Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - 21.09.2015г.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - 21.09.2015г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Днесь празднуем главизну двунадесятых праздников. Рождеством Пресвятой Богородицы открывается дело спасения человеческого рода. Богослужебный год, в отличие от гражданского, начинается в сентябре и первый праздник - Рождество Божией Матери. Мы чествуем сегодня Деву, через Которую пришел в мир Господь наш Иисус Христос. В канонических Евангелиях, о Ее детстве ничего не сказано. В Евангелии Божия Матерь прославляется от Елизаветы, от Марфы и Марии, от женщины, неведомой нам, которая произнесла пророческие слова, сказанные Господу Иисусу  о том, что отныне всяк язык Матерь Божию будет почитать. Она сказала: « Блаженно Чрево, носившее Тя». Вот, действительно, с тех пор нет такого человека, который бы не знал о Пресвятой Богородице. Кто знает Христа, тот любит и почитает Пресвятую Деву. Даже в исламе, другой религии, Она почитается и славится. Но мы знаем о Ее детстве из апокрифического Евангелия от Иакова, которое принято в Церкви как предание. В этом Евангелии сказано о Ее чудесном рождении, это вошло в Ее житие.

В предании рассказывается, что родители Пресвятой Девы не могли иметь детей и об этом очень сильно печалились. Иоаким и Анна принадлежали к священническому роду, для них это было особенно ощутимо. Когда Иоаким приходил на службу в храм, тогда даже его братья-священники говорили: «Ты грешный человек, потому что у тебя нет детей. Как ты дерзаешь подходить к Престолу Божию, приносить жертвы о нас, а вдруг Господь из-за тебя не примет наши жертвы?» И святой Иоаким плакал. Однажды он так расстроился, что даже оставил свою чреду и ушел в пустыню. И там, в пустыне, он просил Господа, чтобы Он забрал его жизнь. А почему так? Потому что в Иудейском обществе считалось, что дети должны быть. Не потому, что они - утешение старости, и не потому что жена спасается чадородием, а потому что каждая женщина и каждый мужчина надеялись, что их ребенок будет Спасителем мира. И очень сложно было себе представить, что Мессию родит Дева… Когда-то я спросил одного старца: «Почему Господь всегда поступает как-то нелогично, вне человеческого  «здравого» смысла?» И этот человек мне ответил: «Чтобы обмануть беса». И действительно, бес всегда все логично расставляет. Он предвидит, предугадывает, рассчитывает, потому что ему очень много лет, и он много знает. Но Господь поступает совершенно нелогично. И вот в данном случае Он тоже поступил вне человеческого разума и вне нашей человеческой логики, Он сделал так, что неплодные родители родили Деву и потом через Нее пришел в мир Спаситель мира.

Когда Ее родители горевали, услышал Ангел и донес до Бога эти слезы. И Господь призрел на их праведность, увидел, что они – люди чистые сердцем, люди, которые могут, действительно, исполнить волю Божию, и дал им возможность ее осуществить. Тогда родилась Прекрасная Дева. Когда Ей исполнилось 6 месяцев, как сказано в апокрифическом Евангелии, Она научилась ходить, Анна Ее учила. Мария сделала семь шагов и вернулась к матери. Анна сказала, что не будет ее Дочь ходить до тех пор, пока по обету не будет отдана в храм Божий, и потому не выпускала Ее на улицу. Она окружила Ее людьми, которые испытывали только возвышенные чувства. Она попросила родственников, чтобы Младенца Марию брали в то общество, где только радость, радость о Господе, божественная радость, только туда, где не слышно было никаких суетных разговоров, ни ругани, ни раздражения. Чтобы вот в этой среде Она воспитывалась. А когда Деве Марии исполнился год, то Иоаким устроил праздник и собрал по этому случаю всю родню, чтобы все возрадовались, какую прекрасную Деву дал им Господь. В этот день в храме священник впервые произнёс Ее святое имя – Мария.

Это все, что мы знаем о детстве Пресвятой Богородицы. Потом, конечно, было Введение в храм, но это тема другого праздника. А сейчас мы вспоминаем Матерь Божию и поздравляем Ее с днем Ее рождения. Этот день всякий человек празднует, а тем более Такой, как Пресвятая Дева. Мы думаем: «Да, Она давно жила, Она преставилась ко Господу, вознеслась и телесно и духовно в Рай, и там в Раю Она наслаждается в небесных обителях». Но духом своим, своей любовью и своей чистотой Она осталась с нами на земле. Не случайно, совсем недавно в августе, в день Успения Пресвятой Богородицы мы пели: «Радуйся Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая». То есть Она здесь с нами осталась и помогает на много большему количеству людей, чем при своей земной жизни. И всякий, кто обращается к Ней с чистой молитвой, может почувствовать Ее поддержку и Ее благодатную помощь.

Есть прообразы, которые посылает Господь словом, - пророчества, а есть прообразы, которые Он посылает действиями или какими-то явлениями. И если мы откроем Ветхий Завет, мы увидим очень много прообразов Матери Божией. Например, самый главный и первый - это слово Господа к Адаму о том, что придет время, и «семя жены сотрет главу змия». Действительно, это совершенно нелогично, семя жены, надо было бы сказать – семя мужа. Но вот, сказал Господь: «семя жены». Это было тем благословением каждой женщине рожать ребенка, и каждый думал, что это будет Спаситель. Еще один прообраз - Ковчег завета. Ефрем Сирин трактует его как прообраз не только Покрова Божия, но и прообраз Божией Матери, потому что в этом ковчеге хранится жизнь будущего века, того, что еще не открылось. Вот оно, обуреваемо страстями, вот оно, кидаемо волнами, но в этом ковчеге хранится то, что потом станет основой будущей жизни, и по мысли Господа жизнь будет более божественна, более величественна чем та, которая погребена под водами потопа. И это - прообраз Божией Матери, потому что Матерь Божия хранит эту жизнь. Она – Хранительница Церкви и веры, Она – Неисчерпаемый Источник вдохновения для жизни. Когда страдание и уныние и даже отчаяние обуревает нашу душу, мы обращаемся с молитвой к Божией Матери, и в этой буре Она как ковчег Ноя нас спасает, потому что Ей ведомы человеческие скорби и человеческие беды. Еще мы говорим о таком замечательном прообразе, как лестница. Сказано: «Радуйся, Лествица, от земли к Небу возводящая и от Небес на землю сводящая». Это, тоже прообраз Божией Матери. Она свела с Неба Господа нашего Иисуса Христа, Она возводит праведников на Небеса, в места райского блаженства. Еще есть прообраз – «стамно манны», то есть чаша, наполненная манной небесной. Манна – это прообраз Христа, а чаша, в которую она собрана – Божией Матери. И святые отцы говорят о том, что причащающийся Самого Христа, прикладывает свои уста к златой чаше, в которой хранится эта Манна, к Пресвятой Богородице, и просит у Нее быть достойным этого великого дела, причащения. Я перечислил только несколько прообразов, а их очень много. Там и о Горе сказано «тучной и преосененной». А у Соломона есть замечательная Песнь песней, где рассказано о любви мужчины и женщины. Но это тоже все прообразы, иносказания, это любовь между Церковью и Христом. Ефрем Сирин пишет: «Но не только Церковь под образом Суламифи понимается, но и еще и душа человека, а еще и Пресвятая Богородица, потому что так, как Христос любит Свою Матерь, Он никого больше так не любит, и именно через Нее любовь ко всему человеческому роду простирается». Потому и говорим мы в молитве: «Пресвятая Богородица, спаси нас», и ни к какому другому святому так не обращаемся.

И вот сегодня в день Ее рождества мы просим Ее, чтобы Она простила наши грехи, чтобы Она дала нам спасительную надежду на райскую жизнь, чтоб дала силы молиться, следовать путем Христовых заповедей, учить детей, давать им спасительные познания, чтобы в этом мире, пока он еще стоит, не разучились рождаться святые люди. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

21 сентября 2015г.


Назад к списку