашивает: «разумные ли мы люди? Правильно ли мы живем?». Да, с одной стороны, мы говорим, что все нужно делать, но ничего не делаем. Почему? Да вот все потому же, как и говорит апостол Павел. Нам мешает грех, который нужно победить в себе. Нужно начать с себя, не с какого-то мифического человека или рядом живущего неприятного соседа, а с себя. И тогда творить добро станет нам возможно, тогда беснование не коснется нашего организма. Но это очень сложно, и это та задача, которую ставит перед нами Христос не только в сегодняшнем Евангелии, но и вообще везде, куда бы мы ни пошли и что бы мы не делали. Аминь.
Протоиерей Владислав Шмидт
Воскресенье 09 ноября 2014г.
Назад к списку