Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 21.02.2016г. Евангелие о мытаре и фарисее
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 21.02.2016г. Евангелие о мытаре и фарисее

От Луки Святое благовествование, глава 18 (10-14).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приближается время Великого поста и Церковь нас заранее готовит своими чтениями к тому, чтобы мы вошли в Пост осмысленно. Чтобы мы не просто воздержались от еды, но чтобы наши чувства были наполнены, как паруса ветром, Духом Святым, чтобы неслись мы по времени не как безумные, а чтобы каждая минута нашей жизни была наполнена великим смыслом и сознанием того, что с нами происходит. Кого мы встречаем на своем пути, какие думы мы думаем, какие желания рождаются в наших сердцах? Поэтому сегодня еще одно, очень важное чтение, которое из века в век мы читаем накануне Великого поста, это притча «О мытаре и фарисее». Всякий раз мы скользим своим взглядом по тексту и думаем, ну что здесь можно добавить или убавить? Уж сколько думалось об этом, сколько сказано. В Великом Каноне Андрея Критского мы читаем о том, что фарисей, который исполнял букву закона, убил свое сердце, а мытарь, который из глубины сердца взывал к Богу: «Боже, милостив буди мне грешному», возродил это сердце живое. Фарисей назван Андреем Критским безумцем, а мытарь назван отцом покаяния. Как же это все осмыслить, как нам принять это в свою жизнь? Действительно думали об этом люди на протяжении очень долгого времени человеческой истории. Вот Бог дает закон, и этот закон надо соблюдать. Конечно, надо, потому что закон – это воля Божия. Это тот замысел Божий о человеке, который должен воплотиться. И человек, когда совершил грехопадение, он не просто был отделен от Бога, нет, грехопадение - это разрушение человеческой природы. Грех это такое состояние, когда помрачены все силы человека, вот все то первозданное, святое и светлое, что Бог вложил в человека, разрушилось, перестало соответствовать той высоте назначения человека, для чего он был создан. Человек изменился, он стал другим, он стал врагом Богу, миру, самому себе. И для того, чтобы он вновь мог стать другом Божьим, но прежде, чтоб примирить его с миром и самим собой, Бог дает ему законы, такие же, как законы природы. Мы ведь знаем, что не имея крыльев мы лететь не можем, и поэтому мы не прыгаем с большой высоты на землю, не садимся на горячее, не глотаем кипяток и т.д. То есть существуют определенные законы, которые не позволят нам себе навредить. Также есть законы и в духовной жизни, следуя которым, мы можем сохранить себя от всех тех несчастий, которые благодаря нам вошли в этот мир. Но с другой стороны есть такие вещи, которые закон не учитывает. И вот, для того, чтобы это было понятно, давайте на минуточку представим себе жизнь мытаря до того, как он пришел в храм. Этот человек получал от государства право на сбор налогов за откуп. Еще в советское время мы не понимали всего ужаса жизни этого человека. Но сейчас мы часто слышим о так называемых коллекторах, людях, отвечающих за возвращение кредитов. В его задачи входит звонить должникам кредитной организации, которая его нанимает, и требовать, чтобы они возвращали этой организации деньги. Кредиты, как мы знаем, выдают под очень высокие процентные ставки. Если человек месяц назад занял, к примеру, четыре тысячи, то через месяц он должен уже восемь. А если он пропустит оплату, то эта сумма еще увеличивается и можно себе представить, в какую финансовую кабалу попадает человек. От коллектора же требуется, чтобы он, любыми способами, но обеспечил возвращение этих денег своему хозяину. И вот случай, о котором мы недавно слышали из новостей. После долгих угроз и преследований коллектор бросает бутылку с зажигательной смесью в окно дома кредиторов (задолжавших, к слову, совсем небольшую сумму денег). А в доме на постели спит грудной ребенок. В результате ребенок сильно обгорает и становится инвалидом.  Вот до какой жестокости могли и тогда доходить люди, мытари, выбивая долги. Не стоит обольщаться, что жестокость такой жизни уменьшается, если она проходила во времена Господа нашего Иисуса Христа. И, наверное, до того, как войти в этот храм, преклонить свои колени, перед мысленным взором этого мытаря прошли все эти картины бытия людей, которых он подверг преследованиям, унижениям, страданиям. И, конечно, это вызвало в его душе шок. Он понимал, что по тому закону, который был написан на скрижалях Моисеевых, он должен погибнуть. Потому что главное в законе – это любовь к Богу и ближнему. А он любви не имел. Но вот, он живет, и, наверное, даже благоденствует. Напрасно писали и пишут художники этого мытаря в таких оборванных одеждах. На самом деле это были очень богатые люди, намного богаче фарисеев, стоявших у алтаря церкви. Мытари  носили драгоценные одежды. А он стоял в самом конце храма, бил себя в грудь и просил у Господа: «Боже, милостив буди мне грешному». Почему? Потому что он понимал, что вот это прощение никаким законом получить невозможно. Через закон он может получить только наказание. А прощение он может вымолить. И вот эта вот душа, живая душа человека, смогла это уловить. И не случайно Христос накануне поста нам это напоминает. Потому что за многие наши грехи мы не в состоянии по закону перед Богом оправдаться. Потому что если Господь будет с нами судиться по закону, то все мы достойны погибели и смерти. Например, может ли женщина, которая сделала аборт, получить прощение. Теоретически, да, может. Она может сделать какие-то добрые дела, она может пойти в дом милосердия, пожертвовать большую или небольшую сумму денег и каким-то образом утешиться. Она может прочитать где-то в апокрифических писаниях, которые вращаются вокруг Церкви, что можно прочитать сколько-то там акафистов и сделать столько-то поклонов и т. д. Но все это ложь. Эта формальность.  На самом деле, святые отцы говорят, если ты убил человека, то этот грех простится тебе только в том случае, если ты сможешь этого человека воскресить. Но, к сожалению, мы не в состоянии этого сделать, только Господь может воскресить. Поэтому, как такой женщине быть? Она может только в своем покаянном сердце ежедневно, ежечасно, ежеминутно твердить: «Боже, милостив буди мне грешной». То же самое касается и других грехов. Тех, которыми мы ранили своих ближних, потому что слово, оно как оружие. Ты можешь сказать слово и ранить человека в самое сердце. Он может оказаться в результате твоих слов впасть в уныние и даже отчаяние, стать отвергнутым от Бога, от благодати, от веры в людей, от веры в человечество, что тоже очень важно. Веры во все то доброе, что существует в этом мире, что несет в себе человеческая любовь, человеческая культура. И через слово человек отвергается от этого добра, уходит в мир зла. Разве это не грех, разве это не человеческая порча, которой живет сердце каждого из нас и закон не способен оправдать ее. Только Господь, только живое обращение к Богу способно человека возвести от неправды к правде. И не случайно Христос потому и говорит, что тот, который стоял в притворе храма, ушел более оправданным, чем «праведник фарисей», который все соблюдал, который все делал по закону, и даже более. Но он осуждал ближнего своего и это осуждение, эта нелюбовь отдаляли его от Господа. Поэтому, братья и сестры, в сегодняшний день вспомним о своих долгах перед Богом, о тех долгах, которые закон не может нам простить, а может нам простить только искреннее обращение к Господу, наш плач перед Ним, тот плач, который раздался из сердца этого несчастного мытаря, которым и каждый из нас является. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 21 февраля 2016г.


Назад к списку