Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 26.02.2023 г. МОЁ СОКРОВИЩЕ. ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 26.02.2023 г. МОЁ СОКРОВИЩЕ. ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ

Вспоминая Адамово изгнание, в последнее воскресение перед началом Великого поста Церковь обращается к нам с евангельским напутствием: о прощении, о посте и о сокровище.

Последнее особенно проникновенно…

Сокровище сердца. В чём оно? Где лежит эта главная драгоценность жизни человеческой? В богатстве, славе, успехе, наслаждении дарами этого мира? Может это сокровище лежит в сознании своей причастности к большому и нужному делу, которое приносит великую пользу человечеству? Может оно в терпеливом и добросовестном исполнении своих обязанностей по работе, семье, поддержанию домашнего уюта и стабильности ускользающей временной жизни? А может быть оно в крепости семейных, дружеских, корпоративных отношений, которые помогают нам выживать в сложных условиях бытия? Может сокровище в дарах человеческого духа: в том, что названо на церковном языке словом «добродетели»?

Пойдёмте на кладбище: смотрите, земля уравняла всех.

«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» - говорит Господь.

В навязчивой мотивации поста, обращаясь к нам из года в год, Церковь очень вежливо и тактично не называет нам главной причины, зачем нам это делать? На первой неделе строгое сухоядение, в субботу и воскресение вино и елей. Рыба только два раза в пост и рыбья икра один раз.

Что толку нам от нашей диеты? – иногда спрашиваем мы. Иногда не спрашиваем, а просто игнорим все предписания. Но давайте честно посмотрим на сам призыв Господа к соблюдению постов.

Пост – это наше маленькое испытание, насколько мы правильно идём к Богу. Можем ли мы сказать себе решительное «нет», когда наступает необходимость проверить силу нашей воли? Вообще, мы способны управлять движениями нашей души? Насколько я, как христианин, умею руководить собственным телом и душой, так чтобы она следовала по главному пути?

А для чего вообще идти к Богу?

Многие скажут: для того, чтобы попасть в рай. А рай, это что? Это место вечного блаженства. Там не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… В раю прикольно жить: всё из золота и драгоценных камней, полно еды и всегда тепло.

Ещё при жизни Христа два брата-апостола просили Его посадить их в раю по правую и левую руку от Спасителя. А Он им ответил – могу, только если будете пить Мою Гефсиманскую чашу, пройдёте через такие же как Мои Голгофские распятие и смерть – тогда сидите. К чести апостолов нужно сказать, что они, в отличии от многих современных как бы христиан, не устроили Иисусу истерику с обвинениями в том, что отдали Ему свои лучшие молодые годы и всё оставили ради нищенской жизни бродячих учеников, а Он их не пускает за это в рай. Заметьте, что в нашем мире тоже есть такие люди, которым мы не нужны, как люди, не интересны, как личности, им нужно то, что мы можем им дать. И это как раз об этом. Стремиться в рай и не стремиться, при этом к его Хозяину – безумие.

Другие скажут – мы идём по этому пути для того, чтобы не попасть в ад. Это значит, что в их жизни не место негативу и так называемой «чернухе». Давайте говорить только о хорошем? Дайте об искусстве? Давайте поедем на экскурсию, но только на индивидуальную, чтобы не столкнуться с этими ужасными, невоспитанными пролетариями? Или, лучше давайте, почитаем стихи о любви? Это так прекрасно! Так возвышает человеческий дух! Ведь рай начинается здесь, в нашей душе, поэтому будем только о хорошем, о райском.

Но Тот, Который вводит человеческие души в рай, Сам когда-то сошёл в ад. Какой ценой Богочеловек Иисус Христос получил возможность наполнить ад Своим божественным светом, мы читаем в Евангелии: «крест, копьё, смерть», кровавая мучительная жертва. Когда ученики увидели, по какому пути пошёл Иисус, они в панике разбежались. Мы пытаемся подменить своими хотелками истинное положение вещей. Рай нельзя заслужить и ад нельзя избежать своими силами. Рай можно только вымолить, а в аду (даже в аду) можно встретить Христа.

Поэтому на вопрос, зачем я иду к Богу? Или, что равносильно, зачем я иду по пути поста? можно ответить двояким способом: «я иду за спичками», или «иду к Тебе, Господи!»

© протоиерей Владислав Шмидт


Назад к списку