Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 07.08.2016г. Исцеление двух слепцов и немого
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 07.08.2016г. Исцеление двух слепцов и немого

От Матфея Святое благовествование, глава 9 (27-35).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Жанр проповеди предполагает выявление нравственного, практического урока из Евангельского чтения. По-научному это называется герменевтика, то есть толкование. И вот сегодня нам предстоит понять, что же Господь предлагает нашему вниманию, и какой урок мы должны из этого извлечь.

Мы были свидетелями чтения о том, как Христос исцелил двух людей, которые были лишены зрения, двух слепцов, как Он вернул возможность говорить человеку немому и после этого был оболган, был подвержен жестокой критике со стороны фарисеев. Но это не послужило тому, чтобы Он прекратил свою проповедь, не стало причиной того, чтобы Он вступил в перепалку и споры с людьми, которые не воспринимали Его поучения. Он, наоборот, сказано, ходил по городам и весям и проповедовал Евангелие Царства Небесного. Вот, краткое содержание сегодняшнего чтения. Оно, кажется, и не требует особого толкования, мы знаем, что Господь, в силу Своей величайшей любви к роду человеческому всегда творил дела милосердия. Он делал это из сострадания к человеческому роду потому что Сам, будучи истинным Богом и истинным Человеком в одном лице, знал нужды людей, понимал их потребности. И, самое главное, переживал чужую боль, как Свою. Он знал, что такое быть слепым, быть человеком, лишенным зрения, лишенным возможности видеть этот прекрасный мир, который нас окружает. Попробуйте, представьте себе. Я недавно видел такого человека, он шел по улице и держал за плечо рядом идущего зрячего товарища, и боялся потерять его. И в человеческой толпе, в сутолоке людного места, он вдруг на минутку отнял свою руку, и было видно, как он испугался, что было изображено на его лице, как он стал тревожно искать это знакомое на ощупь плечо. А все остальное для него было погружено во тьму. У этого человека такая неполноценная, ощупью опознаваемая жизнь, и разве не страшно жить в такой темноте? И вот мы становимся свидетелями того, как Господь возвращает зрение слепым. Приглашает их в дом, где Он проповедовал, и там Он их спрашивает: «Верите, что Я могу с вами это сделать». И они отвечают: «Да, Господи, верим». Он говорит: «Вы прозрите», и они открывают глаза на этот прекрасный мир, на мир, который Господь создал как второе Писание. Ка сказано, есть два откровения: одно – естественное, другое – сверхъестественное. Сверхъестественное, - это то, которое мы читаем в Священных Книгах. А естественное, - это природа, это то, что нас окружает, то, что должно подтвердить славу и величие Творца. И вот, эти люди увидели этот мир, возрадовались, пошли славить Бога, хотя Христос им сказал, строго-настрого приказал, как сказано в Евангелии: «Никому об этом не вещайте». Но они вышли из этого дома и по всем улицам, городам и весям пронесли эту благую весть, о том, что Христос исцелил их, что Он коснулся их, дал им возможность вновь почувствовать себя во всей полноте человеческой славы, увидеть этот мир и возликовать.

Потом, в этом же доме Он исцелил немого. Что такое, быть немым? Что такое, не обладать способностью изрекать слово. Ведь слово, на самом деле, есть Божественный дар. Только человек владеет этим даром, только человек может через слово возродить новую жизнь и через слово эту жизнь отнять. Разве не мы свидетели того, сколько через слово происходить и доброго и злого, потому что со слова все начинается. И не случайно святой апостол Иоанн Богослов об этом же пишет в своем Священном Евангелии: «Вначале было Слово». И вот, лишен человек этого дара, нету у него способности изречь слово. Он хочет, в его душе созревает желание сказать что-то и передать какую-то информацию, но не получается и он страдает именно из-за этого. И вот Господь возвращает этот дар, Он дает возможность через слово коснуться слуха, и через этот слух передать впечатления, передать то, что живет на глубине его сердца, что живет в его душе и бьется, как птица. И вот это первый, буквальный смысл сегодняшнего Евангелия.

Но мы знаем, еще преподобный Иоанн Кассиан Римлянин выявил четыре смысла толкования, или герменевтики. Второй – аллегорический. Смысл, который мы должны извлечь из этого состоит в следующем. Мы понимаем, что каждый из нас в какой-то степени слеп или глух. Мы не можем увидеть духовный мир во всей его полноте. Вернее, мы можем, но только на краткий миг, когда сердце возгорится, вострепещет, возжелает высшего нашего жительства. А потом оно охладеет, обмякнет и вновь возвратится на стезю этого мира. И вновь оно погружается в теплохладность нашего бытия, и мы не видим мир, который искажен нашим грехом. Апостол Павел писал, что видим, как «сквозь тусклое стекло, угадывая». Мы, как те слепые, во тьме бредем по этой жизни, и это, наша участь. Мы хотим сказать слово Господу, но такое, которое бы приклонило Его внимание. Вот, например, Моисей, который заикался и страдал неспособностью ярко выразить свое слово. Но когда он молился, Господь ему отвечал: «Что ты вопиешь ко Мне? У Меня уши болят от твоего крика». Такое слово сказать мы не можем, потому что мы бессильны, у нас нет этого дара слова, мы слово и дело разделяем в своей жизни. У нас слова добрые и хорошие, а душа злая и завистливая, злая и удобопреклонная ко всякому плохому делу. Поэтому, душа разбита, и мы не можем соединить вместе душу и слово, и вознести ее к Богу. Вот аллегория нынешнего чтения. Что же нужно сделать? Нужно прибегнуть к Христу, нужно подойти к Нему и сказать: «Я верую, Господи, что Ты можешь со мной это совершить. Сделай же это как можно скорее. Чтобы я это увидел, чтобы мир, окружающий меня, не только видимый, но и тот, невидимый, в котором Ты живешь, стал реальностью, стал, действительно той стезей, по которой я пройду в Царство Небесное».

Есть еще и нравственный смысл. Он состоит в том, что для того, чтобы достичь этой зрячести и дара слова, мы должны кое-чем и поступиться. Это наша самость, наш эгоизм, наше пристрастие к тому, к чему мы привыкли в течение своей земной жизни. Надо понять это, нужно отрешиться от этого. Получить исцеление, это значит впустить в свой внутренний мир Самого Господа, отдать Ему себя без остатка.

И духовный смысл, последняя степень, четвертая: «В Царство Небесное не внидет ничто скверное». И для того, чтобы нам перейти эту грань, от земного к небесному, мы должны узреть в Небесах Господа, мы должны отдать Ему свое сердце и воспарить к Нему на крыльях молитвы, на крыльях нашей любви, и стать с Ним единым целым. Вот, краткое толкование сегодняшнего евангельского отрывка и его понимание. Очень многое зависит от человека. Есть такой камень, который Господь не в силах поднять и этот камень – человеческое сердце. Оно должно из каменного превратиться в любящее, плотяное. Должно стать тем вместилищем Живого Бога, о Котором Христос сказал: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Вот, это о каждом из нас. Будем же об этом помнить и благодарить Бога за то, что Он готов ответить на любой наш призыв. На каждое наше слово откликнуться Своей любовью, Своей милостью, Своим неизреченным человеколюбием. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 07 августа 2016г.


Назад к списку