Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 05.02.2023 г. МЕЖДУ МЫТАРЕМ И ФАРИСЕЕМ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 05.02.2023 г. МЕЖДУ МЫТАРЕМ И ФАРИСЕЕМ

МЕЖДУ МЫТАРЕМ И ФАРИСЕЕМ

Читаем, читаем из года в год эту притчу, и вдруг понимаем: а мы то тут при чём?

Ну нет у нас такой тщательности в исполнении заповедей, как у фарисея. И нету такого смирения, как у мытаря. Вот они, вернулись каждый в дом свой оправданными. Мы рады за них. Бог их оправдал в той мере, которая Ему ведома.

А при чём здесь я? - спросит среднестатистический христианин, и будет прав. Потому что "я" в тексте - это "все прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи" (нужное подчеркнуть). Притча выхватывает из контекста большой жизни маленький пример и , в преддверии Великого поста, пытается нам что-то сообщить. Что?

Если бы я был последователем Александрийской богословской школы и оригенистом, я бы представил следующую аллегорию: храм - это образ мироздания, фарисей - это праведные люди, мытарь - грешники. Молитва - это образ наших мыслей по отношении к Тому, кто является Хозяином храма. Праведник обменивает добрые дела на своё благополучие и благоустройство. Грешник, за неимением таковых, просит о милосердии Хозяина.

Вывод: можно с Богом вступить в торговую сделку и будешь тоже оправдан, только в меньшей степени, чем тот, кто не рассчитывает заполучить блаженство добрыми делами, которых у него нет. Он просто повергает свои немощь и бесплодие к ногам Божиим. И он молодец. Такова схема спасения.

Только мы, простые люди, не вписываемся в эту схему. Молитвы наши не о благодарности и не о грехах, а о насущном: денежку собрать, ипотеку выплатить, в семейном кругу мирно ужиться, здоровье подтянуть, детей вырастить, на войне уцелеть. Мы не глубоко копаем, не широко глядим, не запрашиваем драгоценных даров. Ну а если благодарим, то по малости, за что-то конкретное, за, в сущности, пустяки.

В чём же тогда для нас, простецов, смысл этой притчи? А в том, что и фарисей и мытарь - равны перед Богом. Пусть один чист, как слеза, как свеча, как огонь (хотя сколько ещё грязи на него выльют сегодня наши проповедники!), а другой испачкан грехами, свирепой и скаредной жизнью. Но пред Богом, как перед Отцом они - братья. Правда, в отличии от фарисея, мытарь - больной ребёнок. А больной всегда дороже, милее, ближе. Боль и страдание ребёнка это боль и мука его Отца. И, в идеальной проекции, должна быть болью всей семьи, включая здоровых братьев.

И тогда, - это про нас! Про каждого из нас в отдельности и про всех вместе.

Потому что если Великий пост это наш поход через пустыню, через ад, через смерть, сквозь пучину Чермного моря и долину, кишащую ядовитыми змеями к Пасхе, к радости вечного Воскресения, то мы должны поступать также, как это делали спутники Моисея. Слажено, сплочённо, единодушно. Никого не почитая чужим, случайным, нечистым. Слабых поддерживать, детей прижимать к груди, стариков нести на плечах. Верить друг в друга и идти на призыв Господень. И тогда нам откроется Рай Обетованный. Земля, точащая мёд и молоко.

© протоиерей Владислав Шмидт


Назад к списку