Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 15.03.2015г. Крестопоклонная неделя
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Воскресенье 15.03.2015г. Крестопоклонная неделя

От Марка Святое благовествование, глава 8 (34-38), глава 9 (1).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Крестопоклонная неделя, которую сегодня Церковь предлагает нашему вниманию, говорит в Евангельских чтениях о том важном и ответственном, что составляет путь христианина. Господь говорит: «Если кто не отвергнется себя, не возьмет крест и не последует за Мной, тот недостоин Меня». Слова одновременно и страшные и радостные, потому что идти вслед за Богом для человека, наверное, является самым большим счастьем в жизни. Правда, не каждый это понимает, но это так. Потому, что там, где Бог, там Рай. Там, где Христос, там духовное и телесное здравие. Там, где Господь, там защита, помощь, покров, там нескончаемая радость, где Бог, там все возможные дары, и небесные и земные. Поэтому, жить с Богом, общаться с Ним, быть близ Него, - самое драгоценное, что может быть в человеческой жизни. И ответственное, потому что мы знаем, что такое крест. Тот крест, о котором говорит Господь в Евангелии, это не отвлеченное понятие, это не какая-то идеологическая или философская мысль, идея, нет. Это то, о чем мы читаем в тех Евангелиях, которые называются Страстными.

Что такое страсти? Страдания, немилосердное попрание всего человеческого, что было во Христе, - это и есть крест. Издевательства, оплевания и заушения, избиение плетью, сдирание кожи, и самое страшное – богооставленность -  вот это и есть крест. По своему человечеству Иисус Христос не хотел этой смерти. И мы видим, когда Он молился Своему Отцу, и нашему, в Гефсиманском саду, Его молитва была такой сильной, что пот на Его челе выступил вместе с кровью. Вот, насколько не хотел Господь страдать и умереть. И по человечеству это понятно, никто из нас не хочет умирать. Все хотят жить, все хотят радоваться, все хотят наслаждаться. Но, христианство говорит о таких странных вещах, и страшных одновременно, что если бы мы честно относились к своей жизни, мы бы никогда не стали христианами. Или, наоборот, стали ими, но в той мере, в которой Господь призывает нас, исполняя эту заповедь, «отвергнуться самого себя», и только тогда можно следовать за Господом. Это, действительно, в какой-то мере и упрек каждому из нас. Потому что еще мы не умеем нести своего креста. И за примерами далеко ходить не нужно. Вспомним, что произошло в жизни Господа, в Его последние дни. Апостол Петр клялся и говорил, что он никогда не оставит Господа. И Христос, видя его упоение и прелесть, сказал ему: «Сегодня ты трижды от Меня отречешься, даже еще петух не пропоет». И это так просто было сказано, что Петр даже не понял вначале, в чем дело. А потом, когда крест подступил к самому его горлу, вот тогда он понял, как это важно и ответственно дорожить своей жизнью и уметь ее отдавать за любимого человека, и не смог этого сделать. А потом, это стало причиной того, что всякий раз, когда он слышал пение петуха, на его глаза наворачивались слезы, потому что он вспоминал о своем предательстве. Также и все ученики, которые окружали Христа, испугались. И только единицы следовали за Господом. О чем это говорит для нас? Это говорит о том, что христианство – религия, как и все прочие, но в отличие от прочих, христианство говорит о какой-то очень важной и страшной вещи. Оно не обещает нам никакого блаженства здесь, оно все полностью устремлено в другой мир, в мир, который пока сокрыт для нас, но является таким же реальным, как и наш нынешний. Увидеть этот мир, понять его здесь, почувствовать его и начинать пробиваться к нему уже сейчас, - задача христианина. И, наверное, мы никак не можем с этим согласиться. Любой человек, наверное, не может сказать: «Да» тому, что христианство предлагает нам: вместо радости страдания, вместо счастья обездоленность, вместо наслаждений постоянные утеснения и гонения. Но, если мы углубимся в себя и вокруг себя посмотрим, то поймем, что это так. И я вам расскажу одну небольшую историю, которая произошла в моей жизни.

Сегодня, который уже раз мы читаем это Евангелие, забываем, и опять читаем, потому Церковь с такой вот методичной последовательностью нам каждый год говорит: «Вот, читайте, одно и то же, читайте и опять размышляйте. Наверное, за год вы выросли, а, может быть, нет ?». И вот я читаю, и не могу согласиться сердцем, нет, говорю я себе, не может Господь, который любит нас, Своих детей, предлагать нам одни только страдания для нашего спасения. Но вот дохожу до того места, которым сегодняшнее Евангелие оканчивается, а там такие слова: «Истинно говорю вам, стоят между вами те, которые, еще не вкусив смерти, (то есть, еще не перейдя в тот вечный мир, где несть болезнь и печаль) уже здесь увидят Царство Небесное». И вот такой пример. Женщина заболела раком. Была совершенно неверующая. Лежала прикованная к постели, но, слава Богу, что было какое-то время. И вот она начала читать. В начале она прочитала Евангелие, кое-что поняла, а кое-что нет. А я ходил ее причащать, наверное, раз в месяц, потому что ей сказали, что если она будет причащаться почаще, то она исцелится (опять же, вот она религия). Ведь здесь ход мысли такой: нужно поставить какую –то особенную свечку, чтобы она точно подействовала, или нужно написать такую записку, чтобы она помогла, или как-то крикнуть Богу в ухо, чтобы Он услышал и непременно дал, вот это и есть - религия. Христианство к этому не имеет никакого отношения. Вот она, эта женщина, лежит и ждет, когда же это чудо совершится. Священник исповедует, причащает, уходит. Но я вижу, что с человеком что-то происходит. Потому что если вначале она хотела что-то получить, то потом, через год, она уже стала волноваться и понимать, что она не успела в своей жизни что-то отдать. И она уже вот эти последние силы, которые у нее остались, прилагает к тому, чтобы успеть что-то отдать, и таяла, как тает свеча. Она понимает, что может отдать деньги какие-то, но вот сердце, оно еще очень неверное, очень лукавое, очень глупое это сердце, но хочется исполнить перед Богом всё до конца, и я вижу, что для нее открылась эта тайна. То есть, о чем идет речь? О том, что человек вот уже сейчас через крест, через страдания, через боль начинает понимать, что есть Царство Небесное. И она мне, в конце концов, сказала, что если бы она не заболела, то, наверное, Господь ее бы не коснулся. Если бы она не пострадала в своей жизни, то она ничего бы этого не знала и жила бы своей бестолковой, глупой жизнью, и вошла бы в этот мир Божий, в это Царство, в эту красоту, в эту любовь опустошенной и чужой. Вот о чем сегодняшнее воскресенье. Оно с виду только такое, говорящее казалось бы, только о  том, что нужно прийти, поклониться, поцеловать крест, сказать себе, что я – христианин, сказать другим, что я сегодня причастился. Но на самом деле тайна креста в том и заключается, что страдания не могут быть изъяты из нашей жизни и могут быть, наверное, самым главным условием нашего спасения. Они ведь незаметны, они в нашей жизни как бы случайны. Они могут заключаться в чем? Да в чем угодно. Например, пьющий муж у непьющей жены, которая уже устала его донимать и скандалить, и ругать, но она его несет, как несет Христос свой крест, потому что если бросить его, то он еще хуже будет себя чувствовать, а нести его тяжело, но это необходимо. И вот, во имя Христа эта несчастная женщина несет свой крест, и это тоже страдание и сопряженное с ним спасение. И, наверное, это будет в какой-то степени тем действительно добрым делом, которое откроет ей Царство Небесное. Вот из таких вот простых вещей состоит то понимание креста, которое предлагает нам наша Святая Церковь. Да будут и в нашей жизни те возможные для нас страдания. Я понимаю, что не каждый может вынести то, что вынес Господь наш Иисус Христос, но каждый в состоянии исполнить Его заповедь. Поэтому вместе с Богом мы будем стараться это сделать и не бежать от своего креста, а стремиться к нему, любить Бога так, как у нас хватает на это сил и исполнять Его святую волю. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 15 марта 2015г.


Назад к списку