Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 05.11.2017г. Притча о богаче и Лазаре
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 05.11.2017г. Притча о богаче и Лазаре

От Луки Святое благовествование, глава 16 (19-31).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, читалось Евангельское повествование о том, как Господь открывал своим ученикам тайны Царства Небесного. Он говорил о том, что награда, которая ждет человека за порогом жизни, будет у всех разная. Кто-то почиет на местах вечного блаженства, а кто-то и вовсе будет ее лишен. И привел в качестве примера образ двух людей, которые долгое время прожили рядом друг с другом. При этом один жил в богатых хоромах и пиршествовал светло, как сказано Господом, а другой – у него под окнами, на улице, страдая от различных болезней. И вот, они оба умирают, и мы видим, как различна их загробная участь. Мы задаемся вопросом: «А что же нам нужно сделать для того, чтобы быть с Господом?» Или хотя бы быть на лоне Авраамовом, как нищий Лазарь, уже и не помышляя о том, чтобы быть рядом с Самим Иисусом Христом?…

Господь в притче говорит о том, что суд будет без милости к людям, которые сами не оказали в своей жизни милости. Человек, который все время веселился и думал только о том, как себя материально поддержать, не уронить свой статус, чтобы друзья его прославляли, даже не удосужился поинтересоваться, кто этот несчастный, что лежит под его окнами. А не заметить его было невозможно, потому что он лежал практически на пороге его дома. Но богач оказался совершенно равнодушным. И вот, когда после смерти, мучаясь в аду, он увидел этого же нищего, но объятого Славой Божией и лежащего на груди у праотца Авраама, у человека, который в той религиозной традиции почитался как отец веры, как самый главный праведник в израильском народе, он удивился вначале. Потом он все-таки решил как-то помочь себе и своим родным, которые остались на этой грешной земле. Он попросил, чтобы Авраам разрешил Лазарю спуститься в преисподнюю, в этот огонь, и омочить его губы водой. Когда же он узнал о том, что между раем и адом бездна, которую нельзя перейти, он попросил, чтобы Лазарь хотя-бы был послан к нему в дом, и там оповестил его родных и близких о том, что ждет их за такую жизнь, совершенно бесчувственную и эгоистичную. И тогда сказал ему Авраам очень важные слова, важные, прежде всего, для каждого из нас. Он сказал, что люди, которые живут на земле, читают Священное писание и знают то, о чем говорят пророки, что написано в псалмах. О том, что нужно сделать для спасения, все сказано. И пускай они читают закон и пророков, и исполняют его. И когда богатый сказал: «Ну, если они увидят чудо, воскресшего человека, то поверят более», Авраам ответил, что если таким людям как Моисей и прочие пророки не поверят, то даже если и кто из мертвых воскреснет, тоже не поверят им. Таким образом, мы видим, какой страшной участи подвержены те люди, которые живут для себя.

Но более хотелось бы сегодня напомнить, о том, что, наверное, ближе каждому из нас, о состоянии самого бедного Лазаря. Ведь бедность тоже бывает разная. Люди в бедности иногда шлют угрозы тем, кого они считают причиной своих лишений. Они упрекают всех вокруг себя и в том числе Самого Господа Бога, Который послал им такую, как они говорят, судьбу. И они могут так ожесточиться в своей бедности, что растеряют остатки всех добрых чувств, которые посылает Господь каждому человеку. Бедность может быть очень злой и колючей. Но не таков был этот евангельский Лазарь, потому что мы видим, что, несмотря ни на что, он не озлобился. У него была одна мечта, он хотел ни чего-нибудь особенного, а просто поесть. И причем, он хотел, как сказал Господь, напитаться от крошек, которые падают со стола. И больше не нужно ему было ни денег, ни одежды, никакого другого большого богатства. А ведь он мог мечтать о чем-то большем. Он мог просить Господа, например, о том, чтобы Он ему вернул здоровье, что было очень важно, ведь у него была страшная болезнь - неисцеленные раны на ногах и руках. Он мог мечтать о том, чтобы он родился не бедным и нищим, а, например, богатым и здоровым человеком. Или, например, чтобы он нашел какое-нибудь сокровище, которое послужило бы ему на пользу. Тоже мог мечтать, ведь никто же ему этого запретить не мог. Он мог еще мечтать о том, чтобы он нашел своих родителей, которые тоже богаты и в достатке, и они в детстве его потеряли, и вот теперь в юности или в зрелом возрасте вновь обрели и узнали по родинке на щеке. Например, он мог так мечтать, но он такие мечты не испытывал. Он просил о крошках, о каких-то малых частицах. Это очень важная деталь, потому что мы тоже всегда просим о чем-то очень большом. И Господь ему за это малое дал ВСЕ. По сути дела, Он увел его в рай. И когда человек говорит: хочу, хочу, хочу, он должен подумать, а полезно ли ему то, о чем он просит. Даже, может быть, здоровье, о котором мы просим Господа, не всегда нам полезно, потому что, обретая его вновь, мы уходим далеко от путей Божиих и снова блуждаем в этом мирском суетном существовании. А когда болезнь нам напоминает о том, что наша жизнь заканчивается, и что мы будем стоять перед Богом в том, в чем мы находимся, тогда какие-то мысли, более светлые и более внимательные к себе, посещают нас. Так вот на это хотелось бы сегодня особенно обратить внимание.

Лазарь в переводе с еврейского языка значит праведность, справедливость. И, наверное, когда этот человек думал о том, почему его так назвали, он считал: «Как это несправедливо, моя жизнь такая ничтожная и несчастная, а меня навали справедливостью». «Это несправедливо по отношению ко мне», - думал, наверное, Лазарь. А может быть и не думал, потому что считал, что такие мысли оскорбляют величие Божие. Но, тем не менее, мы видим по результату. Он, может быть, и не знал досконально все Священное писание, но, потому что он был человеком терпеливым и многого не желал, за это получил все. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 05 ноября 2017г.


Назад к списку