Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 04.09.2016г. Притча о прощении должника царем
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 04.09.2016г. Притча о прощении должника царем

От Матфея Святое благовествование, глава 18 (23-35).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня вы слышали замечательную притчу о прощении должника царем, заимодавца господином. Это для нас в назидание, это краткий пересказ того, каким должен быть христианин. Мы говорим о том, что Царство Небесное это есть воплощение всех замечательных черт человеческой жизни, но это еще и «жизнь небесная», это жизнь с Богом, это то, что можно назвать истиной в самой ее сердцевине.  Господь сравнивает Царство Небесное, приводит такой пример, который вы слышали сегодня. Подобно оно тому, как некий господин имел должника, который должен был ему тьмою талантов. Тьма талантов – это денежная сумма, которая была примерно равна десяти тысячам серебряных монет. А сам должник тоже был заимодавцем, давал другим деньги в долг. И когда господин узнал, что заимодавец не может вернуть ему эту огромную сумму, он велел, чтобы все имущество его было продано, и его домочадцы: и дети, и жена, были проданы в рабство, а вырученные деньги были уплачены господину. А сам он попал бы в рабство. И вот, видя такую жуткую перспективу, этот несчастный взмолился перед господином и сказал: «Потерпи на мне, я тебе все воздам». И умилосердился, сказано, господин, простил весь долг. И как бы сказал: «Хорошо, иди с миром, буду ждать, сколько ты скажешь». И только этот человек вышел за порог дома, он увидел человека, который был должен ему незначительную сумму, всего сто монет. И он бросился на него и стал трясти, требовать, сказано, что он с пристрастием это делал, «давляше», - так по-славянски это звучит. И когда друзья того человека, который должен был сто монет, увидели, что происходит, они донесли об этом господину. И господин вновь вызвал этого своего должника и говорит: «Я тебе такую огромную сумму простил, а ты всего сто монет не мог простить своему должнику? Что же, тогда все возвращается на свои круги. Коль ты не простил, то и я велю, чтоб сейчас тебя били до тех пор, пока ты не вернешь». И так будет с каждым человеком, который не имеет милосердия в своем сердце.

Вот, казалось бы, никаких особых толкований не нужно. Это иносказание, но оно говорит о том, что перед Богом мы виноваты во много количество раз. А перед ближним, который всегда с нами, мы не так прегрешаем, как перед Богом. Потому что эти грехи несравнимы. Святитель Иоанн Златоуст спрашивает: «Неужели вы думаете, что вина возрастает, помноженная на величину Бога?» «Нет», - говорит он. А все очень просто. Дело в том, что когда человек согрешает против Бога, то он, таким образом, помрачает свое богосозданное естество. То есть, когда мы грешим против Бога, то разрушается цельность нашей природы, нашего человечества. Происходит тоже, что произошло с Адамом. Когда мы согрешаем по отношению к человеку, мы можем быстро урегулировать эти недоразумения. Мы можем подойти, попросить прощение, мы можем сделать какой-то подарок, мы можем, в конце концов, искупить свою вину. Но как искупить вину перед Богом, Которого мы не видим, и в молитве не всегда слышим Его отзыв, Его ответ? Это очень сложно. И, самое страшное, что в результате наших грехов против Бога разрушается человеческий образ, возникает навык ко греху, и восстановить это практически уже не возможно. Потому и такое сравнение приводится в притче, говорит святитель Иоанн Златоуст. Там тьма талантов, то есть то, что уже невозможно вернуть обратно, а здесь – незначительная сумма. Но и эту незначительную сумму не каждый из нас может простить, для того, чтобы своего ближнего отпустить на свободу. Но это все связано. Надо сделать первый шаг. Поэтому, сказано, что любовь к ближнему должна быть подобна любви к Богу. Но это первая ступень восхождения и очищения человека от греха. Поэтому, братья и сестры, попробуем вспомнить, кто же против нас виновен и простить его от всего сердца, от всей души, от всего помышления, как сказано в Священном Писании.

Вообще эта притча не совсем понятна нам без предисловия. До того, как рассказать эту притчу, Христос говорил своим ученикам: «Если виноват брат твой против тебя, то приди и обличи его наедине. Если тебя не послушает, то приведи еще друга с собой. Если с другом не послушает, повеждь Церкви. Если и Церковь преслушает, то пусть он тебе будет как язычник и мытарь». И апостол Петр, когда это услышал, спросил у Господа: «А сколько раз мне прощать брату моему? Не до семи ли раз?» А Христос ответил: «Не до семи, тебе говорю, но до семижды семидесяти». То есть, другими словами, семьдесят надо умножить на семь. Получается четыреста девяносто. Но, естественно, считать никто не будет, и эти слова из себя представляют некую идиому, то есть, - прощать бесконечно. Почему апостол Петр сразу перевел все в практическую плоскость? Потому что фарисеи в то время толковали послание пророка Амоса, где было сказано, что Господь прощает Ниневию три раза, но не четыре, что Он прощает Газу три раза, но не четыре, что Он прощает Эдем три раза, но не четыре. Повторяются такие слова. И они оттуда вывели формулу, что Бог может простить прегрешения только три раза, а уже четвертый невозможно. Апостол Петр увеличивает это число вдвое, а Христос говорит, - бесконечно. И далее следует эта притча, о которой мы сегодня говорили.

Конечно, сердце человека должно быть готово отпустить ближнего на свободу всегда. Оно должно быть в таком состоянии и в таком положении, что знание своей греховности не допускает того, что есть кто-то еще более грешный, чем я сам. А раз его нет, такого человека, то, коль Господь меня прощает, то и любого другого ближнего моего Он должен простить, потому что он чище, святее, милее сердцу Божьему, чем я. Если мы будем так думать, то тогда и не будет этой розни. И, дай Бог, чтобы в нашей жизни превозношения и греховности осуждения ближних не было никогда и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 04 сентября 2016г.


Назад к списку