Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 14.02.2016г. Евангелие о Закхее
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 14.02.2016г. Евангелие о Закхее

От Луки Святое благовествование, глава 19 (1-10).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слушали Евангельское повествование о том, как Господь посетил дом мытаря Закхея. Произошла такая встреча, которая, по слову святых отцов, происходит в душе человека, когда он обращает ее к Небу, к Горнему миру, к духовной жизни. Что мы видим? Человек малый ростом, узнал о том, что по земле идет и проповедует Господь, окруженный толпами людей, жаждущих исцеления, знающих, что Он творит чудеса. Но этот человек не может пробиться сквозь толпу, он залазит на дерево и с высоты его ветвей созерцает, как Господь проходит. И вот Иисус Христос вдруг останавливается, подходит к дереву, называет Закхея по имени и просит, чтобы он спустился. Это очень удивительно для Закхея, потому что сам он,  этот мытарь, не ожидал, что Господь, вдруг, обратит на него внимание. Когда же он спустился, Господь ему сказал еще более разительные слова, которые всколыхнули душу Закхея: «Я хочу у тебя дома сегодня провести время». Господь приходит к нему и Закхей накрывает стол, зовет таких же, как и он мытарей, людей, которые по профессии своей призваны собирать налоги. Когда этот пир в самом разгаре, мы слышим, Закхей встает и говорит: «Господи, я каюсь, я жалею за всю свою прожитую жизнь и тому, кого я обидел, я воздам вчетверо, а половину имения, которое у меня есть, я раздам нищим». И после этого происходит третья степень Божьего посещения, Господь ему говорит: «Днесь спасение дому этому. Потому что это сын Авраама перед нами и Сын Человеческий пришел, для того, чтобы взыскать и спасти погибшего». Вот такая замечательная история. Это не притча, такой случай действительно был. Сейчас в Иерихоне показывает «Древо Закхея» - дерево древнее, очень больших размеров. Действительно ли это то древо, или нет, мы не знаем. Иерихон - древний город, здесь археологами были открыты одни из первых цивилизованных поселений людей, датированные IV тысячелетием до Рождества Христова. Люди подходят к этому дереву, молятся и просят, чтобы Господь их тоже посетил.

Мы знаем, что посещение Божие разное бывает. Такое, как во времена Закхея, как отзыв на его веру, на его желание увидеть Господа. А может оно быть и в страданиях, скорбях, как святитель Иоанн Златоуст писал, что «Бог долготерпит, и если не сокрушит сердце, то сокрушит кости человеческие». Действительно, разные бывают посещения. Но вот мы сегодня свидетели такого благодатного Божъего прикосновения к человеческой жизни. Может быть кто-то узнает себя, потому что в наше время много людей обращается к Богу, много людей, которые имеют имущество и понимают, что это имущество они получили может быть не совсем законным путем, они хотят сделать так, чтобы оно, хотя бы на последок, послужило общей пользе. И в этом они чем-то подобны Закхею. А мы очень часто таких людей осуждаем, говорим, как может, напрмер, разбойник, который проливал столько крови, рассчитывать на спасение. Вот таким образом, как Закхей, который был мытарь. Почему осуждали мытарей? Для нас многих это может быть непонятно. Мытарь, это тот человек, который выкупал у государства сбор налогов. Как поступали в то время, государство не хотело содержать штат воинов, штат финансистов, которые бы все это рассчитывали. Государству было обременительно, особенно такоему обширному, как Римская империя. Оно просто нанимало людей, которым говорилось: «Вот, заплатите нам за этот год, предположим 10000 талантов, а уже вы потом, как хотите, снимайте налогов с этого населения столько, сколько хотите». Это называется – откуп.  И вот, Закхей, будучи одним из таких откупщиков, платил эти деньги, а потом приходил, стучался в каждый дом и сдирал, как говорят, одну, а может быть и три шкуры с каждой овечки. И, конечно, те, которые были обижены им, они, понятное дело, стали с момента его обращения, той незаживающей раной на его сердце. Поэтому мы и видим его искреннее раскаяние в своей жестокосердной жизни. Хотя имя его Закхей, что значит праведность, чистота - в переводе с древнееврейского, и конечно, оно диссонансом звучало на фоне его такой достаточно неприглядной жизни. Но вот, он обратился к Богу. Фарисеи, которые осуждали Христа за то, что Он посетил дом мытаря, дом человека, который в глазах иудеев был недостоин, сотрудник оккупантов, как бы сказали на нашем языке. Они не понимали, что не политикой и экономикой определяется вечная участь человека. Тем не менее, мы видим, что «спасение дому этому» настало не потому, что его хозяин по каким-то своим политическим или экономическим пристрастиям был оценен, нет, а именно как результат измерения глубины его сердца.

По этому поводу мне хочется привести замечательное изложение нашего отрывка, которое содержится в книге толкований, собранных святителем Феофилактом Болгарским. Он говорит о том что, да, действительно, Закхей богат, и он богат в той же степени, в которой каждый из нас богат грехом. И пускай каждый себя узнает в этом богатстве грехов и назовет себя Закхеем. А толпа народа, которая окружала его и не давала пробиться к Господу, это то сонмище наших суетных дел, наших занятий, забот, которые отвлекают нас от Господа, наши страсти, которые обуревают нас, не дают нам возможности вырасти, в конце концов, в «меру возраста Христова». Это наши мечты, которым мы предаемся и лелеем их подобно тем евангельским безумным богачам, лежащим и рассуждающим, что вот, эти житницы я сломаю, а новые построю – мечтания бессмысленные, лукавые, ведь этой же ночью мы можем умереть! Вот это толпа, - это суета, это образ все время движущейся переменчивой массы, которая увлекает нас, мешает нам возвыситься над  природным хаосом.

Закхей мал ростом. Хотя мы, христиане, называем себя последователями Христа и носим это прекрасное звание, получаемое нами после крещения, тем не менее, духовно мы  остаемся низкорослыми карликами. Феофилакт так и пишет, «карлики», то есть люди, не выросшие и не могущие вырасти. Что-то произошло с их телом, и оно не в состоянии набрать полный рост, так и каждый из нас в духовном плане - лилипут, уродец и доволен этим. И будем жить ниже колена, и не будем заниматься тем прекрасным, которое для нас уготовал Господь, а будем жить той приземистой жизнью, к которой мы привыкли. Страшно!

Закхей поднимается на дерево. И святитель говорит: «Так поднимается человек на молитву, распрямляется его духовная стать, как наполняются воздухом паруса корабля, наполняется Духом Святым его душа и летит по небу, и возвышается». Вот это образ - восхождения на дерево.

Спустился Закхей с дерева и, снова говорит святитель Феофилакт, это тоже образ, - образ покаяния, потому что, кто не смирится, тот не возвысится. Нужно быть смиренным человеком и понять, что возвышает нас только познание нашей немощи. И не случайно Христос сказал: «последние станут первыми».  Так поступил этот кающийся маленький человек Закхей. Он открыл двери своего дома. Дом – это аллегория сердца человека, это то что должно спастись из огня страстей человеческих. Душа и сердце, - они должны получить Святыню. Святыню в лице Господа Иисуса Христа, который заходит под сень Закхея мытаря, под этим подразумевается вхождение Святого Духа в каждою человеческую душу, которая принесла покаяние. И когда Закхей говорит, что я возмещу в четыре раза, тем, кого я обидел, он исполняет одну из заповедей, которую Господь дал Моисею: «Если один еврей что-то украл у другого еврея, и это обнаружилось, и привели этого человека к суду, то убивать такого человека не нужно и не нужно побивать его камнями. Пускай он в четыре раза больше воздаст, чем он украл». Это  соотношение к Ветхому Завету. Другими словами Закхей понял, то что он получил лихву, это своего рода воровство. Также происходит и у нас тоже. Что мы воруем? А мы воруем то время, которое Господь отпустил нам на покаяние. Четыре раза, четыре – это священное число, оно обнимает весь мир: четыре стороны света, четыре направления ветра, четыре стихии мироздания (земля, вода, огонь и воздух), четыре священных животных Ветхого Завета символизирующих райскую жизнь. Мы видим, что Закхей готов сделать все, лишь бы только изменить свою участь. Весь мир перед его глазами простирается, как его погубленная жизнь, как время, растраченное впустую. И Христос, видя, что человек готов начать всё сначала, с «белого листа» говорит: «Раз так, - то спасение  дому сему».

Вспомним разбойника, который был распят справа от Христа. Он за минуту до смерти решил изменить свою жизнь и первым вошел в Рай, а этот еще задолго до смерти покаялся. Потом он станет апостолом и первым епископом палестинского города Кессарии . И вот мы видим, что Господь объявил спасение этому дому, назвал его сыном Авраама. Когда в другом месте Евангелия от Иоанна фарисеи говорят Христу, что они сыны Авраамовы, и уже поэтому имеют право на то, чтобы судить, решать, кто праведный, а кто злой, Христос сказал: «Господь может из камней, сделать себе детей Аврамовых», из бездушных существ, а вы утверждаете такую вещь, что сами по себе чего-то достойны, без Бога начего не может состояться.

Вот таким образом мы всматриваемся в эту притчу, пытаемся найти себя, понять на каком же мы месте находимся сейчас в духовной жизни и, стремясь преодолеть свою греховность, мы просим у Господа накануне вступления в Великий пост о помиловании. Когда мы об этом размышляем, то понимаем, что от той меры покаяния, которую имел новозаветный Закхей, мы не имеем и десятой толики. Поэтому мы будем просить и молить, чтобы Господь открыл нам сердце, чтобы мы стремились не к последствиям святости, а к самими ее истокам. А ее истоки это и есть Господь наш Иисус Христос. К Нему мы должны стремиться. И также как Закхей стремился Его хотя бы увидеть, он уже не мечтал о том, чтобы с Ним пообщаться, тем более, чтобы принять Его в своем доме, а хотя бы увидеть Его издалека. Так и пусть наше сердце рвется и беспокоится до тех пор, пока не узрит Христа. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 14 февраля 2016г.


Назад к списку