Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 30.11.2014г. Притча о безумном богаче
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 30.11.2014г. Притча о безумном богаче

От Луки Святое благовествование, глава 12 (16-21).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшней притче богатого человека Господь назвал безумным. Мы часто ловим себя на мысли, что все то, что нам принадлежит во временной жизни, нам придется после смерти оставить, и мы уже  не будем этим владеть. А то, что мы называем нашей душой, мало нуждается во временных вещах. Но, между временным и вечным, тленными предметами этого мира и нашей нетленной душей, есть некая связь. Пророк Давид говорит: «дни лет наших; а число их – семьдесят лет, если же  в силах – восемьдесят лет, и большая часть их – труд и болезнь». Действительно, каких-то восемьдесят, в среднем, лет, человек живет и пользуется этим тленным телом, которое подлежит смерти, а душа, в конце концов, должна будет с ним расстаться и уйти в другие места, неведомые нам. Но, тем не менее, мы ощущаем в себе залог бессмертия. Мы не можем согласиться с той мыслью, что окончательно умрем. Потому и копим, собираем. И это есть одно из свидетельств бессмертия человеческой души. Человек живет так, как будто в сознании у него есть некая мысль о том, что эта жизнь будет длиться вечно. Это очень важное свидетельство нашей природы. Мы, действительно будем жить вечно, но не в том виде, в каком нам бы очень хотелось. И сейчас, особенно люди преклонного возраста, вспоминая свою молодость думают: «Как такое могло произойти? Вот, я только был молод, полон сил, энергии, желаний, и, вдруг, превратился вот в такое дряблое, несчастное существо, которое едва передвигается на своих двух ногах». Действительно, - это участь всех людей.

И вот, сегодняшний богач лежит себе вечером на кровати и думает: «Маловаты стали мои житницы, которые принимают добро. Нива угобзилась, принесла много плода, и как бы сделать так, чтоб ничего не пропало? Надо бы старые разрушить и построить новые». Казалось бы, нормальный ход мыслей у человека. И каждый бы так подумал, что нужно позаботиться, чтобы ничего не пропало. Но вот, Господь явился ему и говорит: «Безумный ты человек, в эту же ночь ты умрешь, и кому все будет?»

Как, действительно отрезвляюще на нас действует смерть! Она говорит о том, что некоторые усилия, которые мы могли бы совершить в другом направлении, могли бы принести нам больше пользы. Поэтому святые отцы, в частности, Иоанн Златоуст, говорит: «Да, действительно, есть такие вещи, которые являясь материальными могут принести духовную пользу». Какие, например? И вот он перечисляет: «Подача милостыни. При этом даже не важно, знает человек, за кого молиться или нет. Ты подал милостыню и ты в какой-то степени дал возможность человеку в этот день пропитать себя, обогреть себя, сделать по отношению к ближнему какое-то дело любви. Это очень важно. Тленное таким образом стало радостью, а радость – вечная, нетленная, ее нельзя ощутить материально, но она присутствует в нашей жизни. Радость, благодарность, милость, любовь – это все духовные дары. Их нельзя ни погладить, ни пощупать, ни поцеловать, но они присутствуют, и мы это ощущаем. И вот, с помощью тленного мы можем достичь нетленного». Еще более он говорит о том, что можно построить церковь. Казалось бы, все это здание - материальное, но посредством здания храма люди будут приобщаться к Богу, они узнают о вечной жизни, они начнут задумываться о смысле своей жизни, они причастятся в этой церкви Святых Христовых Таин и в этот день будут с Христом единой плотью, единым духом, единым существом. Разве это не чудо? И тут мы тоже видим, как тленное послужило причиной того, чтобы вечность восторжествовала. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что многие могут сказать: «А почему я должен делиться с теми, которые не трудились, которые не хотят ничего делать для того, чтобы поправить свое материальное положение? Я трудился, вкладывал свои силы, я иногда, на первом этапе своей трудовой деятельности, тоже испытывал какие-то тяготы и трудности, но, тем не менее, я сам добился своего, зачем я буду им давать?» И святитель говорит: «А вы ведь не знаете, почему бедный человек, просящий милостыню, ее просит. Может быть, у него такие обстоятельства жизни произошли, что он был вынужден идти по этому пути. Например, у него погиб на войне отец, сошла с ума мать, сам он воспитывался в детском приюте и т.д.» Вот, он приводит такие примеры, которые очень близки и нам и мы можем таких людей сейчас встретить. «Во-вторых», - говорит святитель, - «сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Действительно, для того, чтобы достичь спасения нужно быть совершенными. Это невозможно только нашими человеческим силами, но, в какой-то степени мы что-то можем сделать. И вот, оторвав от себя то, что мы считаем нашим дорогим и нужным нам, и, отдав другому, мы в какой-то степени становимся равными Богу, равными Христу. И в третьих, святитель говорит: «Все дело в том, что мы являемся братьями и сестрами, все мы люди и перед Богом мы одинаковы. И вот так, как Бог поступает с каждым из нас: светит солнцем на праведных и неправедных, посылает дождь, на злых и добрых, так и мы должны поступать, не различая лиц, давать щедро от глубины своего сердца, от щедрот своих».

И последнее, что бы хотелось сказать, коснувшись самих истоков нашей духовной жизни в свете сегодняшнего Евангелия, что время очень скоротечно. И мы не знаем действительно, когда предстанем на суд Божий. Но вот чтобы не уподобляться этому безумному человеку, богачу, мы должны успеть сделать добрые дела. Мы должны успеть, не откладывая на потом, подойти к тем людям, которые, может быть, держат на нас какую-то обиду, или мы на них обижаемся, и примириться с ними. Потому что потом бывает так, эти люди уходят из жизни, а мы кусаем себе локти и думаем: «Как же я не успел, как же я не сделал этого при его жизни!»

Вот пример этой притчи. Она может быть и в плоскости этого мира, но если мы копнем на глубину, то поймем, что были с нами наши близкие: отец, мать, и мы к ним относились как к тем, которые будут с нами вечно. Но, вот они ушли, и то добро, которое мы им не успели сделать, оно гложет наше сердце, оно будет постоянно нам напоминать о том, что мы были недостойными детьми по отношению к ним. И вот пока есть время нужно делать это доброе дело, нужно больше радости доставлять своим близким, улыбаться, миловать, жалеть, помогать, щедро дарить  добрые дела по отношению к ним, по отношении ко всем. И в этом бесхитростном и незамысловатом  будет созидаться Царство Небесное в нашем сердце и во всей нашей жизни и во всем мироздании, где мы прожили свой краткий срок.

Что же значит последняя евангельская фраза: «Так поступает всякий, кто живет для себя, а не в Бога богатеет?» Что значит, «в Бога богатеть»? Нужно привести только один пример, о котором говорит святитель Иоанн Златоуст в своем толковании. В Бога богател святой Иов Многострадальный. Вы знаете этого ветхозаветного человека, который «жил в земле Уц», как сказано в Святой Библии. А где была эта земля мы толком и не знаем. Где-то, в какой-то восточной области земного шара она находилась. Там жил такой праведник, который имел все. Все, и даже свыше того. И вот дьявол явился пред лицом Бога и сказал: «Ну конечно, Иов может Тебя прославлять, потому что у него есть все и даже больше. А вот отними у него все по порядку, начиная от его земель, домов, а затем и его детей, его жену, а потом и его здоровье, и Ты увидишь, он будет проклинать Тебя». И вот Господь, не потому что дьявол Его искушает, а для того, чтобы нас с вами научить, все это Иову предоставил. И отнял у него и земли и дома, по очереди, и его близких всех, и слуг и детей (у него было 7 дочерей и 7 сыновей), жена сама отвернулась от него, и , наконец, поразил его болезнью. Самая страшная болезнь, которая может быть – проказа, разъедала его тело, а он лежал и прославлял Бога. Иов сказал: «Бог дал, Бог взял. Да будет Имя Господне благословенно отныне и до века !». И в этом он показал нам пример, что значит «в Бога богатеть». И за это его терпение, за его любовь к Богу, Господь вернул ему все, да еще и с лихвою. «Богатеть в Бога», значит, полагаться во всем на волю Божию. И даже болезнь может быть для человека несметным богатством, потому что в этой болезни для него открылась страшная истина. Он понял, что нельзя заслужить перед Богом никаких даров своими собственными силами, если Господь не даст их нам в нашей немощи, в нашем несчастии, в нашем бессилии и беспомощности. Не даст их по нашей мольбе к Нему. Тогда только мы можем рассчитывать на какие-то дары, но не своими силами, но не своими заслугами. И, действительно, не разумом, не чужим примером, а в лучах сияния славы Божией мы поймём - «да будет Имя Господне благословенно отныне и до века». Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 30 ноября 2014г.


Назад к списку