Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 26.02.2017г. Воспоминание изгнания Адама из Рая
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 26.02.2017г. Воспоминание изгнания Адама из Рая

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

 

Воскресенье 26.02.2017г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня Церковь напутствует нас, перед началом Великого Поста, воспоминаем библейских событий изгнания наших праотцев из Рая. И сегодня мы говорим о том, что это было страшным последствием грехопадения наших прародителей, которые отвергли волю Божию и по своему свободному выбору, по своему хотению избрали этот путь. Это было началом богоотступничества и греха в нашем грешном мире, последствия которого мы ощущаем каждый в себе. Поэтому для нас очень важно понять, что изгнание из Рая произошло не потому, что Бог рассердился на людей, обиделся, что Они не исполняют Его заповеди, а из-за того, что человек сам потерял свою богоравную природу. Во внутреннем существе человека произошло такое, как бы мы сказали, конституционное нарушение, нарушение самой сути человеческой жизни, что он уже не мог находиться рядом с Богом, не мог быть в Раю. И всякий раз, тоскуя о святости, наше человеческое сердце вспоминает, что мы не можем преодолеть то, что мы называем грехом, своими силами. Поэтому Великий Пост, который предваряет Пасху Христову, должен подготовить нас к тому, что жизнь вечная только тогда приходит к человеку, когда он побеждает грех, когда он облекается во всеоружие Божие, как мы читаем у апостола Павла, вооружается верой, надевает шлем спасения, берет духовный меч слова Божия. Все духовные доспехи будут нам сопутствовать в течение всего Великого Поста.

В сегодняшний день, вспоминая наших прародителей, мы, конечно же, с одной стороны горюем о том, что это произошло. И говорит очень часто человек: «Вот, если бы Адам и Ева так не поступили, как бы мы могли жить». А с другой стороны, мы понимаем, что даже такие совершенные люди, как наши прародители, пали из-за того, что они не знали, что без Бога мы никто и ничто. Задача человеческая, понять, что только с Богом, только во Христе мы имеем смысл, мы имеем основание в этой жизни.

В эти дни в церкви, за Богослужением мы часто слышим слово «покаяние». Еще раньше мы читали, как Иоанн Креститель сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», и каждый вечер перед воскресной службой поем гимн «Покаяния двери отверзи ми Жизнодавче». Сегодня мы слышали маленький тропарь о том, как Адам плакал и возносил покаянную песнь перед Райскими вратами. И вот, Великим Постом, основная мысль, которая проходит через все наши Богослужения, - это покаяние, моление о прощении у Господа каждого человека за недостойные поступки, которые мы совершаем. Каждый из нас знает свою вину перед Богом.

Если в Ветхом Завете покаяние заключалось в том, чтобы избежать наказания, то в Новом Завете покаяние заключается в том, чтобы почувствовать свое недостоинство перед лицом Божиим, как мы видим из примеров Евангелия, о которых Господь всегда заявлял. Например, сотник, попросивший исцелить слугу. Он понял, Кто такой Христос и осознал свое недостоинство, чтобы принимать Его в своем доме. Он понял, что лишь только достаточно Господу слово произнести, и исцеление произойдет. Христос сказал тогда о нем: «Я во всем Израиле не видел такой веры». Ну и конечно покаяние у него было, потому, что человек чувствовал себя недостойным. И таких много примеров. И Мария Магдалина, и кровоточивая женщина, которая только к ризам прикоснуться хотела. Эти примеры новозаветного покаяния призывают нас к тому, чтобы мы почувствовали, насколько велик Господь и насколько низка и недостойна наша жизнь, далека от той меры, которой мы должны жить. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 26 февраля 2017г.


Назад к списку