Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 23.11.2014г. Притча о милосердном самарянине
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 23.11.2014г. Притча о милосердном самарянине

От Луки Святое благовествование, глава 10 (25-37).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Из всех евангельских притч, рассказанных Господом, сегодняшняя, с моей точки зрения, самая безжалостная по отношению к христианину, потому что требует от нас совершения казалось бы невозможных усилий над собой. Прочитывая ежегодно и излагая в этот день евангельское чтение о милосердном самарянине, я понял, что то, о чем нужно было бы сказать, прежде всего, ни разу и не было нами упомянуто. Все прежние проповеди наполнены душеполезным ригоризмом,  где главная мысль заключается в следующем: «Мы все должны друг другу помогать и не должны разделять людей на ближних и дальних». Вместе с тем, оглядываясь на свою жизнь, мы понимаем, что так или иначе, продолжаем делить людей на тех, кто нам особо близок, и тех, к кому мы, собственно говоря, равнодушны. Поэтому о сегодняшнем равнодушии стоило бы упомянуть особо, как сказал один замечательный писатель XX века Бруно Ясенский: «Не бойтесь друзей - они могут лишь предать вас; не бойтесь врагов - они могут лишь убить вас; бойтесь равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства». Действительно, эти слова стали крылатыми. И, тем не менее, читая газеты, слушая новости, мы вдруг наталкиваемся на то, действительно страшное равнодушие, которое царит вокруг нас. Например, узнаем о замерзшем мужчине, который больше суток пролежал на улице и ни один человек не подошел, и не посмотрел, что с ним. Каждый спешил по своим делам. В больших городах, мегаполисах это - обычное явление. Каждый, может быть, подумал: «Почему я должен это сделать, если есть специальные службы?» Но в эти службы он почему-то не обратился, а прошел мимо и забыл. А человек тот был ветераном войны, страдал пороком сердца и ему было тяжело передвигаться. Он пошел в магазин, купил необходимые продукты, а домой уже не вернулся, потому что с ним случился сердечный приступ. Но те люди, которые могли оказать ему первую помощь, не считали его своим ближним. И он умер. Или, например, девушка, которая потеряла равновесие и упала между вагонов электропоезда метро. И были люди, которые могли остановить этот поезд, если бы они встали в дверях. Но всем было все равно, каждый спешил по своим делам. И только водитель следующей электрички увидел лежащую на путях, раздавленную колесами девушку. Это тоже равнодушие, которое повлекло за собой такое страшное преступление.

И вот, сегодня, мы тоже читаем Евангелие о том, как два равнодушных человека, принадлежащих к церкви ветхозаветной, но это не важно. Они были причастны к таинственной Божественной жизни. А один из них, священник, шел тем же путем. В греческом тексте сказано: «тем же», то есть он тоже шел из Иерусалима в Иерихон.

В Ветхом Завете все потомки Аарона, брата Моисея, были священниками и должны были служить по очереди по две недели в течение одного года в Иерусалимском храме. За это время они никуда от храма не отлучались и  занимались молитвой и постом. Им приносили жертвоприношения и они их возносили перед Господом. Все их человеческое естество должно было быть занято тогда молитвой и созерцанием Божественного света. И это действительно было радостью для каждого причастного тогда к ветхозаветной церкви человека, а особенно для священнослужителя. И вот, имея такие возвышенные мысли, этот человек возвращался из Иерусалимского храма к себе домой. И он увидел лежащего на дороге раздетого человека. Сказано, что его обобрали и забрали все, что у него было, он истекал кровью. Что такое солнце, что такое юг, мы с вами прекрасно знаем. Можно представить, как это лежать под палящим солнцем раздетым, да еще избитым, истекающим кровью. Не знал он, этот священник, кем является избитый. Но он знал одно, что ему нельзя прикасаться ни к чему скверному и, на всякий случай, перешел на другую сторону пути, проследовав мимо, и даже не повернув своей головы.

Следующим - был диакон или левит, как их называли. Из потомков Левия. Эти люди помогали священнослужителям совершать жертвоприношения. Когда приносили тельца или ягненка, или козленка, они готовили эту жертву: закалывали, возлагали на горящие уголья и т.д. То есть, это человек, имеющий отношение к Священному писанию и тоже знающий священные тексты, знающий об этой самой главной заповеди любви к Богу и к ближнему, как к самому себе. Но, все равно, все эти обстоятельства не послужили причиной к тому, чтобы этот левит бросился помогать избитому, уничтоженному человеку. Сделал это только отверженник – самарянин.

И вот по этому поводу вспоминается один рассказ из русской народной причтовой стихии, который приводит Владимир Сергеевич Соловьев в своем труде: «Россия и Вселенская церковь». В этой притче говорится о том, что однажды путешествовали святитель Николай Чудотворец и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин от земли на Небо, то есть в Рай. И шли они по нашей грешной земле, и увидели крестьянина, который везет воз сена. Но лошадка крестьянина увязла в болоте, и не может никак выбраться. Крестьянин выбился из сил, да и видят они, что лошадь вот-вот рухнет. Святитель Николай говорит Кассиану: «Давай поможем». А тот, в белой чистой одежде, такой праздничный, готовый для встречи с Господом, ему отвечает: «Нет, мы же испачкаемся, как мы в Рай попадем? В грязном нас не пустят». «Ну, иди, говорит святитель Николай, а я все же помогу». Пошел не спеша Иоанн. А святитель помог, вытащил бодренько так, благословил этого крестьянина, догнал своего попутчика, а сам - весь в грязи, даже голова испачкана! И вот таким образом подошли они к самому Раю. А там, апостол Петр открывает врата и говорит: «Как же так? В таком виде ты не можешь зайти». «Ну, ладно, говорит святитель Николай, я сейчас как-то отряхнусь, почищусь…» «А что случилось?», - спрашивает апостол Петр. «Ну, вот, я помогал  бедному человеку из болота выбраться». А Петр спрашивает: «А не двое ли вас было?» А Иоанн Кассиан и говорит: «А как бы я испачкал свои девственные белые одежды? Я же в Рай шел». «Ну, ничего проходите», - отвечает Петр. И тогда Господь, встретив своих угодников, сказал: «Святитель Николай поступил правильно, и за это, пускай ему в Церкви служат две службы в году. А Иоанн Кассиан Римлянин поступил не правильно, и будут ему служить всего один раз в четыре года» (память святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина выпадает на високосный год, на 29 февраля). Это, конечно, просто поучительная притча, народное творчество, но очень ярко выражает самую главную суть того, что мы должны понять.

А теперь обратимся к себе. Сегодняшняя притча - самая безжалостная, с моей точки зрения, к нам, христианам. Потому что каждый раз, читая ее, мы приходим к выводу о том, что нужно жить так, не разделяя: это – свои, а это - чужие. Но мы, наоборот, зачастую поступаем не так. Вот, в быту нашем мы говорим: «Вот, это православные, а это – все те поганцы, которые погибнут». Правильно ли это? Взирая на сегодняшнюю притчу, я думаю, что нет. Потому, что, кому погибнуть, а кому спастись, это дело не человеческое, это дело божественное. Мы помним, разбойника, который был негодяем и убийцей, но который за несколько минут до своей смерти исповедовал Господа и первым вошел в Рай, прежде всех праведников. И в свете этого, мы должны сказать, что в какой-то степени мы еще не научились становиться христианами. Но эта притча о нас еще и потому, что нам страшно встать на путь этого милосердного самарянина. Ведь если мы отстранимся немножко и посмотрим на его историю, как он поступил, то поймем, что не каждый из нас на это согласится. А тем более, поступать так постоянно в своей жизни, уделяя из своего имущества, из своего времени, из своей глубинной сердечной жизни те капли крови, которые он отдал этому человеку, не каждый из нас согласится.

У современного русского писателя-журналиста Дмитрия Быкова есть сборник рассказов под названием «ЖД». Который его попросили написать, для того, чтобы люди, путешествуя на скоростном экспрессе из Санкт-Петербурга в Москву и обратно, могли занять себя чтением. Все рассказы в нём на тему железной дороги и всего, что с ней связано. В этом сборнике есть один рассказ, который называется «Можарово». В нем повествуется о том, как в одном поезде, идущем куда-то по просторам  России, на протяжении какого-то времени, при пересечении некоей местности, действовал запрет открывать окна и двери вагонов. И журналисты, которым случилось ехать в этом поезде, не могли понять, почему. И вот, когда они подъехали к станции «Можарово», на которой нельзя было открывать окна и двери, во всех вагонах опустили тяжелые металлические решетки. И тут стали подходить к окнам люди: оборванный мальчик, весь в слезах, который просил и умолял, чтобы ему подали какую-то милостыню; старушка, также доведенная до отчаяния какими-то своими житейскими мучениями; бывшая учительница, продававшая вязанные чулочки - пинетки - единственный источник ее пропитания; бабушка, которая насушила грибочков, которая если их не продаст и не выручит хоть сколько-нибудь денег, умрет с голоду; ребенок-беспризорник, который лишился родителей и которого все обижают, просит, чтоб его пустили и подвезли до ближайшей станции. Девушка-инвалид, волокущая безжизненные ноги на костылях.  Все они скребли в эти окна, а журналист смотрел и на мог понять, почему существует запрет помочь этим людям. Он рванулся было к двери, но охрана-проводник его схватила, скрутила и посадила на место. И вдруг, по рации сообщили, что в одном из вагонов кто-то открыл дверь. И для того, чтобы показать, что это такое, провели туда этого журналиста и он увидел, что вагон этот залит кровью, и повсюду разбросаны остатки человеческих тел, разорванных на части. А сам вагон находится в таком состоянии, как будто в него надули воздух и разорвали изнутри…

Это иносказание. Автор хотел сказать, что человек, который пойдет по пути милосердия, должен забыть о себе. Он уже не будет принадлежать себе, как тот милосердный самарянин. И вот этого больше всего страшится каждый из нас. Потому что быть подобным Господу нашему Иисусу Христу, который отдал Себя на распятие, не каждый из нас согласится. Но к этому призвано христианское сообщество в целом и каждый из нас в отдельности. И если мы умом согласны, то еще какие-то животные, если хотите, нечеловеческие чувства, живущие в нас, пассивно этому противятся. Поэтому для того, чтобы научиться действительно быть милосердным, нужно быть подобным Христу. И не случайно эта притча для нас как упрек в том, что мы столько раз это читали, умственно понимаем, знаем, но жить по этому евангельскому примеру до сих пор не научились. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 23 ноября 2014г.


Назад к списку