Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 08.05.2016г. Антипасха. Неделя св. апостола Фомы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 08.05.2016г. Антипасха. Неделя св. апостола Фомы

От Иоанна Святое благовествование, глава 20 (19-31).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Неделя Антипасхи, то есть следующее воскресенье за Пасхой, воскресение подобное Пасхе. Само название говорит, что Господь предлагает нам вместо Пасхи праздновать тот же Пасхальный праздник. И это празднование будет продолжаться, как в Евангелии сказано, сорок дней, до того момента, пока Господь не вознесется на Небо. Весь этот пасхальный период охватывает события последних сорока дней пребывания Господа Иисуса Христа на земле. Он создал Церковь, оставив обетование Святого Духа своим апостолам, дал им власть вязать и решить, утвердил все таинства, которые присутствуют в Церкви до сего дня. Он снабдил Церковь не только Своим учением, но и теми окрыляющими нас словами: «Я буду с вами во все дни до скончания века». Даже, удаляясь от нас на Небо,  Христос присутствует здесь с нами благодатью и церковными таинствами, и Духом Святым, также как и Отец через Христа с нами, также как и Дух Святой, от Отца через Сына посылаемый к нам живет посреди нас. И мы все веруем, что все это совершено крестными заслугами Господа нашего Иисуса Христа, Его страшной голгофской Жертвой и, самое главное, последующим воскресением из мертвых. Потому что если бы Христос не воскрес, как говорит апостол Павел, «то была бы тщетна проповедь наша и тщетна была бы вера». И вот сегодня как раз о вере наставляет нас Евангельский отрывок и заставляет задуматься, на примере святого апостола Фомы, которого в иконографии изображают, как правило, без бороды. Борода - символ мудрости, и Церковь хочет подчеркнуть, что у него не было той божественной мудрости, до тех пор, пока Христос не вдохнул в него веру. Когда Он, обратившись к Фоме, сказал: «Вот проверь, ты можешь это сделать сейчас. Дотронься своим перстом до Моих ран, вложи руки в Мои ребра, и ты увидишь, что Я тот самый, Который был распят на кресте на Голгофе, Который с вами путешествовал по Галилее, и Которому, когда-то ты, Фома, когда все боялись идти в Иудею, сказал, что готов умереть вместе со Мной». Когда умер Лазарь и Господь говорил своим ученикам, что надо посетить его на болезненном одре, а потом при его погребении, апостолы утверждали, что это опасно, потому что уже в синедрионе было решено, что Христа возьмут под стражу, и будет какой-то суд над Ним, чуть ли не до смерти. Это все они уже знали, и уговаривали туда не идти. И только один из них, этот безбородый, молодой Фома сказал: «Нет, Господи, пойдем и мы умрем вместе с Тобой». То есть при жизни Христа он был готов разделить с Ним любую Его судьбу, и это очень важно. Но когда произошло все то, начиная с Гефсиманского сада и до самой смерти Христовой, чему он был свидетель, конечно, вера его поколебалась, как и вера всех апостолов, включая самого верного Петра. Можно себе представить их состояние. Ведь они, были свидетелями великих чудес, чувствовали глубину учения, преподносимого Христом, видели, что оно подтверждается невероятными делами, которыми не один пророков Ветхого Завета не мог себя явить. И никогда у них в голове не укладывалось, что может так произойти, что Он отдаст Себя так спокойно, добровольно, даже, можно сказать, порицая Петра за то, что он дает отпор в Его пленении, потому что только после того апостолы разбежались, когда Христос сказал: «Вложи свой меч в ножны, ибо надлежит тому быть». И апостол Петр бросил свой меч и скрылся, сбежал в страхе, в панике, а затем был свидетелем всего того, что происходило во дворе архиерейском, и трижды отрекся от своего Учителя. Ну и другие апостолы, они ничем от него не отличались. Вот они все находились в таком оцепенении, в непонимании того, что произошло. Если действительно Христос говорил правду, то почему же Он умер? Почему Он не восстановил царство Израиля? Почему Он, въехав в Иерусалим как царь-триумфатор, не сверг римлян, не оказал им отпор. Тот, Который море укрощал, Который воскрешал мертвых, Который обладал такими невероятными способностями, как хождение по водам? Почему Он этого не сделал, для них было не понятно. И только когда жены-мироносицы пришли и радостно возвестили им о том, что Христос воскрес, любящее сердце двух апостолов рванулось в Гефсиманию для того, чтобы убедиться и лично увидеть, что это Чудо произошло, потому что они надеялись, что не может все так бесславно закончится. И после этого радость Воскресения Христова разворачивается, она всё охватывает собой, как Церковь поет: «Ныне вся исполнишася света, Небо и земля, и преисподняя», то есть три наших плана бытия: Горний мир, наш мир и тот мир, хтонических духов - противников, живущих где-то под землей, все они охвачены Воскресением. Потому что Христос был прав, в конце концов, когда Он утверждал: «Вложи свой меч обратно». Как замечательно сказал один философ: «борясь с чудовищами не превратитесь сами в чудовищ». То есть добро нельзя утвердить силой, нельзя злом на зло ответить и победить, можно зло только изнутри заполнить добром. А заполнить его можно только поддавшись, но войдя добром в это зло, его заполонить, уничтожить, так, как Христос в аде это совершил. Когда Он сошел в ад, Иоанн Златоуст говорит, что «дьявол приразился Христу».  Подумал, что это душа такого же человека, как любой из нас, принял Его в ад, а мог ведь и не принять, а там уже Христос вырос во всю Свою силу, умножил Свою мощь и сверг владычество дьявола и его ада. Только так можно побеждать зло. Только добром, только молитвой, только сокровенной радостью о том, что Господь рядом и Господь все слышит и знает, и направит по нужному пути человека.

Так вот, вернемся к Фоме. Когда Фома увидел это все и узнал Христа, он сказал: «Господь мой и Бог мой». И Христос ему ответил: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Нам может показаться, что речь идет о какой-то слепой вере. Ничего подобного. Вспомните, что Великим постом мы слышали за Богослужением: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Вкусите, это не значит «пощупайте», это не означает увидеть глазами, почувствовать обонянием своим, услышать ушами, нет. Вкусить, это значит, принять в себя. И только тогда можно увидеть, услышать и познать. Так вот, вера это и есть принятие в себя, прежде всего, конечно, Христа. Даже не того, что Он сказал, или того, что Он сделал, а Самого Христа, Его Богочеловеческую ипостась. Подобно тому, как мы причащаемся Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа за Божественной литургией, также и в интеллектуальном смысле, то есть в разумном смысле, который охватывает нашу душу, наше сердце, нашу волю. Мы должны принять Христа, вкусив Его благость и Его добро, как Личность Всечеловека и Бога. Можно много на эту тему говорить, но я приведу лишь только один пример, чем вера превосходит какое-то знание, или науку, или опыт, как бы мы сказали. Потому что всегда человек, который себя считает разумным, ученым, говорит: «Без опыта мы ничего не можем знать до конца. Нам нужно убедиться, нам нужно провести исследование и в результате этого исследования мы сможем сделать какие-то научные выводы, а уже потом, эти научные выводы станут основой гипотез, а затем и теорий, если удастся это все доказать». Так вот, наша современная наука утверждает, что нет ничего, кроме материи, которая постоянно живет и развивается, а все остальное является результатом человеческой реакции и отражения, рефлексии его души. Ученые не отрицают душу, но под ней они подразумевают тот, как бы не физический план бытия, но все-таки материальный, потому что это составная часть человеческого тела, со всеми ее отправлениями, со всем тем, что живет в организме человека. Так вот, утверждая это, они другими словами говорят: «Вот человек, верь и знай, что ты живешь, но за порогом этой жизни уже ничего не будет, ничего для тебя не светит.  Все то, что тебя окружает, это и есть твоя жизнь». Но если мы посмотрим на эту жизнь, мы поймем, что она недостойна человека. Мы, конечно, сами превратили ее в такой хаос и такой кошмар, мы могли бы жить лучше. Но, тем не менее, вот эти все нестроения и страхи, которые в жизни присутствуют, они говорят о том, что понимая это, мы сопрягаем наши представления об идеальном мире с чем-то высоким, с тем, что лежит за его границами. Атеизм, то есть отрицание Бога, возможности чуда и прорыва к надмирному невещественному бытию, проповедует вечную смерть: «Человек, верь, с этой жизнью для тебя всё окончится». А Церковь говорит нам о том, что за порогом этой жизни, только и начинается жизнь. Только там мы увидим все эти вещи, которые нас окружают, в их истинном виде. Об этом говорили еще древнегреческие философы, например Платон, который утверждал, что есть мир идей, которые формируют мир материальный. А христианство говорит о вечной жизни, о том, что родившись один раз, человек уже не в состоянии умереть. Он все свои силы, все свои умения, все свои желания должен посвятить тому, чтобы добиться Рая. И не случайно в Церкви есть такое песнопение, посвященное Адаму, когда он был изгнан из Рая, зная, что там было, и сравнил с землей, и это сравнение было не в пользу земли, и он сел у запертых врат Рая и плакал, и просил, чтобы Господь простил его. Но уже было невозможно, потому что весь смысл состоял в том, что он повредил свою природу, и уже в новой, падшей природе он войти в Рай не мог. Он плакал и стенал, и говорил: «Раю мой Раю, прекрасный мой Раю». И вот, человечество до наших дней плачет по этому утраченному Раю, но во дни Святой Пасхи мы видим, как Райские врата открываются и в душу человека льется Божественная Благодать. Пускай же она и в нашу душу прольется, и также окрылит нас на творение добрых дел, на участие во всем том благе, которое Господь щедро посылает нам на эту грешную землю.

Христос Воскресе!

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 08 мая 2016г.


Назад к списку