Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 10.07.2016г. Светильник для тела есть око
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 10.07.2016г. Светильник для тела есть око

От Матфея Святое благовествование, глава 6 (22-33).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Рече Господь в Нагорной проповеди, фрагмент которой мы сегодня слушали: «Светильник для тела, это – глаза. Если око твое будет чистым, то все тело будет чистым, если око будет темным, то все тело будет темным. Если око твое (которое должно быть светом) есть тьма в тебе, то какова же на самом деле та тьма, которая ждет тебя в будущем веке?» действительно, страшные слова. И дальше Он продолжает: «Не может человек двум господам работать. Потому что, если будет служить одному, другому будет нерадеть, если угождать будет одному, то другой будет в небрежении». Такие простые истины, практически они очень похожи на те афоризмы, которые говорили древние философы, желая в них выразить какую-то очень глубокую мысль. И, наверное, каждый из нас думает сейчас о том, что дар зрения это великий дар. Вот попробуйте себе представить, что мы ничего не видим, мы погружены во тьму. Как это страшно, как многого мы тогда становимся лишены в этой жизни. А вот Господь судил так, что мы видим. Взирая на окружающий мир, мы его постигаем, начинает работать познавательная функция нашего организма, мы с радостью впитываем в себя все те впечатления, весь этот психологический ряд, который нас окружает. Мы настолько любим это все, что зрение становится самым главным для нас, наверное, даже оставляя позади желание насытиться и напиться. Надо видеть, как можно больше увидеть в этом мире. И Господь наполнил этот мир различными красивыми картинами. Но вместе с этим в мир вошло зло, и это зло тоже дает о себе знать через наши органы чувств, прежде всего через зрение. И как говорила преподобная Синклитикия Египеткая: «Окна смерти – наши глаза, потому что через них врывается грех в наш духовно-телесный организм и разрушает все».

Есть такое слово в богослужебных текстах, когда воспевается Господь наш Иисус Христос, мы говорим о том, что Он «очистил нас от бесовской крови». Это очень интересное слово, которое заставляет нас задуматься, о чем идет речь. Почему в нас текла бесовская кровь? И вот святые отцы, например, такие как Ефрем Сирин, говорят о том, что когда человек взирает на грех, то кровообращение в нем обогащается этим грехом. Если он приобщается этому греху, любым образом, но прежде всего, когда взирает, наверное, потому что это подобно фотопластинке. Оно отображается, и уже невозможно избавиться от образов, которые вносит в человека это зрение и заражает кровь. И вот, кровь человеческая превращается в кровь противника Божия и начальника греха. И, таким образом, живет в нем, стремиться вырваться наружу в дурных поступках, в плохих деяниях. И только Христос может очистить нас от бесовской крови. Это очень интересный, такой выпуклый, что ли образ, о котором мы говорим. Но мир тот, который создал Бог, он на самом деле не нес в себе никакой скверны. Он давал нам возможность прикоснуться чрез этот мир к его Творцу, увидеть в нем, как в зеркале, отображение Божие. У Иосифа Бродского есть такая интересная мысль, - он говорит: «Когда Бог создавал мир, Он прежде всего, создал воду и над этой водой носился Дух Святой. И, наверное, Бог увидел Себя в отражении этой воды». Это говорит о том, что материя, слепая и сотворенная, имеет от Бога дар отображать Его совершенства. И вот также и человек, должен увидеть Бога в отражении этого мира, той первоматерии, и вообще всего того, что окружает нас. Но, к сожалению, мы видим только плохое, а должны настроить себя на хорошее.

Вот, Авва Дорофей, был такой великий святой, который оставил небольшую книгу поучений. Он был монахом, жил в пустыне, в городах не жил, он не знал цивилизации, пас верблюдов. Его Антоний попросил, чтобы он помогал ему. Он с неохотой, а потом, будучи отроком, все больше и больше стал прислушиваться к тому слову, которое нес Антоний монахам. В конце концов, он прожил долгую жизнь и в завершении ее написал вот эти поучения. И вот он пишет, что стоят на площади три человека, а мимо проходит четвертый. И вот один подумал: «Этот человек идет для того, чтобы что-то украсть». А другой подумал: «Он идет в блудилище, чтоб согрешить с женщиной». А третий подумал: «Он пошел на молитву. Пусть же он и меня помянет в своих молитвах». И Авва Дорофей говорит: «Вот три человека, и все подумали разное. Они не знают, для чего тот, четвертый, пошел, но подумали так, в силу того греха, который в них живет». Вот не было бы у них греховного помысла, как у последнего, они не подумали бы плохого. И выводит из этого следующую истину, что человек настолько заражен грехом, насколько он способен представить и пожелать его ближнему своему. Поэтому мы в этот день, когда слышим эти слова, вспоминаем о наших глазах, прежде всего.

Но тут не только о  целомудренности взора идет речь. Ведь мы многого не видим. Мы, например, не видим Бога. Мы видим, что стоят церкви, что в них служатся службы, что можно прийти и причаститься, что можно заказать какую-то молитву, и священник ее прочтет, и может быть эта молитва дойдет то того Высшего Существа, которое руководит моей жизнью. Но то, что вот здесь, где-то в этом мире, в моем доме, или за спиной моего ребенка, может стоять Христос, мы этого не видим, а должны. И вот об этом как раз и говорит сегодня Господь. Если око твое будет чистым, то и все тело очиститься, станет светлым, станет способным войти в Царство Небесное. Можно, и хотелось бы говорить много, но ведь жизнь каждого из нас лучше всего известна, прежде всего, нам самим.

Вот, рядом у храма стоит очередь – люди, которые ждут крещения. Это хорошие люди, они правильно делают, что крестят своих детей. Но, к сожалению, зачастую и в нашей жизни и в их жизни тоже случается так, что вот этот приход в церковь, он единственный, а потом еще в конце жизни, когда это крещенное некогда тело будут отпевать. А о том задуматься, что в этот день сегодня, когда этого младенца будут крестить, в его душу засевается зерно Царства Небесного и Невеста Христова - Церковь, ждет, когда же это зерно вырастет. А вырастить его может только он сам, а не кто-то и не где-то, а сам этот человек, которому сегодня Духом Святым было засеяно это зерно, только он. Но, к сожалению, нет тех сил, потому что око темное. Оно что знает, это око? Работу, тяжелую и изнурительную, кратковременный отдых, а еще оно знает телевизор, еще знает пойти куда-то, посмотреть что-то, попить пиво, посудачить о футболе, о политике, то что, наверное, не является Царством Небесным, потому что в конце вот этой всей Своей  проповеди Господь говорит: «Ищите прежде всего Царства Небесного и правды его». А где эта правда, если вся жизнь посвящена только вот этому видимому, тому что мы можем потрогать, пощупать, здесь прикоснуться, семьдесят лет, аще в силах восемьдесят, а потом уйти с этой земли, раствориться в каком-то небытии? Душа тогда откроет свои глаза и на Страшном суде она увидит сидящего на престоле Господа. Она будет плакать, стенать, обливаться слезами, но ничего сделать не сможет, потому что здесь в этом Царстве этой душе будет скучно. Ведь она же привыкла к чему? К телевизору, и к тому, что там показывают, к тем развлечениям, к которым навыкла в этом мире. Ей скучно будет слушать песнопения ангельские, ей нужен будет ресторан и много еды и еще большой экран, на котором пестрит картинками иллюзорный мир веселья. А их там нет. Вот поэтому, а не потому что Господь злой и нетерпимый, а просто греховный навык не позволит этой душе, слепой и несчастной, прикоснуться к той правде Небесного Царствия, которое нам назначено. Поэтому, братья и сестры, все это очень хорошо, но Царство Небесное начинается не где-то там, а вот здесь, у дверей нашего сердца, как сказал Господь. И когда мы пытаемся приоткрыть это сердце, вот тогда мы должны вспомнить, с какими чувствами мы это делаем, потому что сердце можно открыть и для греха и наполниться бесовской кровью, можно открыть его для правды Божией, но это происходит через страдание, через крест, через сострадание тому человеку, который рядом с нами. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 10 июля 2016г.


Назад к списку