Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 22.05.2016г. Неделя о расслабленном
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 22.05.2016г. Неделя о расслабленном

От Иоанна Святое благовествование, глава 5 (1-15).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали за воскресной литургией чтение о том, как Господь исцелил расслабленного на источнике Вифезда, что значит, посланный. Первую часть этого отрывка мы обычно читаем на водосвятном молебне, и в момент освящения воды мы молимся, чтобы Господь послал этой воде дар исцеления, очищения, отгнания всякого лукавого духа, чтобы вернулось то нормальное течение человеческой жизни, которое Господь положил каждому из нас,  то есть чтобы мы были здравы. И далее евангелист Иоанн повествует о том, как человек, который 38 лет лежал, скованный тяжким недугом и не мог подняться, не мог спуститься по ступеням бассейна самостоятельно, в тот момент, когда в него, всего один раз в году, в неизвестный день, в разное время года, сходил Ангел Божий и возмущал воду. И только тот, кто первым успеет войти в эту купель, сразу же по возмущении воды, тот получал исцеление. Все остальные были вынуждены ждать до следующего года, как им повезет. И к этому человеку пришел Господь. Увидев его, обратившись к нему, Он сказал: «Хочешь ли ты получить исцеление?» Тот сказал: «Да, но я не имею помощника, чтобы спуститься по ступеням, который бы взял меня на свои руки и положил на эти воды, и сделал это так, чтобы до меня никто не сошел». Конечно, это было нереально. И Господь спрашивает: «Хочешь ли ты быть исцеленным?»

- Да, хочу.

- Будь же. Бери свою постель и иди домой.

Это была суббота - праздничный день. По ветхозаветному закону нельзя было работать. И поэтому люди, которые видели, что он несет ношу – свою постель, в основном это книжники, стали упрекать исцеленного, говоря ему слова укоризненны: «зачем ты в субботу совершаешь дела?». На что тот отвечал им, что ему велел это делать Тот, Который его исцелил. - А кто это? - А вот, не знаю. Потому что Господь не открыл Своего имени, не сказал, кто Он. Но понятно было, что не простой человек. А потом в храме, это очень важное указание евангелиста, потому что тот человек не побежал домой обратно к своим мирским делам, к тем греховным поступкам, которые он, и каждый из нас, наверное, совершает, будучи здоровым, нет, он пошел в церковь, поблагодарить Бога за исцеление. Тридцать восемь лет человек глядел в небо и ждал чуда и вот, оно совершилось через Того, кого он встретил случайно. И он решил поблагодарить Господа. И там, Господь наш Иисус Христос к нему снова подошел и говорит: «Видишь, что Господь с тобою сделал?»

- Кто Он?

- Это Я.

И Господь сказал про Себя, утвердил своё божественное происхождение . Не часто Он это говорил тем людям, которые Его окружали. И Он говорит ему: «Иди и больше не греши». И вот, такое светлое, замечательное, жизнеутверждающее послание сегодня направляет Господь каждому из нас и говорит нам о чем-то очень важном. И это очень важное, наверное, состоит в следующем: Мы очень часто ждем, что встретим на своем жизненном пути человека, который нам поможет дойти до самой сути, до истины, сделает нас счастливыми, даст нам какое-то укрепление в этой жизни. Но мы заблуждаемся, потому что все люди, которые подходят к нам зачастую, такие же шаткие, такие же неверные, больные  как и каждый из нас. И в каждом из нас присутствует грех. Поэтому, если мы хотим счастья, то мы должны ждать его только от Господа, Который единственный есть податель всякого блага, нераздельно, без всякой скверны. Вот, Кто источник добра. И, конечно, в своих молитвах мы должны, прежде всего, об этом просить.

Ну и самое главное. Христос почему исцелял того или иного человека? Он это делал только тогда, когда видел в его сердце веру. Если эта вера была, то исцеление можно было подать. А если нет, то понятно, что всегда присутствует такое искушение, вот, я исцелюсь, и все остальное меня уже не интересует, кроме меня самого. И обратно возвращается человек к своему эгоизму, к своим корыстным каким-то побуждениям, а это неугодно Господу. Поэтому и показан здесь образ отсутствия человека, который бы помог спуститься к воде, и 38 лет мучений. А что это такое? Это, не дай Бог, каждому из нас узнать. Потому что если и три года лежит человек, прикованный к постели, мы можем себе представить, что с ним происходит. Это и пролежни, это и раны на ногах и руках, и на спине, это и нечистоты, которые кто-то должен регулярно выносить. А 38 лет это вообще страшно себе представить. Но человек сохранил свою веру. Он продолжал надеяться на милость Божию. И эта милость его постигла. Так и каждый из нас. Если мы перенесем эту историю в духовный план, то увидим, что по отношению к Господу мы такие же расслабленные, как и этот человек. Потому что, то доброе, что хотим творить, мы делать не в силах, а злое, которое понимаем, что плохо, оно истекает из нас, как те гнойные кровоточивые раны, расслабленного человека, которые открываются в результате долгого лежания без движения. И потому, нравственный вывод, который мы должны сделать из этой реальной исторической повести о том, как Господь исцелил человека, состоит в следующем: нужно постоянно находиться в беспокойстве. Старец Паисий Святогорец говорил о том, что человек должен быть в состоянии «доброй обеспокоенности» то есть постоянной неудовлетворенности своим настоящим положением, потому что как только он скажет: «Все, я уже чего-то достиг», тогда и наступает духовная смерть. А может быть только тогда какое-то движение, когда человек чувствует, что ему чего-то недостает. А недостает ему источника святости, общения с Богом, - ответ на нашу молитву, который должен быть нами услышан.

И вот, сегодняшний ответ на наши молитвы – это праздник святого Николая Чудотворца, который, будучи человеком – не ангелом, еще от юности своей избран промыслом Божиим, чтобы утверждать православную веру, чтобы вселять в сердца людей любовь, надежду, добрый помысел, стремление подражать. Потому что святитель Николай, вы знаете, почитается не только в Православной Церкви, но и по всему миру людскому. Везде, где бы мы не кинули взор, даже среди язычников, его имя благоговейно чтится. Почему это произошло? Потому что в отличие от каждого из нас он имел такую любовь, которая вбирала в себя всех, независимо от его вероисповедания, или его национальных признаков, каких-то идеологических убеждений. Потому что он любил творение Божие, он любил не только людей, но и все, что создано Богом, все, что Им утверждено. Сегодня в день перенесения его святых мощей мы, с одной стороны радуемся, а с другой понимаем, что православный восток, где он жил и был прославлен, и стал великим столпом Церкви, близким сердцу каждого из нас, утратил его мощи. Но вот, мы поем в тропаре: «Днесь день великого торжества, град Барский радуется и вся вселенная ликовствует». На самом деле, ели быть честными по отношению к церковной истории, мы должны сказать, что это была кража мощей из Мир Ликийских воинами, которые были отправлены из Италии. Но они сделали это промыслительно. Потому что прошло еще каких-то несколько столетий и в эти пределы вторглись турки-османы. А турки-османы были враждебно настроены по отношению к православию и особо почитаемые святыни уничтожали. И вот так они сожгли когда-то мощи святого Саввы Сербского, пытались сжечь тело святого Иоанна Русского, так же они, наверное, покусились бы и на мощи великого святителя Николая. Поэтому для нас это большое счастье, что сейчас можно им поклониться, гипотетически, конечно, ведь сейчас сложно куда-то ехать. Каждый год этот гроб наполняется святым миром, которое чудесным образом источают его мощи, и люди с верой, надеждой, любовью идут к святителю, могут помазаться этим миром, попросить в молитвах исцеления, того, о чем мы сегодня читали в Евангелии. Поздравляю всех с праздником. Христос Воскресе!

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 22 мая 2016г.


Назад к списку