Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 11.01.2015г. Рождество Христово - новая страница в истории человечества
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 11.01.2015г. Рождество Христово - новая страница в истории человечества

От Матфея Святое благовествование, глава 2 (13-23).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Празднуем Рождество Христово и читаем отрывки из Священного Писания во время Божественной Литургии. Все они хронологически связаны друг с другом от момента рождения в мир Христа Спасителя до Его отроческих лет, когда Он уже пребывал в городе Назарете. Небольшой отрывок из Евангелия, который мы слышали сегодня, говорит о том, как объят был со всех сторон Господь недоброжелательностью и даже ненавистью, и был преследуем. Будучи младенцем, Он уже претерпевал гонения от рода человеческого. Мы сожалеем о том, что так произошло. Более того, мы понимаем, что иначе произойти и не могло. Потому, что всегда, когда приходит в мир свет, свет духовный, который просвещает всякого человека, люди, привыкшие к тьме, и смирившиеся с тем, что в этой тьме можно творить все, что вздумается, противятся свету. Они восстают против обличений своих беззаконий и в результате отворачиваются от источника света, а еще хуже подвергают его различным гонениям, делают то, о чем мы читали сегодня в Евангельском отрывке. Когда мы встаем перед лицом правды Божией, возникает целый ряд вопросов, неразрешимых и очень трудных на первый взгляд, например, мы говорим, что Рождество Христово открыло новую страницу в истории человечества, что оно проложило путь к новым отношениям между людьми, отношениям, построенным на любви, на взаимном смирении людей друг перед другом, на тех идеалах и добродетелях, которые изложены в Святом Евангелии, которые Сам Господь провозгласил. И вместе с тем мы видим, озираясь вокруг, что, собственного говоря, ничего не изменилось: как ненавидели, так и продолжают ненавидеть, как преследовали и убивали, так и продолжают убивать и даже, страшно сказать, в больших масштабах. Мир тонет во зле, в лицемерии и предательстве.

Как же понять, почему Церковь говорит о том, что Рождество Христово внесло нечто новое в жизнь, если стало еще хуже, еще страшнее жить в этом мире простому человеку? Еще более он обнажен перед злом, еще более неправда торжествует над слабым незащищенным человеком. И Церковь должна ответить на это. Что она может сказать? Церковь всегда говорит о том, что и Бог и дьявол, и Ад и Рай пристально вглядываются в сердце человеческое. Подумаем над этими словами. Это слова, сказанные когда-то, еще в XIX веке философом Владимиром Соловьевым. Он был сложным человеком, но некоторые вещи он в корне прозревал. Его жизнь вся, это был клубок противоречий, но вместе с тем, он в этой жизни пытался сохранить верность  Христу. Как он это понимал, по человечески, со всеми своими ошибками, но он стремился служить Богочеловеку-Христу своим словом, своим разумом, своей верой, которая у него очевидно была. И вот он об этом говорит в одном из своих замечательных произведений, которое называется «Россия и Вселенская Церковь». И говорит о том, что действительно человек, созданный по образу и подобию Божию, искупленный кровью Христовой, является центром Вселенной, и он как мост, соединяет Небо и землю. Он переброшен через бездну, в которой клокочут страсти. И вот этот мост должен быть спасительным для души, переходящей от временного к вечному. И поэтому, именно человек ответственен за все то, что совершается в нем и вокруг него. Но в начале в нем, а потом – вокруг него. Поэтому когда мы говорим, что зла стало больше, да его стало больше, это правда, но вместе с умножением этого зла, как говорит святитель наш Иоанн Златоуст, умножается и благодать. Потому что Бог никогда не оставляет человека наедине с самим собой, наедине с этим злом, порожденным, опять же, действиями самого человека. Поэтому благодать избавляет, она предохраняет человека от окончательной гибели. Но и вместе с тем, путем того, что показывает человеку преступность его поступков, она показывает и путь, по которому можно выйти из этого преступления. Мы в самом Писании находим не только мрачные образы противников Божиих.

 Сегодня мы читаем о Рождестве, и мы видим, что были люди, которые жили во глубине язычества. Мы даже не знаем достоверно, мы говорим волхвы, а на самом деле ведь это были язычники. Вы не подумайте, что это были какие-то кристально чистые богопоклонники, которые действительно во всем соблюдали истину. Нет, они жили той языческой жизнью, в которой они родились, воспитались, несли этот груз на себе. Но им было открыто, что вот от этого можно уйти и стать свободными от всех земных своих греховных притяжений. И волхвы из тьмы блужданий идут за звездой, которая должна их привести к источнику света. И так каждый из нас должен осознать это, что мы находимся в какой-то глубине тьмы и греха и наше движение к Христу, может быть не совсем осознанное, но постепенно, шаг за шагом оно происходит. И несут волхвы свои дары. Так и люди должны нести свои дары. Что это за дары? Золото, ладан и смирну. Золото, вы знаете, это эквивалент богатства, но вместе с тем это в какой-то степени символ нетления, это символ того, что не ржавеет, не портится, а со временем приобретает еще больший блеск, еще большую красоту. Это золото наших сердец, это золото нашей души, это то, что Господом вложено в каждого человека – данные ему таланты. И это и есть дар, который должен отдать человек Богу. Вот в этом пути этот дар должен быть сохранен, преумножен и  должен быть положен к подножию славы Божией.

Ладан – символ молитвы. Мы знаем, что без молитвы ни один человек не спасется. И сказано святыми отцами: «Кто не молится, тот не воссоединяется с Богом». То есть, если нет у человека дара молитвы, или желания молитвы, считайте, что он подобен животному, а может быть даже и ниже. Потому что мы знаем, когда отрываем утром окно нашей комнаты, что мы слышим? Мы слышим пение птиц. Это восславление Творца. Птицы знают, что нужно Его восславить. А человек иногда об этом забывает. И это очень важно. Молитва приводит человека во единое состояние с Творцом, дает человеку силы преодолеть свои слабости и свои душевные недуги.

И смирна, это благовоние, которое предназначалось для усопших. Казалось бы, какое это отношение имеет к нам? Самое прямое. «Помни последняя своя», - говорит блаженный Иероним, - «и вовек не согрешишь». Действительно, человек, который помнит о том, что в этой временной жизни наступит когда-то ее логический конец, он будет размышлять над тем, как же он умрет. Он будет понимать, что с каким-то грузом духовного богатства он входит в иную жизнь. И что там будет, он не знает. Но он рассчитывает на то, что продолжение его жизни будет оправдано какими-то поступками, которые он совершил в этом мире, в этой жизни и на этой земле. Поэтому все эти дары должны осуществиться.

Мы думаем, что подарить Господу в день Его рождения? Потому что в день рождения принято дарить подарки. А вот как раз мы должны принести эти духовные дарования. И язычники, которые пришли и поклонились Христу, они нам в этом подсказка, они пример для нас, и мы должны помнить об этом. Мы должны об этом размышлять именно в эти рождественские дни. Потому что, конечно, такого количества золота, или каких-то благовоний мы не имеем. Но мы имеем нашу душу, которая является своего рода престолом и жертвенником, если хотите, на котором воскуряется благовоние пред Богом. Мы имеем чистоту наших помышлений, которые в эти дни должны быть направлены ко Христу и они должны быть символом того золота, которое принесли волхвы. Ну и самое важное, мы должны помнить о том, что Христос пришел не для того, чтобы жить и наслаждаться жизнью, как каждый из нас, а для того, чтобы умереть за нас на кресте. И это символизирует смирна, то благовонное масло, которым умащивали тело усопшего человека. То есть Христос пришел для того, чтобы нам помочь, чтобы сделать то, что своими силами нам сделать невозможно. Поэтому в эти дни, молитва наша, устремленная ко Престолу Божию, должна слагаться из следующих слов: «Господи, прими наши немощи прими нашу слабость, дай нам взамен то, чего мы не имеем. А мы не имеем покаяния, не имеем смирения, не имеем любви, о которой Ты говорил в своем святом послании для нас, в Святом Евангелии».

Еще, Рождество хронологически совпадает с Новолетием. В новый год мы всегда вспоминаем о прожитом и составляем планы на будущее. Это связано с тем, что человек, все-таки, как бы то ни было, вечное существо. Вот, он родился и в его сознании нет такого, что он когда-то умрет. Это свидетельство того, что изначально люди были бессмертны. Слово «календарь» переводится с латыни на наш язык как «книга долгов», то есть книга, в которую записаны все долги человечества. У нас есть какие-то свои грехи, а по-славянски это и есть – долги: «…и остави нам долги наша», то есть оставь нам грехи наши. В канун нового года мы рассуждаем о том, что прошел год, и ничего не достигнуто, и все плохо, и в духовной жизни мы находимся в застое. Мы просим прощения. Но мы надеемся, что в будущем все исправится, что Господь даст нам еще какое-то время. Вы подумайте, ведь время – это дар. Мы его не заслужили. Может быть, завтра наступит конец света, а может быть, сегодня. ..Никто не знает. Но вот нам Господь дает это время, как самый главный дар, который вообще только существует в нашей жизни. И мы должны это время использовать таким образом, чтобы принести пользу своей душе. Не Богу, не кому-то, а именно себе, служа другому, отдавая часть своего времени, сердца, труда, и так далее. И вот, в этом весь христианин. Если это все у нас есть, то считайте, что христианская жизнь состоялась. Но этого нет. И мы просим, чтобы Господь дал нам в предстоящем году свершить то, что не удалось сделать в году предыдущем. По этому поводу вспоминаются строчки одного замечательного поэта, который сказал следующее:

«Твой Новый Год по темно-синей

волне средь моря городского

плывет в тоске необъяснимой,

как будто жизнь начнется снова,

как будто будет свет и слава,

удачный день и вдоволь хлеба,

как будто жизнь качнется вправо,

качнувшись влево»

 

Я хочу вам пожелать, чтобы наступающий год дал вам и нам вдохновение к творению добрых дел, думанью добрых мыслей и произношению добрых слов. Аминь.

Поздравляю всех с Рождеством Христовым. Причастников поздравляю с причастием Святых Христовы Таин, желаю, чтобы они послужили нам во исцеление души и тела.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 11 января 2015г.


Назад к списку