Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 29.03.2015г. Святой преподобной Марии Египетской
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 29.03.2015г. Святой преподобной Марии Египетской

От Марка Святое благовествование, глава 10 (32-45).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день посвящен памяти одной из величайших подвижниц рода человеческого преподобной матери нашей Марии Египетской. Церковь выделила ее подвиг из числа подвигов большого количества иноков и инокинь, которые подвизались по всей вселенной. Именно на нее мы обращаем внимание в ответственные дни Великого поста, когда уже пора подводить его итоги. Пришло время произнести суд над самими собой, достойно ли мы провели эти дни, приблизились ли мы к Богу, или наоборот, пост вскрыл, насколько страшна наша богооставленность, насколько тяжела наша человеческая участь. И во всех этих духовных тонкостях нам призвана помочь святая преподобная Мария Египетская.

Мы читали на этой неделе Великий Канон Андрея Критского, в котором ей посвящены несколько строк, достаточно много для того, чтобы представить себе, насколько ее подвиг был тяжелым испытанием человеческой души. Души преподобной Марии Египетской, которую она оценила в очах Божиих и посчитала, что выше дара спасения нет ничего в этом мире. И она оставила все, что имела, все свои привязанности, все свои мнимые богатства: красоту и успех у мужчин и ушла в пустыню, где на протяжении длительного времени подвизалась и достигла спасения.

Мы бы ничего не узнали о ее подвиге, если бы не один инок, который волею Божией был послан для того, чтобы встретиться с ней, для того, чтобы узнать от нее, как же бывает в христианской жизни, пусть в VII веке, может быть и в нашем веке, наверняка, такие люди тоже есть, о которых мы не знаем, но иногда, по промыслу Божию, Господь дает нам об этом знать. И вот он описал это житие, сообщил патриарху, который переложил это все в слова, и жизнеописание читается теперь в церкви каждый раз и из года в год, именно в этот день,  в четверг пятой недели Великого поста. Читаем мы, размышляем и понимаем, что, конечно, по своим делам, по внутренней нашей духовной христианской жизни, мы не соответствуем тому образу жизни, который предлагает нам Церковь в лице преподобной Марии Египетской. И, тем не менее, задаемся вопросом: «Ну неужели, Господи, мы все погибнем, если не живем так, как жила святая Мария Египетская?» Святитель Иоанн Златоуст на эту тему тоже размышлял. К нему подходили люди и тоже у него спрашивали (кстати, сам святитель хотел быть монахом, но расстроенное здоровье не позволило ему это сделать, хотя он пытался и в течение пяти лет жил в пещере, в пустыне). И вот он отвечает в одном из своих наставлений о жизни монашеской, он говорит: «Не думайте, что вы, которые бы оставили мир и ушли в пустыню непременно бы в ней спаслись. И пускай не думают монахи, которые живут в уединении, что само уединение даст им спасение, нет. Господь знает, где спасти своих праведников. Одни живут в миру и спасаются, а рядом с ними живут, тоже в миру, и погибают. Также бывает и среди иноков. А в чем же главное?», - пишет святитель. Он говорит: «Главное в том, насколько человек может поступиться своей привязанностью, своей греховной привычной ради Господа. Сможет ли он переступить через свою привычку, через злой навык, навык ко греху, для того чтобы достичь спасения, чтобы быть с Богом». Ведь это не абстрактное какое-то слово «спасение души», за этим словом стоит реальность, человек живет с Богом. Он с Ним общается, он доверяет Ему каждую свою мысль, он пытается познать волю Божию в своей жизни. Он обращается к Нему и беседует с Ним так, как мы беседуем друг с другом. Человек, стремящийся к спасению, прямо обращается к Богу, как к живому существу и говорит: «Господи», и дальше задает свой вопрос, или советуется, или просит помочь, или благодарит Его за те или иные события, которые происходят в его жизни.

Этот путь христианской жизни и был обозначен Марией Египетской как высочайший путь самоотречения. Она в кратких словах иноку Зосиме описала, то, что с ней происходило в пустыне, что не только холод или жара, терзали ее тело, но и демоны терзали ее душу. Они всеивали в ее сердце сомнения, внушали страхи, от которых, казалось, хотелось умереть тот же час. Но только благодать любви Божией хранила ее, давала ей надежду на то, что эти страхи, эти страдания будут ослаблены и Господь пошлет свою Благодать. Да, так и в жизни христианина. Нам часто кажется, что Бога нет, потому что столько зла в этом мире. Но на самом деле, это испытание нашей веры, мы должны перейти через это, как переходят сквозь Чермное море богоизбранный народ. Мы должны верой побеждать эти сомнения, и спасительной надеждой утверждаться в той мысли, что Господь, если Он Отец и любящий Творец Своего творения, Он никогда не предаст его, Он будет ждать до последней минуты. И вот тогда, в тот момент, когда вера будет уже окончательно умирать, когда иссякнут все человеческие силы, Он пошлет Свою помощь.  И так всегда бывает, и так было в жизни святой Марии Египетской, так бывает в жизни любого верующего человека. Пускай же этот пример нас вдохновит, наставит, утвердит нас в вере, поможет нам на пути не только Великого поста, но и всей нашей христианской жизни.

С Праздником поздравляю, дорогие братья и сестры. Желаю помощи Божией, и теперь, когда осталась уже всего одна неделя до Страстной седмицы, успеть сделать то доброе, что мы наметили, приблизиться к Богу, душей, телом, мыслью, помышлением, всей своей крепостью, как сказал Господь. Пускай Господь нас утвердит и поможет.

Хотелось бы еще, чтобы мы задумались над сегодняшним Евангелием, и пускай это будет самостоятельной работой для вас, как христиан. Там есть очень важные строки, когда два апостола подходят и после того, как Господь им рассказал о том, что «вот приблизилось время, и Я буду вынужден умереть, Я буду предан в руки грешников и они Меня убьют, и в третий день Я воскресну», и все, больше Он ничего не сказал. И вот, два апостола сказали: «Ну ладно, хорошо, но Ты, может быть, когда будешь в Своей славе, уже после всего этого, после Воскресения, дай нам сесть справа и слева». И Господь им сказал очень важные слова, подумайте над ними. Он сказал: «Можете ли вы пить чашу, которую Я пью, или креститься огнем, которым Я буду креститься?» И они сказали: «Будем, можем». И Он отвечает: «Истинно говорю вам, будете, сможете. А вот, исполнить вашу просьбу не в Моей власти. Не Мне дано, а свыше». Иоанн Златоуст пишет, что есть некоторые вещи, которым Бог не подвластен. Одна из таких вещей – человеческая свобода. Бог не во власти над свободой человека. В Его силах только направить человека, а выбор уже не за Ним. Потому что иначе, если бы человек был механизмом, то он перестал бы быть человеком. Вот об этом и идет речь в этом Евангелии. То есть мы можем в молитвах обращаться к Господу и просить о спасении, но решающее слово не за Господом, в высшем смысле, а в том, как повернется наша душа. Был такой пример из Древнего Патерика. Когда умер святой Макарий Великий, его душа ангелами возносилась в Рай. И вот он летел и думал о том что скоро минует врата Рая, а бесы вокруг него летели и кричали: «Ну вот, ты спасешься, вот, ты сейчас в Рай попадешь», и он мысленно подумал: «Да, я уже праведник». И тут у него произошла задержка. Душа его повисла в воздухе без движения. Если бы не братия монастыря, которые в это время молились о его душе, то демоны таки бы и задержали его. О чем идет речь? Да, человек праведной жизни, да душа уже после смерти несется в Рай, но даже и при этом при всем свобода человека сохраняется, он может упасть в прелесть, может заблудиться и навредить себе. А может и поступить по-другому. Поэтому «сесть одесную или ошуюю» Христа зависит в какой-то степени от Богочеловеческой синергии, то есть, Бог действует, человек содействует. Вот тема к нашему размышлению. И самое главное, о чем еще говорит сегодняшнее Евангелие,  о том, что Господь не обещает нам радостей и благоденствия, Он говорит о лишениях, страданиях, скорбях, но за ними открывается реальность Вечной жизни. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 29 марта 2015г.


Назад к списку