Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 28.06.2015г. Вера сотника
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 28.06.2015г. Вера сотника

От Матфея Святое благовествование, глава 8 (5-13).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы читали небольшой отрывок, который повествует нам о вере римского сотника. У него заболел слуга и был при смерти. Услышав, что есть некий Чудотворец, который помогает людям и исцеляет тяжелые болезни, болезни детства, возвращает зрение слепым, или, как говорит нам Евангелие: «хромые ходят, глухие слышат, мертвые воскресают». Он узнал об этом и понял, что это последний и единственный шанс для того, чтобы помочь умирающему. И вот, пока этот слуга лежал на одре в доме господина, сотник пришел и говорит Христу: «Господи, слуга мой очень страдает, помолись о нем, пусть он исцелится от своей болезни». И Господь сказал: «Я сейчас приду и исцелю». А этот человек от неожиданности стал отказываться, говоря: «Я не достоин, чтобы Ты зашел под своды моего дома, потому что я очень грешный человек, я имею под своим началом рабов и подчиненных, и, не взирая на их желание, их состояние, я им даю приказы, а они исполняют. И я уже чувствую свою вину, но ничего не могу поделать». И Господь, воззрев на него, сказал: «Да, Я и среди своих единоплеменников, израильского народа, не находил такой веры, как вижу в этом иноплеменнике, в этом римлянине, который показал образец того, как нужно относиться к Господу, к Его милости, к Его любви». Нужно быть настолько чутким сердцем человеком, чтобы понять, что для того, чтобы Господь зашел под своды моего дома, нужно быть готовым к тому, чтобы принять Его. И потому Христос так и сказал, что среди тех, кто Его окружает, среди тех, к кому Он послан, Он не нашел такой веры. И говорит далее Христос: «Истинно глаголю вам, что придут от востока и запада язычники и возлягут на ложе Авраамовом, а сыны царствия изгнаны будут вон во тьму кромешную». И, после этого, произошло исцеление. Господь помолился и сказал сотнику: «Иди домой, исцелился твой слуга и будет здрав, и ты укрепляйся в вере». И вот, таким образом мы видим и понимаем, что хочет сказать нам Христос. Но прежде чем мы, может быть, поймем это сердцем, мы должны уразуметь, что же такое воин в Древнем Риме.

Исторически сложилось так, что цивилизация, которую создал Ветхий Рим, простиралась по территориям окружающим  Средиземное и Черное моря, и она стала колыбелью нынешней европейской цивилизации и всего христианского мира, в котором мы тоже живем. Собственно говоря, и наша древняя земля, Таврическая, была частью Великой Римской империи. Так вот, основной деятельностью жителей этой цивилизации (или Римской империи) были захватнические войны. Поэтому солдат был не просто каким-то статистом, каким-то эпизодически действующим лицом на этой территории. Солдат был самым главным человеком. Потому Юлий Цезарь когда-то и сказал, что «государство – это закон, под охраной армии. И вот армия в лице своих воинов, присутствовала во всех уголках Римской Империи. А кто такие солдаты?

В то время, когда жил Христос, это были свободные люди, не рабы. И это были не наемники, которых нанимали за плату за границами империи. Это были жители Италии, исключительно итальянцы. Но тогда не было этого слова, это были жители Апеннинского полуострова, которые считались гражданами Рима. Защищать свою родину мог только гражданин. Таким образом, эти люди служили 20-25 лет в армии, после этого они получали земельный надел. Собственно вся их служба заключалась в том, чтобы отслужив получить кусок земли, на котором можно потом вести свое хозяйство. Эти люди, конечно же, любили свою землю и просто землю, на которой они жили. Представьте себе человека, который 20 лет провел в походах, зачастую не имевший семьи, или не видевший своих детей или жену несколько долгих десятилетий. Как правило, это израненный в боях и надломленный походной жизнью мужчина,  и можете понять, как он любит свою землю-кормилицу, которая давала ему возможность остаток дней провести благополучно, вывести в мир потомство и упокоиться на этой земле. Он во многом полагался на помощь своих племенных богов-покровителей.  Древняя религия римлян это не те боги, о которых мы, может быть, официально, по книжкам, знаем, не Юпитер, не Меркурий, не Марс, нет, а это те боги плодородия, которые помогали людям выращивать плоды на земле. Это богиня цветов Флора, это бог яблоневых садов Вертумн и его супруга, богиня плодородия Помона - вот эти древние боги этрусков – большого племени на севере Италии,- которые были приняты в Риме, как свои. Просто во времена императора Августа, когда он создавал единое имперское государство, был необходим единый божественный пантеон и он привлек древнегреческих богов  дав им новые имена. А до Августа были именно те, о которых я говорю. Поэтому римляне, - это огородники, это люди, любящие землю, это люди, которые кропотливо выращивают на ней все возможные фруктовые деревья, овощи, цветы и т. п. Кроме  этого, нужно сказать, что в Древнем Риме знали о так называемых Сивиллиных книгах. Это книги, которые были написаны одной, или несколькими из весталок (пророчиц) по имени Сивилла, что в переводе означает «воля божия». Знаменитая стихотворная «Четвертая эклога» римского поэта Вергилия, говорит о том, что придет время и жизнь людей настолько извратиться, настолько станет невыносимой, что понадобится вторжение извне божественной силы, чтобы людей примирить, чтобы дать им силы, для того, чтобы преодолеть то зло, которое умножилось на земле и начать отсчет нового времени: «Круг последний настал по вещанью пророчицы. Сызнова ныне времен зачинается строй величавый». И, конечно же, каждый римский воин об этом знал. Одним из таких был этот сотник. И когда, он услышал о Христе, все сомнения отпали прочь, он понял, что это именно Тот, о Котором говорила вот эта «неплодящая языческая церковь», пророчество о Котором хранилось в воспоминании его предков исполнилось, и он прибегнул к Его помощи.

Предсказание Христа сбылось. Когда мы читаем о страданиях и подвигах первых мучеников, мы видим, что среди них было великое множество воинов. Я не буду всех перечислять, но о самых ярких из них  могу сказать. Это святой Георгий Победоносец, который стал символом победы добра над злом и святые сорок мучеников, в Севастийском озере умученных. Это всё солдаты, это все воины. И они не единичны в своем числе. Если мы возьмем Святцы, мы увидим, сколько святых воинов, военачальников, тот же святой Феодор Тирон, рекрут, молодой солдат, который стал воином Христовым, наши русские князья – защитники родной земли, наши новые воины-мученики известные и неведомые нам. Почему их так много? Потому что вся их человеческая доблесть и внутреннее благородство хранились в их мужественных, человеческих сердцах. И вот на примере сегодняшнего сотника мы видим, как они несли эту веру. Христос похвалил их, сказав: «Вы от них научитесь». А чему мы можем научиться? Мы можем научиться у них образу молитвы. Митрополит Антоний Сурожский по этому поводу пишет: когда мы становимся на молитву, мы очень часто требуем: «Господи, дай», «Господи, сделай», «Господи, соверши то, соверши это». А взирая на римского сотника, мы можем сделать вывод, что так молится, как мы, нельзя, что нужно, прежде чем прибегнуть к молитве, спросить Бога, достоим ли я просить Его о том, или об этом. И, посмотрев на свою жизнь, оценить ее, насколько она соответствует той просьбе, которую мы обращаем к Господу. А если вдруг нам кажется, что Бог нас не слышит, то это не потому, что Он глух к нашим просьбам и глух к нашей мольбе, а потому что, наверное, что-то в нас самих не состоятельно для того, чтобы это дело Божие совершилось по нашей просьбе. Поэтому это тоже для нас урок и наставление. Пускай Господь вразумит нас верой римского сотника, пускай поможет, наставит и даст нам спасительные средства для того, чтобы мы и далее совершали свою христианскую жизнь. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 28 июня 2015г.


Назад к списку