Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 06.03.2016г. О Страшном суде
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 06.03.2016г. О Страшном суде

От Матфея Святое благовествование, глава 25 (31-46).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня воспоминание Страшного суда - Неделя мясопустная, одна из последних перед вступлением в Великий пост. Евангельское чтение говорит нам о том самом решающем моменте нашей жизни, когда уже, в конце концов, будет ясно, что же за вечность ждет каждого из нас. Страшный суд, это такое событие в жизни каждого  человека, которое он, пожалуй, ждал все это время. Ждал независимо от своей веры или неверия. Он ждал его, как некий прорыв из мрака к свету, из страдания к радости. Потому что «душа по природе христианка», как говорил великий Тертуллиан. И при своей земной жизни, и после частного суда души еще рассчитывают на какую-то милость Божию, на то состояние Божьего всепрощения, которое Господь несет нам своим образом, тем Евангельским образом, близким каждому из нас, из-за чего мы избрали Господа не просто объектом своего поклонения, а тем Существом, которое близко нашему сердцу, к Которому стремятся все наши помыслы, Которому хочется сделать самое лучшее в своей жизни. Христос не только символ истины, чистоты, прощения, но Он живой Бог. Он при «дверех сердца» нашего. И вот Господь сегодня говорит о таких простых вещах как милость, которую каждый из нас может оказать ближнему своему и таким образом послужить Господу. Мы все время окружены людьми, для того чтобы подчеркнуть то, что любовь не является некой абстракцией или состоянием восхищения, или состоянием сентиментального свойства - перехода от чувства к чувству, как нам иногда кажется. Любовь – это деятельное участие в жизни нашего ближнего и этим человек показывает свое высшее предназначение, свою богосотворенность, и в этом сказывается образ и подобие Божие. И это является, если хотите, тем «входным билетом» в Царство Небесное, то есть в Рай, о котором сегодня в приточном, таком иносказательном повествовании говорит нам Господь.

Каждый раз, когда готовишься к проповеди в этот день, думаешь: «Там же все ясно и понятно, но чтобы пробиться сквозь толщу человеческого эгоизма, прежде всего своего собственного. Чтоб не получилось, что ты связываешь своей пастве бремена неудобоносимые». И вот вчера мне попала в руки брошюра, где опубликована Великопостная проповедь. Когда я начал ее читать, то понял, что это прямая речь человека, о котором я и  раньше знал из той народной молвы, которая сопутствует, обычно, нашу религиозную жизнь. Жил он возле города Рыбинск Ярославской области. Звали его архимандрит Павел Груздев. Умер он в начале перестройки и то поколение людей, которое выросло в безбожное время - для них такие священники, их было не очень много, были местом притяжения. И не случайно, люди, которые ехали к ним, на железнодорожной станции возле Рыбинска говорит: «Нам где отец Павел». И там останавливались не только электрички, но и поезда дальнего следования, потому что знали, что люди из далеких мест добирались сюда, чтобы получить назидание, чтобы получить совет. А человек он был очень простой. Родился в начале двадцатого века, вырос в верующей семье. Эти люди избрали своим покровителем Святителя Николая и жили так, как Господь велел: трудились, молились, в общем – выживали, как могли. Конечно, жизнь была тяжелая, она была тяжелая и при царях, не нужно идеализировать, она была тяжелая особенно, когда стали закрывать церкви. А еще сложнее стало, когда на месте их деревни решили сделать водохранилище. И вот они подписали каждое бревнышко своей избы, разобрали ее, сложили из нее плот, поставили на носу икону святителя Николая, парус, весла, и пошли по воде в то место, где им назначили, чтобы эту избу снова собрать. И действительной святой Николай их через бури, через пороги провел. Когда стали закрывать церкви пришлось худо. Отец Павел побывал и в ссылке, и влагере в лагере.

Отец Павел, будучи еще ребенком, попал послушником в один женский монастырь. В монастыре был такой интересный случай, который характеризует человека с его, действительно, неунывающей душей. Тогда он был мальчиком Павлушей, «маленький батюшка», как говорили люди, которые пересказывали эту историю. Вначале ему поручали небольшие дела, а потом, – помогать послушницам. И вот, они собрали целую бочку меда, а трудились тяжело, молодые, и конечно, хотели бы его поесть. Но, нельзя, матушка игуменья запретила. А Павлуша их пожалел и решил им помочь. Пошел на скотный двор, взял из капкана крысу, вывалял ее в этом меду (взял тряпочку, аккуратно этот мед по краям бочки собрал, обтер крысу), принес матушке игуменье и говорит: «Матушка, беда! Крыса утонула в меде». Матушка закричала: «Убирайте эту бочку, увозите срочно!» Павлуша взял и покормил этим медом монахинь. Причем, не сказал откуда: «Ну вот, угощайтесь». А потом, совесть его грызет и грызет, и не может он пережить того, что обманул матушку. И пошел он на исповедь к священнику. А время голодное. Священник говорит: «Да, грех твой, Павелко, невелик, но Господь простит, если отольешь мне малость в мою посуду. А так, Бог благословит. Прощаю тебе твои грехи». Принес он батюшке тоже меду. И, самое главное, говорит: «Иду я после этого и на душе легко, потому что простил Господь грех». Вот такое чистое сердце у этого человека.

А потом были лагеря, и было тоже тяжело. И он помогал всем, кому мог. Он делал ямы в земле, обмазывал их глиной, потом разводил там костер, и вместо ямы получался сосуд и в этих сосудах он солил грибы, ягоды, и потом голодающим в лагере приносил. Мальчишка, что с него возьмешь, и его пропускали. Ну а священником стал поздно. После всех лагерей, после войны, вернулся на родную землю. Там водохранилище, церкви стоят по пояс в воде. Он нашел то место, где они жили, получил приход и стал потихонечку себе молиться, служить. У него были, конечно, пономари, ученики, которые потом вырастали, отправлялись в духовные академии, заканчивали их. А он был простой человек, ученый жизнью, битый, как он говорил «в морду». И никогда, конечно, не стеснялся в своих выражениях. Мог сказать на кого-то и «зараза», «дура» и всякие слова, но душа была чистая. И вот когда эти семинаристы, академисты к нему приезжали на каждый престольный праздник. И вот они сидят за столом и он смотрит на них, а они ждут, что же он скажет, а он говорит: «Академия дураков». Потому что, действительно, любить Бога ни в какой академии не научат.

И вот сегодня я хочу вам все-таки зачитать его проповедь «О том, как Спаситель в гости ходил». Это прямая речь отца Павла:

«В одном месте прошел слух, что Спаситель придет в этот город. Сам Христос. А кто хороший человек, благочестивый человек, Он придёт в гости к нему. А Он каждый день к нам, каждый час к нам. А у этого человека благочестивого будет гостить.

Одна женщина — церковь она посещала, каждый день Евангелие читала, молилась, вела прекрасную жизнь, но гордость у нее была. И вот она сама себе говорит: «Спаситель ко мне придет, обязательно придет». Напекла, наготовила. Этого не было, а пример, притча. Все наготовила. Ждет Спасителя. Самовар вскипела, мармашели наварила, пирогов напекла, яишницу сделала по-простому — Спаситель придет. Притом же она Евангелие каждый день читала.

Идет мальчишка-сосед и говорит:

— Тетя Маня, ради Христа, пойдем, помоги, с мамой плохо сделалося. Стонет, а мне ее не поднять.

— Не пойду. Ко мне Гость придет. А ты пришел, нахрямдал тута в грязных сапогах.

Прогнала ребенка. Ну чего. Мальчишонка домой пришел, мать поправилася. Слава Тебе, Господи!

А Мария ждет, она верила-верила неложному слову Христа. Обед прошел. Нет. Все глаза проглядела — нету Христа. Ладно. Идет из другой деревни мужчина:

— Мария, коровушка телится, да неладно. Пойдем, помоги ради Христа, ты по коровам-то понимаешь.

— Уходи, ко мне Гость придет, я Гостя жду.

Нету. Прогнала мужика. Мужик пришел домой, корова-то отелилась. Ладно.

А Мария ждет Христа, не дождется. Поздний-поздний вечер. Входит мужчина и говорит:

— Слушай-ка, баба, я овдовел давно да пропился. А как, сами знаете — «стопочки да рюмочки доведут до сумочки». Пропился, бельишко на мне-то старенько. Улатай, постирай.

Во принес грязного-то белья! — Уходи, провалился бы ты. Выгнала:

— Я Гостя жду.

Нету Гостя. На варенье мухи насели, пирог как дуб сделался, зачерствел, самовар — все уголья пережгла. Нету Гостя, не пришел к ней Христос. Уснула.

Видит сон. Пришел к ней Спаситель. Она говорит:

— Господи, я верю неложному Твоему слову, потому что каждое слово Твое истинно. И вот сказали, что Христос придет, я ждала Тебя.

Он говорит:

— Да, Мария, Я за твою благочестивую жизнь, за твою любовь к храму Божиему к первой тебе пришел. Я к тебе три раза приходил, а ты Меня три раза выгнала.

— Господи. Нет, этого не было.

— Евангелие читаешь?

— Господи, ежедневно.

— Дак вот, говорит, баба, слушай, вот здесь написано: «Болен был, а вы посетили Меня». Это приходил-то не Васютко, а это Я к тебе приходил, а ты Меня выгнала.

— Не знала, Господи. Ну, а второй-то раз когда?

— А второй раз мужик-от пришел, попросил тебя. Я послал мужика-то, Я навел на коров, чтоб тебя испытать, твою веру. "В беде были, а вы помогли Мне». А ты Меня выгнала.

— Господи, не знала! А третий раз когда, Господи?

— А третий-то раз приходил опять Я к тебе. «Наг был, а вы одели Меня».

— Не знала, Господи!

Врешь, зараза, знала! Потому что вот тут написано: «Кто сотворил единому из малых сих, Мне сотворил». А ты Евангелие читаешь. Вот, родные, вот из этого примера, этого поучения, себе сделайте пример.

Это нехороший пример, а вот прекрасный пример.

Идет мужчина. Вдовец, похоронил жену, ребенок Васютко, годов восьми, мальчик маленькой… Ну, вдовья жизнь, знаете какая. Завтра Рождество Христово. А Вася-то:

– Сегодня, – говорит, – обязательно придет, папка, к нам Спаситель.

– Да полно, Вася.

– Тятя, придет Спаситель!

И ждет. Нету. Уже вечер. Глядит: а на улице-то да ребятишки-те бьют какого-то мальчишку. Васька был здоровый, растолкал мальчишек, кому морду набил, кому пендаля дал, всех этих разбойников. Мальчишку привел домой:

– Избили тебя.

А мальчишка еще прекраснее. Вечер. Умыли, причесали, напоили, накормили. А он говорит:

– Папка, у меня двое сапог-то, а у мальчишки-то и пальцы вывалилися, отдадим валенки-те.

Он говорит:

– Вася, я ж твоей воли не отнимаю. Пожалуйста, отдай валенки.

Мальчишка сияющий, радостный ушел. Добрые люди!

Прошло несколько время, Васек ждет Спасителя.

Идет мужчина и говорит:

– Добрые люди! Завтра Рождество Христово, покормите, поесть охота, озяб.

– Да милый дедушка, да дай тебе, Господи, здоровья!

Накормили, напоили и с собой папушников дали. Ушел старик радостный.

Васька ждет Христа. Нету. Ночь, фонари загорелися, горят. Вася в окошко глядит. Господи, милостивая Царица Небесная!

– Какая-то женщина, папка, какая-то баба стоит у столба-то да и с ребенком. Пойду.

Известно, какой-нибудь пьяница морду начесал да и выгнал. Папка, человек она.

Привел ее в избу. Накормили, напоили, ребенка обиходили. Чего делать? Опять говорит:

– Тятькя, куды же они пойдут в мороз-то, в метель-то, пускай ночуют.

– А где?

– Да вот где: ты на диване, я на сундуке, а они на нашей кровати.

– Дак пускай.

Успокоилися, уснули. Снится Васеньке сон. Пришел Сам Христос. Обласкал его:

– Чадо ты Мое милое, будь ты счастлив на всю свою жизнь.

– Господи, а я Тебя днем ждал.

А Он говорит:

– Я к тебе три раза приходил. Дорогой Мой, ты три раза Меня принял, ты три раза Меня ублаговолил.

– Господи, я не знал.

– Вот не знал, а принял Меня. Первый раз ты не мальчишку спас от рук ребятишек-хулиганов, а Меня спас. Как и я, заплевания и раны принял, так и мальчишка этот. Будь счастлив, Мой родной!

– Господи, не знал. Я бы им все зубы выбил. Аух. А второй раз когда, Господи, Ты ко мне приходил?

– А второй раз Я к тебе приходил: не нищий, это Я к тебе приходил. А вы со Мной сами-то корочки ели, а мне папошников, самое мягкое отдали с отцом.

– Ну, Господи, а третий-то раз, может, я бы Тебя и узнал.

– А третий раз Я у тебя и ночевал с Пречистой-то Своей Матерью.

– Как?

– Она бегала в Египет от Ирода, так же Я пришел. Ты Меня у столба как в египетской пустыне нашел и домой привел, накормил, напоил, свою постельку отдал. Будь счастлив, Мой родной! Пусть тебе солнце всегда в глаза светит, а не сзади.

Родные мои! Васютко просыпается утром:

– Папка, а где же женщина-то с ребенком?

– Аух! Нету.

– Папка, а валенки-то мы отдали нищему, да вон они стоят.

А мы чего делаем? «Да уходи, нахрямдал». Лучше пустили бы, накормили. Мы ж сами зажрались, не знаем, чего испить да съесть. А кто попросит кусок, так и пьяница, зараза. Да ты не пьянице давай, а человеку. Закрой глаза перед собой и Бог будет с тобой. Добро делай — верующему ли, неверующему. Не нам судить! Пьянице ли, разбойнику. Не пьянице делаешь ведь, человеку. Помни: первым разбойник вошел в Небесное Царство: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!” И Господь сказал: “Сегодня же будешь со Мной в раю!” И ты — делай, как разбойник благоразумный, и Господь тебя помилует.

А молиться за всех надобно, за верующих и за неверующих, по примеру Христа: «Господи, прости, не знают бо, что творят». Родные мои, а я еще так молюсь: «Господи, за молитвы праведников сохрани всех грешников». Сейчас пост. Пост – телу чистота, душе красота. Пост – ангелов радование, бесов горе. Что бы тебе не поститься, одна живет, кто тебе чего сделает? Да никто. Хоть редьки ежь, хоть свеклы, хоть капусты. А как теперь не поститься? Только постись. Надо помнить: «Будьте добры яко змии и целы яко голуби». Предлагаемое да ешьте.

При жизни святителя Тихона был у него в монастыре дьякон Кузьма. Так вот перед Страстной неделей Великого поста дьякон Кузьма идет в церковь, а егонный приятель несет судака и говорит: «Отец Кузьма, вот тебе судак, несу на Вербное, скушаешь».

- Дай Бог тебе здоровья. На тебе целковый.

Судака взял, отнес домой и идет опять в церковь. Вот Яков, приятель егонный, двадцать годов не видались.

- Яков, как ты попал сюда?

- Да вот так, пришел прощаться, мы с тобой больше не увидимся. Из Питера приехал к тебе.

- Пост.. А чего я пощуся, пост еще будет, а Якова не будет, уедет ведь.

Бегом воротился, судака очистил, из головы, потрохов ухи сварил, рыбу зажарил. Поставил. Судак в печке стоит. Пошли с Яковом, помолились.

- Яков, пойдем у меня есть.

А двери-то не заперли, сидят, едят судака. Раскрывается келья, заходит святитель Тихон. Они ему в ноги: «Владыка, прости, Христа ради».

- Ребята, ешьте, любовь выше поста. Ты последнее ему зажарил и отдал. Ешьте на здоровье.

И сам он великий постник был, святитель-то. И кусок рыбы съел и ухи похлебал. И вот вы так же. Слушайте, а как же святитель Митрофан говорит: «Употреби труд, имей мерность — богат будешь! Не объедайся, не опивайся — здоров будешь! Твори благо, избегай злаго — спасен будешь!» Вот так. Ищите прежде Царства Божия, остальное все приложится, полегонечку, помаленечку.

Родные мои! Молитесь! Молитва – это крылья. Как птица без крыльев — так человек без молитвы жить не может. Ах, ноги отказали, глаза не видят. Как молиться то? Да хоть утром: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Обед пришел: «Господи, благослови». Вечер пришел: «Слава Тебе, Господи». И это обязательно. Кто прибавит к этому еще, и желательно и похвально. Потому что человек без молитвы, как птица без крыльев.

Родные мои, копейки потеряешь - наплевать, какую одежду потеряешь, да украдут - наплевать. Совесть, у совести нет зубов, а она загрызет до смерти. Я пожил на веку, повертелся на спине и на боку. Да как, чиста то совесть, придешь, чего поешь, ляжешь, на чем ляжешь. Да как спишь, Господи, дольше бы не будили. А как грязна то совесть, из бани придешь, чаю напьешься крепкого с сахаром, папушник мягкий и похлебка теплая, всего нахлебался, ляжешь, а что-то не спиться. Совесть не дает. Не теряйте ее, совести. Совесть потерять – самое страшное. А еще всех страшней человеку в глаза посмотреть. Глашка, дура, мы с тобой 25 годов живем вместе, не стыдно в глаза-то посмотреть. А вот и вы. Я часто видел, идут навстречу две родные сестры. Одна видит, что идет вторая – наплюет навстречу. Родные мои, друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. А пока вам доброго здоровья».

Вот так, живая душа живет в слове.

Сам архимандрит Павел Груздев себя никогда на первое место не ставил, он говорил, что он хуже всех и приводил в пример случай. Однажды поехал он служить с владыкой в город (а служил он в деревне). Отслужили, все хорошо. Священники тогда ходили без рясы, в партикулярном платье. Так, в чемоданчик все церковное сложит и идет. Владыка дал ему 20 рублей на дорогу и он, как он рассказывает, пошел, покушать же надо. Это о чем говорит? Что трапеза была, но он скромный человек, не пошел на трапезу, видимо забыли про него, как всегда в суете. Пошел на вокзал. В одно кафе зашел, ему говорят: «Дедушка, у тебя валенки грязные, лужи оставляют. Уходи, не пустим тебя». Пошел в другое: «А у нас комплексные обеды». Вот это мне и надо, говорит. Зашел, поставил чемоданчик, взял поднос, поставил обед, пошел: «Ах, ложку забыл». Пока ходил за ложкой, а уже к концу жизни видел-то он плохо, возвращается, а с его подноса уже другой мужчина кушает. Ну, он сел рядом, стал кушать второе, а тот его первое. Компот поделили на две части. Потом, тот мужчина поблагодарил и вышел. А он глядь, а чемоданчика нету под ногами! «Наверное этот жадина забрал и мой чемоданчик». Кинулся за ним бегом догонять, а видит, возле другого стола и его обед, и его чемоданчик. Просто не заметил их сразу, старенький. И тогда он сказал: «Вот, - святые люди, а мы о них не знаем. И хоть бы слово сказал! Поделился и поблагодарил».

Желаю вам хорошего воскресного дня, праздничного настроения. Желаю, чтобы нам по молитвам таких старцев, как отец Павел, достичь Царства Небесного, о чем и пишется сегодня в Святом Евангелии. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 06 марта 2016г.


Назад к списку