Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 12.07.2015г. Святые апостолы Петр и Павел
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 12.07.2015г. Святые апостолы Петр и Павел

От Матфея Святое благовествование, глава 16 (13-19).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С какой благодарностью относится человек к тому, кто открыл ему истину, принес в его жизнь добро, дал какую-то очень важную ценность, которую человек хранит потом всю жизнь и старается передать потомкам. И вот сегодня мы вспоминаем о  таких людях, открывших нам целый мир, мир духовной жизни. Это святые апостолы и прежде всего, первоверховные апостолы Петр и Павел, имена которых мы сегодня с такой любовью повторяем, обращаясь к ним в молитве, прошении, благодарении, славословии.

Святые апостолы Петр и Павел, - люди совершенно разные, хоть и принадлежащие к одному племени. Один был простым рыбаком, человеком, как сказано в Евангелии, некнижным, не знавшим даже чтения. Но силой Божией, милостью Божией он был поставлен на стезю служения Христу, на путь проповеди, который он пронес всю свою жизнь и потом мученической смертью подтвердил. И апостол Павел, который принадлежал к высшему сословию иудейского общества, был человеком образованным, был посвященным в тайны Божественной истины и, более того, сказано, что он знал Священное писание практически наизусть. Откуда мы это знаем? Вот он пишет, скажем, из Антиохии в Фессалоники свое послание и, естественно, с собой он книг не носит, но в его послании одни сплошные цитаты из Ветхого Завета. А что такое книги в то время? Это свитки, и не один, а много, которые хранились в специальных ящиках, очень тяжелых. И поэтому с собой их взять было невозможно, разве что на повозке. Потому, апостол Павел знал Писание наизусть. Вот мы видим, какая величина таланта человеческого была в нем.

Но, не все так просто было в жизни апостолов. Апостол Петр с радостью последовал за Христом. Оставил свои сети и вместе с братом Андреем они стали Его самыми ближними учениками, одними из самых первых. Но потом в его жизни произошла трагедия. В день взятия Христа под стражу Петр усомнился, испугался,  и по человеческой немощи пал. И, более того, когда во дворе первосвященника он трижды отрекся от своего Учителя, и сам того не ведая, что творит, сказал, что не знает Его, бежал в слезах, понимая, что сделал что-то страшное. Впоследствии, это послужило тому, что всякий раз, когда апостол Петр слышал петушиный крик, он плакал, потому что это напоминало ему об его отступничестве, о его малодушии. А ведь вспомните, по словам Христа, он ходил по водам, был свидетелем того, как Христос возвращал здравие людям, как Он воскрешал мертвых. Казалось бы, в связи с этим надо было бы иметь большую веру. Но, тем не менее, даже после всего этого, как оказалась немощна человеческая плоть, как она влекла его к себялюбию, к страху за себя. И вот, он не удержался и предал. Но потом, вы знаете, как Господь вернул его на стези служения. Когда Он, обращаясь к Петру, говорил: «Симоне Ионин, любишь ли ты Меня?» А эти слова и это имя, это же имя Петра еще до апостольского избранничества. Этим именем Христос как бы, отмерил время назад. Он вернулся в тот самый день, когда они с Андреем рыбачили и когда Он призвал его и тоже сказал ему: «Симон, или за мною». И они с Андреем вместе пошли. Другими словами, Господь забыл все, что было после и спрашивает: «Любишь ли ты меня?», то есть сохранил ли ты ту первую любовь, которую имел на этой встрече на Генисаретском озере? А апостол Петр ответил: «Да, Господи, конечно, я Тебя люблю». И так было трижды. И Он говорит ему: «Паси моих овец, паси моих агнцев». Толкователи говорят, что под агнцами понимаются священники, люди, которые совершают жертвоприношения, а под овцами понимается все стадо, все христиане, все те, которые входят в Церковь Христову. И, таким образом, приняв исповедание Петра, Господь простил его и дал ему снова силы для служения и подвиги. Он был свидетелем всех явлений славного Христова Воскресения, он видел, как Господь, возносясь на Небо, благословил апостолов и сказал: «Идите во се концы земли, проповедуйте Евангелие правды». Этот огненный призыв, к тому, что все прощены, всем предложено спасение. Если вы веруете в Господа, если вы креститесь во имя Отца и Сына и Святого Духа, если вы идете по пути заповедей, то для вас открыты врата Рая, а что может быть лучше. И вот, апостол Петр все забыл, и свою немощь человеческую, а ведь ему было уже очень много лет, он пожилым человеком, стариком, и тем не менее, укрепляемый Духом Святым, он пошел на евангельскую проповедь. И много еще что было в его жизни после этого. Вы знаете, что и иудеи, и язычники не хотели принимать христианство, они стремились опорочить христиан, говорили на них всякие наветы, в том числе, что они не делают чуть ли не человеческие жертвоприношения, указывая на то, что они, якобы, приносят в жертву младенца.  Символический язык первой христианской церкви стал причиной для пустых наветов. Обвинения были разные, но в основном христиан предавали смерти за то, что они не приносили жертв перед идолами императора. А это был самый главный путь, чтобы засвидетельствовать свою лояльность к власть предержащим, и поэтому такое большое гонение обрушилось на них еще во времена апостола Петра. Говорили, что Петр и его сторонники подожгли Рим, хотя это было сделано по приказу безумного императора Нерона.  Христиане никогда не приносили жертв идолам и вот это стало причиной того, что апостол Петр был взят под стражу в Риме и ждал приговора.

Апостол же Павел за это время совершил очень много путешествий по разным концам земли. Он прошел не только по Сирии и Малой Азии, он переправился в Европу и  проповедовал в Греции, в Афинах, в знаменитом Ареопаге, - месте, где собирались философы. И там, указывая на жертвенник, на котором было написано «неведомому богу», он произнес знаменитые слова, о которых мы всегда вспоминаем, когда хотим проповедовать среди людей, которые не знают Истинного Бога. Он сказал: «Обходя ваши святыни, я видел жертвенник, где была надпись «неведомому богу», вот этого Бога я хочу вам сейчас проповедовать». Там он рассказал всю историю израильского народа от сотворения Адама и Евы, до грехопадения, потом, до избрания Авраама, потом о Моисее, который вывел свой народ из египетского рабства. Всю Библию он им пересказал, до дня Воскресения Христова. Но язычники еще не были готовы это услышать. Они знали о воскресении, но это были такие ложные чудеса, когда, например, Зевс превращался в лебедя или быка, или воплощался в золотой дождь и т.д. и как правило, он делал это для удовлетворения своих страстей. О таких вот воплощениях они знали. Но то, чтобы Бог стал человеком, настоящим, они не могли себе представить. Поэтому, когда апостол Павел дошел до этих слов, они ему сказали: «А-а, воскресение?! Ну послушаем тебя в другой раз». Но дело в том, что в сердца некоторых людей слова апостола Павла все-таки запали. И мы знаем святого Дионисия Ареопагита, который бел первым епископом Афин и других в разных городах империи. С маленьких общин начиналась христианская церковь, и в среде иудеев, и в языческом мире. Пять, шесть, десять человек, которые ходили в синагоги и одновременно собирались у себя дома, совершали Вечери любви (агапы), на которых возносили хлеб и вино, в воспоминание Тайной вечери, причащались Святых Христовых Таин. Это начало Церкви.

Апостол Павел знаменит тем, что, будучи, в начале, очень жестким последователем закона и фарисеем, уверовал во Христа в тот момент, когда шел из Иерусалима в Дамаск, для того, чтобы гнать христиан и предавать их на судилища и смерть. Во время пути Павел внезапно ослеп. В это время явился ему Христос и сказал: «Павел, Павел, что ты гонишь Меня?  Трудно тебе идти против рожна».

- Кто Ты, Господи?

- Я Христос, Которого ты гонишь, но теперь, я изымаю тебя из среды иудейской, чтобы ты пошёл в область сатанинскую и изъял из нее всех, кто уверуют, пусть и они прозрят вместе с тобой.

Когда Павел пришел к христианам, попросил, чтобы они о нем помолились, зрение вернулось к нему, и он понял, что это знак свыше, что теперь Господь дает ему возможность спасти свою душу. И вот, он становится самым главным проповедником. Он был на Мальте, в Испании, в Риме... О себе он рассказывал: «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской». Такая страшная, по человеческим меркам жизнь, и всё ради славы Божией. Ни одного слова упрёка. Об этом человеке можно сказать словами Иосифа Бродского: «что сказать мне о жизни, что случилась длинной? только с горем я чувствую солидарность, но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». С каким трепетом и тёплым чувством своего недостоинства, он вспоминал, как Господь вознес его (он по смирению не говорит, что его, а «некоего человека») до третьего неба и дал возможность услышать «неизреченные глаголы»? Ради этого одного можно забыть всё земное и тленное. Апостол Павел был взят под стражу в Иерусалиме и отправлен в Рим, для того, чтобы над ним совершился суд императора, как над римским гражданином. Суд свершился и двоих апостолов, Петра и Павла, приговорили к смерти. На одной из площадей, где теперь стоит большой храм – кафедральный собор Ватикана, были казнены два человека. Один был усечен мечем, как римский гражданин, другой был распят вниз головой, как раб. Это были апостолы Петр и Павел, память которых мы с вами сегодня совершаем. Они дали нам возможность быть христианами. И мы им сегодня благодарны за это, потому что каждый, кто живет и дышит вечностью, понимает, что за эту драгоценную возможность кто-то на земле заплатил слишком дорогую цену. Каждый, кто живет жизнью во Христе, понимает, какая это большая ответственная ноша, которую мы не можем бросить, и нести тяжело, но необходимо, потому, что мы поняли, что в христианстве некий высший призыв. Как сказал один поэт: «…Тот тайное хранит на сердце слово – заветный ключ от бытия иного». Действительно это так. Это тот ключ, который должен открыть нам, в конце концов, врата Вечной жизни. Поэтому наша молитва сегодняшнего дня обращена к святым апостолам Петру и Павлу и всем прочим, которые дали нам возможность прикоснуться к истине, к Истине Божией, почувствовать Благодать Святого Духа.

Святые апостолы Петре и Павле, молите Бога о нас! Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 12 июля 2015г.


Назад к списку