Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 25.01.2015г. Нам надлежит исполнить всякую правду
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 25.01.2015г. Нам надлежит исполнить всякую правду

От Матфея Святое благовествование, глава 3 (13-17).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Воскресение, следующее по празднику Богоявления, предлагает нашему вниманию небольшой евангельский отрывок о том, как Господь вышел на проповедь, чтобы призвать к себе весь человеческий род. Мы видим Христа, пришедшего на Иордан, для того, чтобы исполнить всякую правду. Он так и сказал Крестителю Иоанну: «Надлежит нам исполнить всякую правду». В чем эта правда заключалась? По единогласному мнению святых отцов, она заключалась в том, что исполнились обетования, данные человеческому роду еще во времена Адама, когда Господь сказал: «Придет время, и семя жены сотрет главу змия». Вот такое, туманное, непонятное предсказание было дано Самим Господом первым людям. И они ждали и гадали, и думали, что это исполнится очень скоро. Что, наверное, речь идет о детях Адама и Евы. Но, жизнь показала, что в потомстве Адама и Евы грех еще больше нашел свое развитие, еще больше умножилось зло, ненависть, братоубийственная рознь. Пролилась кровь праведного Авеля, согрешил его брат Каин, который стал родоначальником целого поколения злых людей, людей, творивших беззаконие, восставших против Господа, ожесточившихся в сердце своем, людей, которые решили жить вообще без Бога, без веры, без надежды на спасение, жить, порождая свою замкнутую цивилизацию, выживая там своими силами, выживать не на основе любви, для чего Бог и создал человека, а на основе ненависти, вражды, стремления завладеть чужим, покорить другого человека своей властью. Вот это - начало зла.

Господь говорит Иоанну Предтече: «Нам надлежит исполнить всякую правду». Вот она, правда, что, несмотря на то, что зло разлилось рекой, что уже, казалось бы, нет возможности человеческими силами все его преодолеть, правда торжествует. Она заключается в том, что Любовь пришла в мир, но не как какое-то эмоциональное чувство, как отвлеченное понятие, а Любовь, воплощенная в лице Богочеловека Христа. Вот это и есть правда. Это и есть то, ради чего должны жить и отдавать свои жизни люди. По этому поводу хотелось бы предложить вашему вниманию небольшое стихотворение, одного современного автора о том, что же собой представляет эта правда.

Это правда - то, что у нас внутри,
Мы приходим к ней, и она нам рада.
К ней ведут разбитые фонари,
А вокруг неё высока ограда.

Интересно, что это за цари
Утаили правду от нас в чертоге?
А ещё какие-то дикари
Перебили лампочки вдоль дороги...

Это наши страхи убрали свет,
Потому что правда бывает страшной.
Это наши души сошли на нет
И укрыли правду в бездушной башне.

Повтори, пожалуйста, повтори.
Повтори для нас, если это правда.
Это правда – это то, что у нас внутри.
Мы приходим к ней, и она нам рада.

Мы приходим к ней, как слепцы во тьме,
Нарушая злые законы эго.
Так смешно за правду сидеть в тюрьме,
Потому что всё состоит из ЛЕГО.

А ведь раньше мыльные пузыри
Мы пускали в небо из подворотни.
Это правда - то, что у нас внутри,
Остальное, внешнее, скоро лопнет!

Мы умрём? Конечно же, мы умрём,
Только наша правда не умирает.
Потому она и глядит с добром,
Потому она и зовётся раем.

Повтори, пожалуйста, повтори.
Повтори для нас, если это правда.
Это правда - то, что у нас внутри.
Мы приходим к ней, и она нам рада.

Вот это небольшое стихотворение очень внятно доносит до нашего сведения, что Бог заложил эту правду внутри каждого человека и он стремиться к ней как к высшей справедливости, как к высшей истине, если хотите, как к Самому Господу Богу, потому что Бог и есть та высшая правда, которая живет в этом мире и которой мы должны отдавать свою душу.

И вот, в диалоге, который произошел во время Крещения, Господь указывает именно на эту высшую правду, которая нетленна, и которую можно заключить в нескольких словах, это и есть любовь.

И вот мы видим, что Христос пришел к своим людям и возвестил эту правду. В каких словах? Он сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Вот это Царство Правды, Царство Небесное, возвещенное Христом, продолжает ту же мысль, которую начал Иоанн Предтеча. Потому что если вы пролистнете несколько евангельских страниц назад, то вы увидите, что Предтеча, когда пришел на Иордан, тоже начал с этих слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», оно уже пришло. Господь углубляет эту мысль, Он говорит о том, что, конечно же, Предтеча великий пророк, конечно, он человек, который преодолел в себе все человеческое, который из человека сделался просто голосом, звучащим и зовущим ко Христу, но дать это Царство он не в силах, открыть его и дать возможность к нему прикоснуться может только Бог. И вот этот Бог пришел. Вот Он говорит об этом, Он говорит о том, что в Царство Небесное ведет дорога, и этим путем можно пройти. Но пройти не в одиночку, а пройти, держась за руку Самого Господа Иисуса Христа, Который Богочеловек. Бог, Который причастен нашей человеческой жизни. Поэтому Господь и говорит потом уже в Нагорной проповеди, что, «не думайте, вы, что прямо и спокойно пройдете вы по этой дороге в Рай. Она будет чревата опасностями, различными невзгодами, трудностями, лишениями, и, в конце концов, может быть даже и вашей смертью здесь на земле. Но если вы будете верить в то, что Я смогу вас провести по этому пути, держитесь крепче за руку». И, действительно, так оно и происходит в нашей христианской жизни. Никогда еще легко Царство Небесное никому не давалось. Господь сказал: «Оно силою нудится. И те, которые прикладывают усилия, восхищают его».

Мы говорим о том, что путь в Небесное Царствие, то есть в Рай, идет через лишения. Действительно. И не нужно их бояться. Очень часто человек и прибегает к молитве, только потому, что опасается скорбей, напастей, опасается всего того, что сопутствует нашей временной жизни, здесь на земле, и просит, «чтобы все было хорошо». И мы верим и надеемся, что все должно быть в нашей жизни хорошо. Но Господь вдруг говорит, что без скорбей мы не войдем в Царство Небесное. Как это все соединить? А не нужно бояться скорбей. Если чего и нужно бояться, так это только греха. Нужно бояться дьявола, нужно бояться, оскорбить Господа Бога и Его любовь к нам. А лишений и скорбей бояться нельзя. Мы должны воспринимать их как возможность угодить Богу, как возможность быть равным Ему, потому что, вспомните, Христос не пришел в этот мир для того, чтобы наслаждаться его радостями, а для того, чтобы путем скорбей и болезней исцелить человеческий род. И люди тоже должны это знать и помнить, и принимать эти скорби как целительное лекарство, как операцию, если хотите, которую делает над нами доктор. Мы после нее очень сильно мучаемся и страдаем, но, в конце концов, приходит выздоровление, и это тоже очень важно.

Когда мы терпим лишения и скорби, надо благодарить Бога. Почему? Во-первых, потому, что в этих лишениях и скорбях для нас вдруг проявляется важная истина, что мы живем не для того, чтобы получить какую-то пользу, если хотите, выгоду в этой жизни, нет. Мы живем для Бога. И Бог является главной ценностью в нашей жизни. И мы понимаем, что все в этом мире тленно, подвержено смерти, а Бог Один нетленен. Поэтому стремиться нужно только к Нему, только Он один достоин того, чтобы человек жил ради Него, потому что Он открывает нам Вечность. Во-вторых, мы должны сделать над собой усилие и понять, для чего эти скорби постигают нас. Ведь они могут быть по разным причинам: по нашей греховности, или как испытание нашей веры, или как еще одна возможность, данная нам для того, чтобы мы сделались чище, подобно тому, как золото, в огне перегорая, очищается от всяких ненужных примесей, так и человеческое естество. И в третьих, и это тоже очень важно, мы должны смотреть не на то, чего мы лишаемся в результате этих искушений, мы должны смотреть на то, что нам дано Богом как дар. Все мы имеем какие-то дары от Бога и вот эти дарами нужно жить. Какой-то, хотя бы один талант, есть у каждого из нас. И вот эти таланты, эти дары нужно умножать, нужно в этом трудиться. Если это духовный талант – прекрасно, если это талант какого-то мастерства или ремесла, это еще лучше. И человек должен на этом сосредоточить свое внимание. И тогда происходит то, о чем говорит нам Христос, что «Царство Небесное внутрь вас есть», не нужно его где-то искать вне, вот оно рождается в вашем сердце. И эти тонкости, тоже есть тайны нашей духовной жизни.

В заключении хотелось бы привести пример очень интересный, который меня всегда в какой-то степени воодушевляет и дает силы для того, чтобы преодолеть скорби. Когда-то Антоний Великий – первый монах в этом мире, который жил в Египетской пустыне, в конце своей жизни, умирал в  окружении учеников. Их было множество, сотня, а может быть тысяча, множество людей считали себя его учениками. Он ведь начал подвижническую жизнь в юности, а закончил в 105 лет. И конечно, за эту долгую жизнь к нему в пустыню приходило великое множество людей, которые там и оставались. И вот, они знали, что он беседует с Богом. Они его обступили в конце жизни и спросили: «А какой Бог? Как Он выглядит?» Они, наверное, думали, что Антоний Великий будет описывать Бога нашими слабыми человеческим фразами, но он им ответил: «Что вам сказать братья? Вот, я утром встаю и слышу пение птиц, я поднимаюсь на гору, подставляю свое лицо ветру и чувствую его легкое дыхание, и вот, я вижу Бога. Я Его не вижу телесными очами, но я Его слышу ушами, я Его чувствую своим лицом и я с Ним говорю, и Он говорит со мной. И это все, что я могу вам сказать». И, действительно, только чистый сердцем человек может так описать. Он не был в прелести, понятно, он был великим святым, и он дал людям возможность еще раз осознать, что Бога не нужно где-то искать. Если сердце твое как орган звучит во славу Божию, то ты можешь Бога встретить всегда. И не только утром на рассвете, а везде, когда бы ты к нему не обратился.

Поздравляю всех с Праздником, причастников с причастием Святых Христовых Таин, желаю, чтобы они послужили нам во исцеление души и тела.

Именинниц поздравляю с праздником - днем святой мученицы Татианы, которая в Риме пострадала. Она была невинной и решила всю свою жизнь посвятить служению Богу. Но Господь решил иначе. И вот, мы опять говорим о лишениях, вот этот ее путь, который сделал из нее мученицу, сопричастницу христианской жизни. Почему она не предала Христа, почему не отреклась? Потому что любила Бога и понимала, что Рай, о котором мы говорим, это не те наслаждения, которые нас ждут, а это близость ко Христу. И, если бы она отреклась от Него, то была бы далека. А она хотела быть рядом, поэтому сохранила веру и верность.

Поздравляю с праздником и желаю, чтобы Господь нас всех помиловал, простил и сохранил на всех путях нашей жизни. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 25 января 2015г.


Назад к списку