Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 22.01.2023г. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 22.01.2023г. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17)

Сегодня во время чтения Евангелия в храме слышим, как Иисус говорит такие слова : «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17).

Покаяние – это не сожаление о совершённых грехах. Покаяние – это изменение ума. В греческом подлиннике слово «метаноя», означает перемена смысла, пересмотр целеполагания. Это не одиночный акт, который мы совершаем, приходя на исповедь. То, о чём говорит в сегодняшнем контексте Христос, это процесс, во время которого с человеком происходят коренные изменения и он, меняя жизненные приоритеты, становится иным. Вся его жизнь постепенно подчиняется новым ритмам и другие, подчас совсем неожиданные, сигналы вторгаются в его сознание.

Покаяние вводит человека в такое понимание жизни, которое обозначено в тексте Евангелия сентенцией «духовная нищета». Это тогда, когда он действительно начинает знать, не верить, а знать, что без Божественной близости он ничто и никто. И только Бог может дать ему такое вдохновение, которое поможет справиться в сложной житейской путанице, в том сумбуре мыслей, желаний и намерений, которые роятся в его голове.

Бог смотрит на нас со Своей высоты и посылает различные ситуации, в которых наша задача разглядеть свою судьбу. А судьба ведь одна – выйти из лабиринта к Дому. Человек в этом деле никак не справится. И даже Бог не справится, если тот, кто должен выйти к своему Дому не хочет слушать сигналов и обращать внимание на знаки. Это всё равно, что вот идёт человек, весь скрюченный и разбитый и страдает. Очень ему плохо, и видно, что долго не протянет. А давайте, говорим мы, придумаем ему новую жизнь : сочиним ему другую семью, хорошую работу, прочистим сознание, расширим интеллект, устроим личную жизнь. А он раз и помер. Как так? Ведь по логике этого мира ему только бы жить и жить, ан нет. Человек так создан, что только и может осуществить себя в свободном контенте. Вся эта сложность его бытия держалась на непонятном соединении сдержек и противовесов: ниточек, палочек, цепочек, проволочек, скотча, марли, целлофана, и иной лабуды. А мы взяли и искусственно всё устранили, стерев божественный образ и заменив его голливудским хэппиэндом. И ведь это всего касается, когда приходят в нашу жизнь её улучшатели и говорят, что они точно знают, как должно быть лучше.

«Настоящее покаяние – это видение своих грехов бесчисленных, как морской песок» - такую формулу даёт нам преподобный Иссак Сирин, замечательный учитель церкви VII века.

Наши приблизительные знания о Царстве Небесном можно изложить следующим образом: это то, что доставляет нам радость и наслаждение. Вся беда в том, что радость и наслаждение у каждого осуществляется по-разному. Для одних – это стихи, спектакли и Эрмитаж, а для других пиво, футбол и шашлыки. Для одних – это яхты, виллы и драгоценности, для других открытия, творчество и успех. Одно другого не исключает и может варьироваться в разных пропорциях, но всё-таки чего-то не достаёт для того, чтобы утверждать, что именно к такому представлению о Своём Царствии призывает Иисус.

Евангелие говорит нам, что Богу можно служить в своём ближнем. Напоить жаждущего, накормить голодного, одеть зябнущего и посетить заключенного… Это, мол, и будет пропуском в Царство Небесное. Услышав такое, море людей ломанулось к открывшейся перспективе.

«Иногда кажется, что добрых людей на свете гораздо больше, чем того требуется. Главным качеством доброго человека является то, что он искренне желает счастья кому-нибудь другому и, что самое страшное, совершенно точно знает, что для этого нужно сделать. И делает! Добрые люди вообще гораздо энергичнее мизантропов и человеконенавистников: у них всегда найдётся пара минут для правильного обустройства чьей-нибудь жизни. Кто не спрятался, тот и будет счастливым» - говорит один современный писатель. Но к счастью Евангелие не знает такого определения, как «хороший человек», потому что для кого-то по определению нечто хорошее может быть совсем наоборот. А для другого «плохое», как елей на раны. В одном человеке и того и другого может быть поровну. Христос разделяет людей на праведных и грешных и говорит, что Он пришёл для того, чтобы грешных спасти. Спасти, то есть исцелить.

Когда начинаешь размышлять о Царствии Небесном, ловишь себя на мысли, что самое главное в нём это не награды и преимущества, которые оно даёт, а Сам Царь. Если Он нам интересен и Его образ притягателен для нас таким образом, что всё остальное теряет своё значение, тогда это действительно имеет смысл. Какие личностные свойства притягивают нас в Иисусе Христе?

Верность, милосердие, сострадание, прощение, терпение, рассудительность, скромность, внутренняя тишина, мудрость, последовательность, выносливость, трезвенность, целеустремлённость, благородство.

Протоиерей Владислав Шмидт


Назад к списку