Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 07.02.2016г. Неделя о слепом
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 07.02.2016г. Неделя о слепом

От Луки Святое благовествование, глава 18 (35-43).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С сегодняшнего воскресного дня начинается предпостовый период. Все чтения, которые совершаются с сегодняшнего дня до Великого поста, направлены на то, чтобы нас подготовить к вступлению в него, потому что, как вы знаете, пост наступает не вдруг, ему предшествуют определенные недели. Еще через две недели мы уже будем слышать в храме песнопение: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче», и так далее, и все ближе будем приближаться к тому периоду года, который святые отцы называли «Весной человеческих душ». И вот сегодня Церковь предлагает нам послушать евангельский отрывок о том, как Господь исцелил слепца по его вере, по его молитве. Он взывал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» И когда Господь к нему подошел и спросил: «Ты бы хотел исцелиться? Хотел бы прозреть?», тот Ему ответил: «Да, Господи!» «Прозри, вера твоя тебя спасла», - сказал Иисус. И слепец получил зрение.

Конечно, мы не можем понять до конца, что же, на самом деле получил этот человек, потому что мало кто из нас терял зрение в своей жизни. Но если мы перенесемся в жизнь духовную, то поймем, что там мы пребываем как слепцы. Очень часто большинство людей не видят духовный мир, не понимают его, не различают, что есть добро и что есть зло, поддаются на уловки дьявола и таким образом совершают много грехов. В какой-то степени каждого из нас можно сравнить с тем человеком, который лишен зрения, но это не зрение телесное, а зрение духовного мира. И потому отрицающие духовный мир только на основании того, что его невозможно увидеть с помощью чувств, подобны слепцу, который мечется в разные стороны. То за одну идею схватится, то за другую, то объявит себя последователем одной философии, потом разочаруется и будет утверждать прямо противоположное. Это иногда свойственно и верующему человеку, который потерял свою веру. Потому что в момент грехопадения человек был разрушен, вся его душа превратилась в осколки. Задача Церкви и задача Божия эти осколки не просто собрать вместе, а сделать так, чтобы они были единым целым. Можно их склеить, но это не станет  единством. Единство подразумевает такое единение человека вместе с Богом, чтобы человек уже не мог согрешить, не мог отпасть от Него. Как говорил преподобный Петр Дамаскин: «Достичь непадательного состояния». Вот задача Божия, дать нам такое исцеление, т.е. сделать человека целым. И всякий раз, когда Господь исцеляет, возвращает зрение и не только этому слепому, а всем слепым, о которых мы читаем в Евангелии, Он еще раз утверждает то, что Бог пришел в мир. Невидимый и стал Видимым. Господь стал Участником истории человечества и задача человека увидеть Его и в своих поступках, и в делах великой милости, которые Господь проявляет в этом мире. Потому что если этого не увидеть, то тогда остается жить так, как живут животные, которые руководствуются и направляются в этой жизни инстинктами. Но человек предназначен к высшему бытию, и оно оправдано только тогда, если человек живет ради Христа, ради всего светлого и святого, о чем говорил и учил Господь наш Иисус Христос. Поэтому в сегодняшнем исцелении и возвращении зрения каждый из нас должен поучиться, должен понять, в чем же мы слепы.

А в чем мы слепы, Господи? А в том, что мы не видим в своей жизни Тебя, мы не беседуем с Тобою, не ведем с Тобой сердечный разговор. Мы не берем благословения у Тебя на каждое наше дело, мы не спрашиваем Тебя, есть ли Твоя святая воля на тот или иной наш поступок. Мы очень редко прибегаем к молитве, мы живем так, как будто нам ничего не нужно, и мы сами со всем справимся. Мы не видим ближнего, потому что весь тот гнев, который мы изливаем на него, а он на нас, подобен тому, как слепые дерутся друг с другом, бьют по воздуху, иногда попадают, иногда наносят удары мимо. Если посмотреть на эту драку со стороны, то зрячему человеку может показаться - безумные люди. Но так же поступаем в гневе и мы с вами, потому что слепы, потому что не видим в каждом человеке образа Божия, а этот образ обязывает нас к тому, чтобы мы не отворачивались от него. Пусть он и оскверненный, обезображенный грехом, но мы должны подходить к этому образу как подходим к иконе Христа или Пресвятой Богородицы, к любой иконе, которая была каким-то образом повреждена, мы же не выбрасываем ее. Мы смотрим, что можно сделать, чтобы вновь взирая на этот образ обращаться к первообразу, к нашему Господу возносить молитвы. Мы берем ее в руки, несем в дом, очищаем как можем, приглашаем мастера, который способен ее восстановить. Так же и к человеку мы должны относиться. Вспоминая заповеди Божии, которые Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «Если кто ударит тебя в одну щеку, подставь ему другую. Если кто имеет против тебя вражду, не наноси ему ответных мстительных ударов». Вот, как надо подходить к ближнему.

Мы не видим и себя тоже. Мы не понимаем, зачем мы живем, какова цель нашей жизни. Часто мы не задумываемся об этом. Мы думаем, что так вот, от звонка до звонка, от рождения до смерти, протопаем по этой земле, может быть, родим детей, кое как направим их в этот мир, и все. А на самом деле гибнет душа, сокровенная драгоценность, святая птица нашей жизни, которая должна жить в Раю, в Райском саду, а она остается в небрежении. Мы о ней не помышляем. А как же мы будем предстоять пред Господом, какие оправдания мы произнесем по поводу своей жизни, которая была растрачена напрасно? По этому поводу можно много говорить. Священнику, слушая исповедь, приходится быть свидетелем того, что каждый раз, когда человек называет свои грехи, он мысленно возвращается к определенному моменту и говорит: «Как плохо я прожил, как бы было замечательно вернуть эти годы назад, как отматывают пленку кинофильма, и начать все с начала, я бы, наверное, сделал бы все по-другому». Но, как правило, все происходит опять. А почему? Потому что все мы больны. Но эта болезнь не грипп и не простуда, и никакая другая медицинская помощь нам не будет потребна, потому что это тот самый разлад, это грех. Зараженный грехом организм все равно будет совершать те же поступки. Что говорить о нас грешных, если сам апостол Павел писал в своих посланиях: «Доброе, которое хочу творить не делаю, а злое, которое знаю, принесет только вред творю ежедневно, ежечасно». Такой великий человек и расписывался в своей беспомощности, что уже говорить о каждом из нас. Но вот сегодня, прочитав это Евангелие, каждый из нас должен в какой-то степени сделать над собой усилие и попытаться раскрыть глаза шире, увидеть ту духовную бездну. И увидеть Христа, Который «при дверех сердца», то есть – рядом стоит и ждет, когда же мы закричим :  «Сыне Человеческий, помилуй мя!». И пост, который вот уже брезжит своим светом впереди , должен нам помочь.  Мы должны направиться туда, к этому свету, за которым стоит свет Светлого Христова Воскресения. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 07 февраля 2016г.


Назад к списку