Новости
- Праздник Успения Пресвятой Богородицы (ФОТО)
- 31 Август 2023
- В воскресной школе перед началом учебного года был отслужен молебен (ФОТО, ВИДЕО)
- 28 Август 2023
Объявления
- Желающим совершить таинство Венчания
- 10 Август 2022
Воскресенье 12.02.2023 г. ПРИТЧА О ПРЕМУДРОМ ОТЦЕ
ПРИТЧА О ПРЕМУДРОМ ОТЦЕ
Так много раз за свою большую «практику» говорил на эту тему, что опасаюсь, как бы церковно-елейная риторика не плеснула на наши страницы. А ведь мы договорились быть тише, смиреннее, углублённее, чтобы слышать, как трава растёт.
Давайте отбросим внешнюю оболочку «притчи о блудном сыне». Забудем, что он совершил метафизическое убийство отца, попросив себе часть имения. Закроем глаза на всё к чему это привело. Ведь не могло не привести. Ведь каждое действие равно силе противодействия. Как и в материальном мире, в духовном, действуют такие же законы. Облезлый затылок и распадающиеся подошвы, как это представил на своёй картине великий Рембрандт, – вот итог его «похода» на страну далече.
Давайте всё это не то что забудем, а положим в хранилища нашей осведомлённости, которая даёт определённый опыт, но не выстраданную мудрость.
Давайте зададимся вопросом: отчего так произошло? Отчего сыновья уходят от своих отцов? Отчего эти же сыновья (и мы своими грехами) уходят от своего Отца иже еси на Небесех? Отчего дети уходят из церкви? Отчего в номинально православной стране верующими (то есть «верными») людьми можно назвать не более трёх процентов населения? И отчего тех, кто регулярно участвуют в Таинствах, соблюдают посты и стараются жить по заповедям с большой натяжкой можно причислить к спасаемым?
Если филогенез раскрывается в онтогенезе, то невозможно избежать неизбежного.
Давайте посмотрим, как это проявляется в притче.
На кого похож младший сын? Он похож на нашего праотца Адама, а в его лице на всё человечество, которое, за малым исключением, выбыло из рая получив то, что ему причиталось из Божьего наследства («даждь ми достойную часть имения»). Захотели быть как боги, ну и стали. И началась история человечества. Без грехопадения она бы просто не состоялась. Интересно, что в греческом подлиннике слово «блуд» меньше всего связан с физиологией. Это состояние заблуждения, не понимания смысла, блуждания в тумане сумеречного мира. Вся наша так называемая «история человечества» - это странствие в потёмках собственной темноты (слепоты). Но главный вопрос в том, возможно ли было этого избежать? Ответ искал ещё замечательный святой - Исаак Сирин. «Отчего произошло падение прародителей?» - спрашивал он. И сам себе же отвечал: «оттого, что у Адама и Евы не было опыта жизни без Бога». Эта беспечность послужила к тому, что их изначально святая природа помрачилась и жить в раю (в доме Отца своего) они уже не могли. Начались блуждания, которые привели человечество в нижеестественное состояние. Поедали пищу нечистых животных. И только тогда «пришли в себя». Обрели в себе силы, через покаяние и осознание собственного бессилия, вернуться к Отцу. Смешно спрашивать: было ли это случайным стечением обстоятельств?
Ведь у Бога все ходы записаны. Значит, нужно найти ответ. Наверное, он в том, что неизбежность грехопадения Адама (читай – ухода блудного сына из отчего дома) было обусловлено его экзистентной свободой. Он властен был остаться, но согрешив, он проявил своё богоподобие, которое выражалось свободой выбора. Выбор был неверным, но это был его выбор и Отец Небесный этот выбор не оспорил. Потому что мудрый и тактичный Бог желает нашего научения. А слово «научение» звучит по-славянски как «наказание». Бог не бьёт палкой, он, как солнце, светит равно на всех. И тот, кто выходит из зоны действия солнечных лучей не смеет сетовать, что солнце к нему не справедливо. Смысл наказания – исправление.
Во-вторых же неизбежность грехопадения послужила к тому, что Сын Божий принял человеческую природу и стал одним из нас – Человеком в полном понимании всего того, что есть в человеке чистого, святого и истинного. Богочеловечество Иисуса Христа, также как таинственное богочеловечество Церкви, делают нас, христиан, жителей Нового Завета, намного совершеннее нашего бедного праотца.
А на кого похож старший сын из притчи? Не знаете?
Дерзну предположить: это тоже наш Адам, только здесь он представлен в гипотетическом концепте верности отцовским заветам. По этой версии библейской истории Адам не согрешил, а продолжал верно трудиться во славу Отца и в ожидании того момента, когда наконец-то получит причитающуюся ему награду. В чём ошибка такой жизни? Старший сын был верен, но эта верность была лишена веры. Возможно, он не верил отцу, не верил в его мудрость, в его любовь и милосердие. Эта верность была внешним проявлением жизни: тяжелая работа, трудовые мозоли, подобострастная предупредительность. Даже часы редкого отдыха не вознаграждались, как ему казалось, отцовским благоволением. Он был верен верностью сторожевого пса в ожидании брошенной кости. Верностью раба, который готов терпеть всё на свете, лишь бы дождаться честно заслуженных даров. Ему не важно, что живёт в душе у отца, какие события его радуют и волнения печалят. Он не интересуется его волей, смыслами его поступков. Эта вера не безусловна. В тайне, он рассчитывает получить награду за законно понесённые труды. И в глубине и ужасе своих тайн он понимает, что эта возможность откроется тогда, когда отца, наконец, не станет. Таков духовный портрет Адама без грехопадения.
Поэтому старшего сына возмутило такое поведение отца, когда он всё отдаёт для того, чтобы сделать радость от возвращения младшего максимально совершенной. Он упрекает отца. Он не смеет назвать своего брата братом. Из притчи не ясно следует, вошёл ли старший сын в дом на пир уготованный отцом. Похоже, что нет. Разве это так не похоже на многих из тех, кто кичится своим номинальным статусом, но начисто лишён доверия, милосердия и любви? Кто считает, что у него есть «своё место в храме» и он «не такой, как все прочие людишки»?
Тогда в чём же смысл притчи?
Наш путь из рая в ад и обратно обусловлен премудрым промыслом Отца. Может хоть сейчас, мы сможем понять, что дорога домой неизбежно пролегает через свиные корыта, и каждый оттуда съест столько, сколько ему необходимо для того, чтобы прийти в себя.
А закончить я хочу словами гениального священника – отца Георгия Мицова из Пушкиногорья, который однажды, после окончания Божественной Литургии в первую неделю Великого поста, когда все причащались, вытянул шею из Царских врат и сказал прихожанам смело, уверено, ясно: «а сегодня я вас благословлять не буду, потому что вы сами сегодня Боги»…
© протоиерей Владислав Шмидт
Назад к списку