Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 31.05.2015г. День Святой Троицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 31.05.2015г. День Святой Троицы

Деяния святых апостолов, глава 2 (1-11).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

День Святой Пятидесятницы – важный день в жизни православного человека. Это не просто событие в истории Церкви, этот день касается нашего вечного бытия, того ради чего мы живем во времени, того, что ждет нас впереди. Это то, что с нами, людьми, уже произошло, но раскроется с еще большей силой, - это явление Бога в человеческой душе.

Мы говорим, что сегодня Праздник Святой Троицы. Но если мы раскроем богослужебные книги, мы нигде этих слов не найдем. Согласно нашей богослужебной практике, нет такого праздника. Там, в книгах, написано: День Святой Пятидесятницы, то есть день, когда Дух Святой сошел на учеников и почил на каждом из них. Еще сказано: «неделя осьмая по Воскресении Христовом», и все. Но мы знаем, что в этот день во всей полноте своей Бог явился среди людей, Он освятил нас, Он дал почувствовать Свое присутствие. И это Его присутствие среди нас должно нас воодушевить. Не случайно это слово, «воодушевить», очень многие эксплуатируют и говорят о некоем вселении частицы вечности во временное бытие. Например, поэт, получив большое воодушевление, может сочинить произведение искусства, которое на протяжении многих веков будет трогать сердца разных людей, они будут читать и восхищаться и переживать целую гамму эстетических впечатлений. Любой деятель искусства может быть приобщен к этому. Мы называем это воодушевлением. Но если мы внимательно прочитаем отрывок из книги «Деяния святых апостолов», мы увидим, что апостол Петр тоже получил это воодушевление, но оно было настолько разительным, настолько страшным, что после его проповеди немедленно уверовали и крестились три тысячи человек. То есть, о чем идет речь? Неученый рыбак, человек, который, пожалуй, и двух слов не мог связать, вдруг стал говорить на неизвестных ему языках, но известных Богу, и через это привел людей ко Христу. То есть он не просто их удивил, потому, что они не знали, что он неученый рыбак. Воздействие его слов была такова, что они сумели почти мгновенно сообщить людям дар веры. Вот, что делает Господь среди нас, вот какова Его работа, если только мы раскрыты для действия Благодати Святого Духа.

Еще мы сегодня говорим о том, что в этот день была основана Церковь Христова. Да, действительно, Церковь по обетованию Господа нашего Иисуса Христа была учреждена тогда, когда Дух Святой сошел на апостолов. Они были с Христом, они знали Христа, но это еще не все. Перед тем как вознестись на Небо, даже еще перед своими крестными страданиями, Он говорил ученикам: «Мне нужно от вас уйти. Я вижу, как смутилось ваше сердце, как вы печалитесь, при этих словах, но, если Я не уйду, знайте, что Дух Святой, Уте́шитель, не придет к вам». И вот эти слова очень важны для нас. Они важны нам прежде всего, в силу того, что Господь, - это единое наше утешение. Иногда, мы слышим упреки от людей, которые говорят, что Церковь – это опиум народу, и подобно опиуму она пытается подменить реальность какой-то квази-реальностью. Церковь дает утешение, но это утешение призрачное, это утешение временное, которое не снимает проблему зла в мире. И только борьба за права, борьба за свое человеческое достоинство, как говорят они, могут принести людям истинное счастье. На самом деле это великая ложь и большое заблуждение. И люди, особенно те, которые пережили советский плен в Церкви, знают, что это значит, когда духовные ценности унижаются, а мир превращается в один большой концлагерь, где есть указатели, согласно которым нужно действовать, и ни более того. Душа, с ее высокими надмирными запросами, остается в пренебрежении и гибнет, как та птица, у которой подрезали крылья. Мы, христиане, не стыдимся того, что Бог, - наш Утешитель. Он, действительно нас утешает. Он утешает нас, прежде всего в том, что мы, чувствуя свою греховность, имеем надежду. И это очень важно для нас иметь надежду, утопая по горло в своих собственных нечистотах, потому что если этого нет, то тогда нет и смысла для того, чтобы двигаться дальше. Но если мы знаем, что Господь нас принимает как блудницу, как мытаря, как разбойника, то мы можем рассчитывать на Его милосердие и трудиться в этом отношении, сбрасывая с себя греховное ярмо, и идти дальше по жизни. И в этом наше утешение. Утешение еще и в том, что мы знаем, что Бог нас любит, и это тоже очень важно. Бог, – не бездушное существо, которое рубит как гильотина, как топор, как закон. Закон ведь бесстрастен, мы не можем к нему обратиться и попросить о помиловании, потому что если закон перестаёт действовать, наступает беззаконие. Но Бог не есть закон. Бог, - это живое существо, это личность. И, обращаясь к этой личности, мы рассчитываем и знаем, что Бог есть Любовь, и Он видит наше сердце и нашу душу, и понимает, насколько трудно каждому человеку бороться со своими грехами, и помогает нам. Поэтому Утешитель и в этом смысле действует. Ну и конечно, наш Утешитель, - Дух Святый, помогает нам совершать наши молитвы. Молитву творить очень сложно. Каждый из нас знает, какая это большая работа, и она сразу не идет. Вернее, она идет у новоначальных с радостью и веселием, но проходит год, а может меньше, а может быть, и больше, и мы видим, как трудно совершается эта молитва, как нам приходится это делать буквально из-под палки, заставляя себя выделить время, для прочтения молитв. Но ведь без молитвы нет религии, без молитвы нет веры, нет общения с Богом. Если нет молитвы, нивелируется вся духовная жизнь. Поэтому мы просим Утешителя, чтобы Он Сам пришел, чтобы нас вдохновил на эти молитвы. Чтобы не просто мы их отчитали как молитвенное правило, как молитвенный труд, а чтоб они были услышаны и чтобы мы услышали ответ Божий. И вот в этом тоже проявляется действие Утешителя Духа Святаго. Таким образом, мы видим, как Святая Троица направляет нас.

В свое время, когда формировался иконографический канон, великие творцы, апостолы: апостол Лука, его последователи, создали зримый образ Бога. И вот этот образ, являющий нам Святую Троицу, который вы хорошо знаете, изображающий Святую Троицу в виде трех Ангелов, это действительно, гениальное произведение изобразительного искусства. Но в России оно получило еще более глубокое осмысление. Если в Византии этот образ -  икона события, - это жертвоприношение тельца, гостеприимство Авраама и одновременно предвечный совет Бога Отца, Сына и Святого Духа, бывший прежде творения мира. То на Руси Андрей Рублев создал проникновенный образ, который говорит о том, что Святая Троица и есть Жертвенная Чаша. Бог есть Жертва, Бог не просто в жертвенной чаше присутствует, где мы видим изображение головы телицы, а Сам Он и есть жертва. Если мы проведем мысленным взором по внутренним очертаниям сидящих ангелов, по плечам, опустим его вниз, к трапезе, проведем вверх и сомкнём у их склонённых глав, то увидим контуры чаши. О чем это говорит? О том, что Сама Троица есть Жертва. Но кому эта жертва приносится, неужели, Самой Себе? Окажется, ответ совершенно очевиден, - людям. То есть Бог настолько любит человека, что не только Иисус Христос, но и все Три Лица нашего Бога участвуют в деле спасения человеческого рода. И это очень важная мысль. Ведь Богословие рождается не сразу, оно возникает в процессе того, как человек думает о своей жизни, о смерти, о вечности и о Боге. И вот тогда возникает Богословие. И здесь, на иконе, мы видим, как оно является нам в зрительных образах.

Житие преподобного Андрея Рублева описано в Волоколамском Патерике и описано рукой самого Иосифа Волоцкого. И вот он там повествует об очень интересном моменте, когда Андрей  сотоварищи закончили роспись Кремлевского храма в Москве. И вот он говорит, они сидели внизу на скамьях и смотрели на иконы. Но это была молитва, пишет Иосиф. Они молчали, но их взор был безмолвной молитвой. И вот, наверное, Богу угодно чтобы мы тоже достигли такого же состояния, чтобы мы, воодушевившись Духом Святым, творили добро и молчали. И дай Бог, чтобы в нашей жизни этот идеал воплотился. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 31 мая 2015г.


Назад к списку